Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. В отличие от Европы, Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой. Начавшаяся в 50-е гг. индустриализация коснулась прежде всего тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд. С 1860 по 1895 гг. промышленное производство выросло в 7 раз и США, обогнав Германию и Францию, вышли на второе место в мире после Англии.
Необремененные вековыми традициями в области художественных стилей, американские художники и архитекторы искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Начала рождаться новая профессия дизайнера.
Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940 гг.). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».
Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на 1-й Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, где, наряду с другими изделиями, была показана школьная парта на чугунных опорах. В ней все было тщательно приспособлено к возрасту ученика, его анатомическому строению, характеру занятий. Простота, техническая точность и правильность формы представленных в экспозиции выставки изделий поражала наблюдателей. Известный немецкий искусствовед Зигфрид Гидион в своей книге "Пространство, время, архитектура" приводит целый ряд восторженных высказываний наблюдателей. Так, Лотер Бухер обращает внимание на настольные часы с отлично продуманным механизмом, стулья - от простых деревянных рабочих скамей до кресел, совершенно лишенных пышной резьбы по дереву, царапающей наши руки и рвущей одежду. Все американское оборудование соответствует своему назначению и проникнуто духом комфорта.
Чикагская школа
Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в к. 70-х гг. в Чикаго и известное под названием Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального - каркаса и больших остекленных плоскостей.
Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством, Значение Чикагской школы для истории архитектуры состоит в, том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. С по разительной смелостью архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое Основатель Чикагской школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) до того, как стать архитектором, был инженером . Видимо поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль.
В мастерской Дженни прошли подготовку многие будущие архитекторы Чикаго, в том числе и Луис Салливенис Салливен (1846-1924), архитектор, публицист. Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных зубов превратив их полностью в здания машинной эпохи. Из традиционных архитектурно-оформительских призов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей .
Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря - свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей... Всюду и всегда форма следующей функцией - таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма» . Так возникла формула Салливена "Форма следует за функцией", ставшая позже лозунгом функционалистов.
Особое место в становлении и развитии индустриального дизайна принадлежит общепризнанному патриарху американской архитектуры Франку Ллойду Райту, автору более сотни проектов жилых домов, ряда административных и общественных зданий, среди которых известный "Дом над водопадом" для Э. Кауфманна (1936) музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1943-59). Широко известны его интерьерные работы и мебельные проекты, которые всегда были продолжением его архитектурных решений . Мебель Райта для «домов прерий», отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без _ каких-либо декоративных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов, она оказалась совершенно современной.
С 1932 года Райт много времени стал отдавать педагогической деятельности. Он оставил после себя немало книг, статей, записей лекций, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры. Научная мысль, воплотившись в металл и приняв формы промышленно изготовленных вещей, является двигателем прогресса общества.
Др ист
Особый интерес представляет «Чикагская школа архитектуры». В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством. Наиболее известным представителем Чикагской школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846-1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей… Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма».
Общепризнанный патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эклектика. Отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.
В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля «машинного века».