Суфизм: они обращаются со своими ду’а к шейхам наравне с Аллаhом и обращаются к ним за помощью для устранения опасности и вреда и получения выгоды и пользы, при этом неважно, жив ли этот шейх, к которому они обращаются, или мертв, сидит ли он перед просящим или находится совсем в другом месте. И они часто приходят на могилы этих шейхов и просят у них помощи, исцеления, пропитания, детей, руководства, благополучия и всего того, что никто не может дать, кроме Аллаhа. И они считают дозволенным обращаться с мольбой (ду’а) не к Аллаhу, и говорят: «О Джиляни, помощи!» или «О Дусуки, о Рифа’и, походатайствуйте за нас перед Аллаhом!» или «избавьте меня от этой беды» или «излечите моего больного». При этом они приводят в качестве доказательства разрешенности подобных ду’а странные истории, весьма напоминающие сказки, вроде: «Однажды, когда я шел по тропинке в лесу, на меня напал волк, и тогда я сказал: «О Кунта-хаджи!», и волк убежал от меня так, словно его ударили по голове». Или еще: «Я тонул в реке и воскликнул «О Аллаh!», но ничего не произошло. Тогда я воскликнул: «О наставник!», - и невидимая рука подняла меня из воды и поставила на берег».
Из той же серии история одного из мюридов шейха Мухlаммада аль-Ма’сума. Однажды он (этот мюрид) ехал верхом, и неожиданно его конь шарахнулся в сторону, и он упал на землю, а нога его запуталась в стремени, и конь стал таскать его по земле так, что, в конце концов, он решил, что гибели ему не избежать, и тогда он стал звать на помощь шейха Мухlаммада аль-Ма’сума. Он рассказывает: «И я действительно увидел его стоящим передо мной, и он заставил лошадь остановиться и помог мне сесть на нее». Спустя некоторое время тот же самый мюрид оказался в море и стал тонуть, поскольку не умел плавать, и тогда он снова позвал на помощь своего шейха, тот явился и спас его.
Рассказывают также, что один человек, находясь на готовом затонуть корабле, стал призывать на помощь шейха, и тот протянул руку – а в это время он сидел у себя дома в кругу учеников, - и вытащил корабль, и при этом его рука намокла. Расстояние же между ним и просившим у него помощи было очень велико, и все его ученики чрезвычайно удивились, увидев, что его рука стала мокрой после того, как он протянул ее в воздух.[18]
В один из дней на деревню Мавляны ‘Арифа спустился огромный поток, началось наводнение, и люди, испугавшись, что все они утонут, бросились к ‘Арифу, и тот вышел, сел в месте разлива и сказал, обращаясь к воде: «Если у тебя есть сила, подними меня!» И вода отступила!..[19]
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: утверждают, что ду’а, обращенные не к Аллаhу, и испрашивание помощи у кого бы то ни было, кроме Аллаhа, в делах, помочь в которых может только Он, однозначно запрещено, поскольку это является поклонением, а поклонение кому бы то ни было, кроме Аллаhа, запрещено.
Обращение к кому-то с мольбой или просьбой о помощи подразумевает веру в то, что он способен ответить на мольбу и помочь просящему, с которым случилась беда. И если бы не эта вера, он не обратился бы к нему с мольбой и не взывал бы к нему о помощи. Но Всевышний Аллаh отрицает способность кого бы то ни было из тех, к кому обращают ду’а помимо Аллаhа, ответить на эти ду’а и отвести зло от обратившихся к ним. Сказал Всевышний: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло?.. »(Муравей,62). И сказал Он: «Если Аллаh коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него»(Скот,17). Так что же можно сказать о том, кто требовал от другого совершить что-то из того, на совершение чего способен только Всевышний Аллаh?..
В Коране можно найти множество аятов, содержащих в себе ясное и не вызывающее сомнений запрещение обращаться с мольбами (ду’а)_к кому-либо, кроме Аллаhа. Сказал Всевышний: «Не взывай помимо Аллаhа к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе нечестивцев»(Йунус, 106). И сказал Он: «Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему»(Джинны, 20) Аллаh также сказал: «Скажи: «Мне запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете наряду с Аллаhом». Скажи: «Я не стану потакать вашим желаниям. В противном случае я собьюсь с пути и не окажусь в числе следующих прямым путем»(Скот,56).
И сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует): «Если просишь, проси у Аллаhа, и если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаhу…».[20]
И доказательством того, что ду’а является поклонением, и что ду’а, обращенное к кому-то, кроме Аллаhа – ширк, - являются Слова Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Прощающий, 60). А также Его слова: «Находясь на корабле, они взывают к Аллаhу, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей»(Паук,65). В этих аятах Аллаh назвал ду’а очищением веры, и назвал обращение с ду’а не к Аллаhу ширком.
Вспомним также слова Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Ду’а является поклонением».[21]
Даже шейх ‘Абду-ль-Кадир аль-Джиляни, основатель кадиритского тариката, говорит в своей книге «Аль-фатху-р-раббани» («Божественное Откровение»): «Просите у Аллаhа и не просите у других, обращайтесь за помощью к Аллаhу и не обращайтесь к другим… Горе тебе, с каким лицом ты предстанешь завтра перед своим Господом, если ты вступил с ним в конфликт в ближней жизни, повернувшись к Нему спиной и обратившись лицом к Его творениям, и возлагаешь на них надежду в осуществлении желаемого и перекладываешь на них выполнение своих задач?!...Перестаньте избирать себе посредников между вами и Аллаhом, ибо совершение этого - сумасбродство, и нет ни владычества, ни власти, ни богатства, ни величия ни у кого, кроме Аллаhа! Будь же с Ним, а не с Его творениями…».
Здесь я могу сказать: «Что касается того, что приверженцы суфизма не слушают ни Cлова Аллаhа, ни слова Его Посланника, и не подчиняются запрету обращать ду’а не к Аллаhу, то этот факт широко известен. Но как же они не подчиняются своему шейху, Султану Знающих, Спасителю Мира и Полюсу Времени ‘Абду-ль-Кадиру аль-Джиляни?..
Здесь я привожу слова нескольких ду’а, являющихся основными в кадиритском тарикате, с которыми его последователи обращаются к своему шейху Абду-ль-Кадиру аль-Джиляни, ослушиваясь при этом его завета им. И в этих ду’а – явное и очевидное преувеличение в том, что касается испрашивания помощи и посредничества, и откровенный ширк – да убережет нас Аллаh от подобного... Вот их слова:
«О Султан Знающих! О Венец Осуществляющих! О Поитель Жаждущих! О Прекрасный этой жизни! О Благословение людей! О Светильник во тьме! О Солнце, которое не заходит! О Жемчужина, не имеющая равных! О Полная луна без темных пятен! О Море, не имеющее границ! О Избавляющий от бед! О Величайший избавитель! О Добрейший и Щедрейший! О Кладезь тонкостей! О Клад Истин! О Обладатель Власти и Величия! О Солнце Солнц! О Цветок Душ! О Направляющий ветер! О Оживляющий истлевшие кости! О Нужда влюбленных! О Сокровищница Секретов! О господин мой, Красота Аллаhа! О Заместитель Посланника Аллаhа! О Милующий людей! О Прогоняющий трудности! О Открыватель Кладов! О Кладезь Символов! О Ка’аба Соединяющих! О Посредник Вопрошающих! О Стоящий крепко! О Любимый Аллаhа! О Открывающий Затворенное! О Хранитель вещей! О Предел Мечтаний, у которого завершаются труды! О Свет Небес и Земель! О Утешение в несчастьях! О Прощающий Грехи! О Обладатель Высокого Положения! О Рассеивающий Печаль! О Принятый Господом Райских Садов! О Сидящий возле Милостивого! О Шах, о Божественная Тайна! О господин мой, о связь моя, о владыка мой, о сила моя, о помощь моя, о поддержка моя, о отдохновение мое, о исполнитель моих желаний, о мой избавитель от бед, о свет мой, о надежда моя, о исцеление мое!...О Свет Душ! О Достигающий своими шагами Запада и Востока! О не имеющий равных среди ангелов, джиннов и людей! О не имеющий равных в море и на суше! О не имеющий равных на Западе и Востоке! О не имеющий равных в небесах и на земле! О приходящий к своему мюриду, когда тот взывает к тебе о помощи, даже если он на Востоке Земли! О Распоряжающийся Миром в этой жизни и в могиле, инша Аллаh! О величайший Помощник, помоги мне во все делах моих и помоги мне в осуществлении моих мечтаний!..».[22]
Я говорю: «Не думайте, что это – ду’а, обращаемое к Аллаhу. В действительности эти слова обращены к ‘Абдуль-Кадиру аль-Джиляни, который является «Аллаhом № 2» (да простит нас Аллаh) у суфиев кадиритскаго тариката, которые приписывают ему качества, присущие одному лишь Аллаhу. Это, клянусь Аллаhом, чрезмерное возвеличивание этой личности и открытое поклонение ему.
Это ду’а - лишь один пример из тысячи существующих, поскольку в каждом тарикате есть подобные ду’а, с небольшими изменениями.
Поистине, меня удивляет поведение приверженцев суфизма, как они умудряются читать в каждом рак’ате ежедневного пятикратного намаза суру «аль-Фатиха», и не понимать ее смысла. В частности, это касается Слов Всевышнего: «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи», то есть поклоняемся Тебе одному и просим помощи у Тебя одного, и не поклоняемся никому, кроме Тебя, и не просим помощи ни у кого, кроме Тебя. Так как же согласуется ежедневное повторение ими этого аята с тем, что они делают?!
Я удивляюсь, как они слышат слова Всевышнего: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаhа? »(Муравей,62) и «Если Аллаh коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него»(Скот,17) и при этом надеются, что им ответит и поможет и отведет от них беду кто-то, кроме Аллаhа. Неужели, услышав Слова Всевышнего «…никто не сможет избавить от нее, кроме Него», кто-то продолжает сомневаться в том, что ду’а, обращенные не к Аллаhу, – ширк, и являются запретными? Поистине, то, что делают сейчас приверженцы суфизма, вроде обращения ду’а к шейхам и испрашивания у них помощи в радости и в горе, намного хуже, чем то, что творили многобожники во времена, когда ниспосылался Коран. Конечно, они придавали Аллаhу сотоварищей и обращали к ним ду’а в благополучные времена, но стоило только случиться какой-нибудь серьезной беде или несчастью, как они тут же взывали к одному лишь Аллаhу, забывая своих идолов и любимых богов, потому что знали, что в подобном положении они им ничем не помогут и не отведут от них беды и не уберегут их от зла. И об этом упомянул Аллаh в Коране. Сказал Всевышний: «Находясь на корабле, они взывают к Аллаhу, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей»(Паук, 65). И назвал Аллаh их обращение с мольбой к Нему одному «очищением веры», и назвал их ду’а, обращенные к кому-то другому, ширком.
Что же касается приверженцев суфизма, то они обращаются к кому-то, кроме Аллаhа и испрашивают помощи у них и в радости и в горе, и в благополучии и в беде, и поэтому мы можем смело утверждать, что они даже хуже, чем многобожники времен Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). Да убережет нас Аллаh от подобного язычества!..
А теперь вернитесь к приведенным выше историям, и вы обнаружите, что вашему удивлению нет предела: человек взывает к Аллаhу и Он не избавляет и не спасает его, за тем взывает к кому-то другому и тут же приходит спасение и помощь. Поистине, это даже больше чем ширк, и еще хуже, потому что ширк – это обращение ду’а к Аллаhу и одновременно к кому-то другому. Упомянутое же в этих историях – откровенный призыв вообще забыть об Аллаhе и взывать к другим, потому что, если дела обстоят так, как утверждают суфии, то в Аллаhе действительно нет никакой потребности, поскольку Он не отвечает на мольбы и не помогает тем, кто взывает к Нему о помощи!.. Но где же, в таком случае, обещание Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»(Прощающий, 60) и также:«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем»(Корова, 186)?..
Кто-то может сказать, что подобных случаев (когда мюрид попал в беду и взывал к помощи к своему шейху и тот приходил и вызволял его) немало, и многие могут засвидетельствовать, что видели это своими глазами, так что же им теперь – не верить собственному зрению?
Я говорю: «Мы не отрицаем возможность того, что шейх действительно придет и вызволит своего мюрида, только на самом деле это будет не шейх, а Шайтан, принявший облик шейха-спасителя и желающий ввести мюрида в еще большее заблуждение, и чтобы это заблуждение окончательно укрепилось в его сердце».
В любом случае, человек не должен взывать о помощи к кому-то, кроме Аллаhа, когда дело касается тех случаев, когда помочь не способен никто, кроме Него. Независимо от того, пришел ли кто-то ему на помощь или нет, дабы не впадать в ширк, но мы должны взывать к одному лишь Аллаhу с искренностью и надеждой, и быть при этом уверенными, что Аллаh ответит на нашу мольбу. Сказал Всевышний: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»(Прощающий, 60).
Здесь следует добавить, что обращение людей друг к другу за помощью в тех случаях, когда одни из них действительно способны помочь другим, не имеет ничего общего с описанным выше явлением, и не существует разногласий в его разрешенности. Это при условии, что те, к кому обращаются за помощью, присутствуют в том же месте, что и просящие, то есть могут слышать их голос, или же с ними есть какая-то другая связь, и, услышав просьбу о помощи, они приходят и помогают - как бригада скорой помощи, например, или пожарники, и т.д. Это - вполне дозволенное сотрудничество между людьми. Сказал Всевышний: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh суров в наказании»(Трапеза, 2).