Рынок услуг в России неразвит. В связи с этим можно утверждать, что в ближайшее время вложение капитала в создание предприятий малого бизнеса, должно стать приоритетным направлением инвестиций. В настоящий момент, сложилась такая ситуация, когда многие люди уже готовы тратить часть своих доходов на получение качественных и доступных по цене услуг. Особенно это относится к владельцам личного транспорта. Из ситуации на дорогах города Москвы можно сделать вывод, что в последнее время автопарк личного транспорта значительно увеличился. Это косвенно говорит о том, что должно увеличится и количество предприятий автосервиса.
Для владельца автомобиля сейчас не трудно найти станцию технического обслуживания, если произошла серьезная поломка. Но большинство автолюбителей все же предпочитают поломки устранять собственноручно.
Что же касается приведения внешности своего авто в привлекательный вид (мойка кузова, двигателя, салона и т.д.), то многие понимают необходимость всех этих процедур, но имеют возможности сделать это собственноручно, а из-за высокой стоимости этих услуг пользуются ими крайне редко. Кроме того, нежелательными факторами являются длительность процедуры, во время которой хозяин просто не знает, куда себя деть, и низкое качество используемого оборудования, а как результат - низкое качество помывки. Но самое главное, если, подъехав к мойке, вы увидите очередь и все же решились подождать, можете забыть обо всех прочих делах этого дня и смириться с мыслью о том, что этот день пропал.
Однако давно прошло время многокилометровых очередей за чем бы то ни было. И, если водитель увидит очередь хотя бы из трех-четырех машин, он, скорее всего, развернется и уедет.
Маркетинговая деятельность обеспечивает компаниям, стремящимся к продвижению своего нового товара или к устойчивому положению на рынке в целом, максимальную информацию об окружающей их рыночной среде и позволяет выбрать оптимальную производственно - сбытовую стратегию.
Изучение рыночной среды и производственных возможностей фирмы осуществляется посредствам специально разрабатываемых маркетинговых исследований.
Намереваясь создать новое предприятие по оказанию в чем-то новой услуги, нельзя не провести предварительное маркетинговое исследование.
Как правило, любое маркетинговое исследование начинается с постановки задач и выявления проблем, стоящих перед фирмой.
В целом можно сказать, что основными проблемами создаваемого предприятия можно считать:
- доведение объема реализации услуг до уровня, который обеспечит правильность вложений;
- завоевание ниши и клиентуры;
- дальнейшее упрочение своих позиций на рынке.
Сформулируем возможные услуги:
- автоматическая мойка кузова с применением моющего средства;
- ручная мойка кузова с применением аппарата высокого давления с применением моющего средства;
- сухая и влажная уборка салона автомобиля;
- химическая чистка текстильных изделий и салона автомобиля;
- продажа автомобильной косметики и запчастей.
Сегментирование рынка позволит выявить потенциальных потребителей. Данный рынок можно сегментировать по следующим признакам:
- половой: мужчина, женщина;
- возрастной: молодой (18-30 лет), средний (30-45 лет), старше 45 лет;
- уровень дохода: низкий, средний, высокий;
- состояние транспортного средства: неудовлетворительное, хорошее, новый автомобиль.
В соответствии с проведенным сегментированием получим портрет потенциального потребителя: это мужчина молодого или среднего возраста, преимущественносо средним или высоким уровнем доходов, имеющий новый или автомобиль в хорошем состоянии. Из ситуации на рынке видно, что количество таких потенциальных потребителей вполне достаточно.
Отдавая себе отчет в том, что хороший маркетинг - дело специалистов, особых служб и фирм, что не надо бояться затрат на маркетинг, признаем, что наилучшим способом проведения маркетингового исследования, в нашем случае было бы привлечение группы специалистов от маркетинговой фирмы. Это позволит получить наиболее точную и исчерпывающую информацию о реальном состоянии рынка, а также четко сформулировать рекомендации на такие вопросы, как:
- разработка новых услуг;
- определение оптимальной структуры производства;
- путей достижения высокого качества услуг;
- нахождения оптимального уровня издержек производства;
- выявления необходимых форм организации рекламы.
Разумеется, что в выборе маркетинговой конторы необходимо руководствоваться такими принципами, как:
- качество услуг;
- сроки проведения исследований;
- репутация фирмы;
- стоимость услуг.
При этом методы и подходы к получению информации необходимо четко обозначить. Будь то обзор или анализ исходных данных о состоянии в отрасли, либо проведение различного рода опросов или анкетирования.
Нас, разумеется, в наибольшей степени интересуют данные отчетов подобных фирм. Методы добычи данного вида информации оставим на усмотрение специалистов маркетинговой фирмы. Кроме того, потенциальными источниками информации могут стать:
- ежедневные газеты и журналы;
- специальные книги;
- аналитические статьи;
- информационно-аналитические бюллетени.
Но прежде, чем фирма приступит к сбору и классификации информации необходимо четко сформулировать цели и задачи исследования. Существует некий постоянный набор целей исследований, выраженных либо количественно, либо качественно. Для создаваемого центра количественными ориентирами можно признать:
- выявление объекта неудовлетворенного спроса;
- изучение целесообразности открытия центра;
- установление минимально и максимально возможных объемов услуг и их цен.
Качественные ориентиры:
- изучение возможности достижения необходимого уровня качества услуг;
- определение форм и методов получения позитивного имиджа фирмы;
- оценка возможностей занятия устойчивого положения в данной отрасли.
В целом по результатам маркетингового исследования должна быть выработана стратегия, которая определила бы как ценовую политику (снижение цен при увеличении объемов продаж), так и стратегию в области качества (повышение качества предоставляемых услуг путем обращения внимания на нужды потребителей и ориентация на постоянных клиентов). Кроме того, немаловажной составляющей рекомендаций, полученных в результате проведения маркетинговых исследований, должны стать ответы на вопросы:
- какой характер должна носить рекламная компания предприятия;
- какими способами можно стимулировать сбыт услуг.
Составим проект бюджета маркетингового исследования, который будет включать в себя следующие расходы (постатейно):
1. Зарплата работников фирмы 2*2000 = 4000 рублей
2. Расходы на производство анкет 500 *20 = 10000 рублей
3. Приобретение информации на стороне 2000 рублей
4. Расходы на коммерческое обеспечение работ 2000 рублей
5. Накладные расходы 2000 рублей
ИТОГО: 19 000 рублей
Полученную сумму затрат на проведение исследований отнесем к производственным расходам и будем ее учитывать при обосновании величины начального капитала.