Итак, пусть предметом настоящей работы станет организационно-экономическое обоснование создания нового предприятия, имеющего одну из предусмотренных законом РФ организационно-правовых форм. Пусть вновь создаваемое предприятие будет сервисным центром, предоставляющим несколько услуг. Предположим также, что наш комплекс расположен у дороги или рядом с АЗС, крупным гаражным или торговым центром. Что должно привлекать наших клиентов?
• Умеренные цены;
• скорость и качество обслуживания;
• удобное расположение;
• возможность комфортного проведения времени (например, не на ветру, не на улице или в водяных брызгах, а за чашечкой кофе).
Есть ли все это у конкурентов? Есть, но не у всех и чаще всего не все эти факты сочетаются на одном предприятии. Для более обоснованного ответа на поставленный вопрос необходимо изучить объемы и виды услуг основных конкурентов.
Для начала определим круг потенциальных конкурентов и их возможности. Если отбросить все те места, где машины моют с помощью ведра с водой, останется четыре подобных предприятия. Если учесть, что комплексами из них с натяжкой можно назвать только один, то становиться очевидно, что этого количества моек явно недостаточно для все возрастающего парка автомобилей. Не забудем при этом учесть и достаточно низкую производительность нормальных моек, используемых на этих предприятиях (до пяти автомобилей в час), а также не маленькую стоимость услуги (120 рублей стоит только мытье кузова, не говоря об уборке салона, который обойдется от 180 до 220 рублей в зависимости от размера транспортного средства).
Установим максимальную производительность за рабочий день, равный по длительности восьми часам. Она составит примерно сорок машин. Выручка за месяц приблизительно 125-200 тыс. рублей. Чтобы эта сумма не показалась очень большой, уменьшим ее на сумму всех издержек и убытков от простоев (поломки оборудования, перебои с подачей света и воды и т.д.).
В результате прибыль получается не очень-то и высокая. Не будем забывать, что эти чисто приблизительные расчеты нарочно велись по максимуму.
Согласно тем же приблизительным подсчетам, в день в Теплом Стане на этих мойках моется около 160 автомобилей. Теперь уменьшим это число наполовину и получим 80 авто. Почему была произведена данная операция? Дело в том,что этаполовина владельцев уезжает не дожидаясь очереди.
Как видно, потенциальный спрос на услуги этого вида значительно превышает реально удовлетворяемую часть. Предполагаем выход из данной ситуации.
Строительство сервисного центра, основой которого должна стать на первом этапе современная мойка производительностью не ниже ста автомобилей в смену. Важной составляющей комплекса должны стать кафе и автомагазин. Несомненно, данный сервисный центр имеет смысл строить там, где поток машин стабилен и гарантирует высокопроизводительную работу. Поэтому выбор оптимального места становится задачей номер один. В этой связи необходимо ориентироваться на различные дорожные узлы и развязки, магистрали и шоссе.
В случае невозможности получения земли в собственность или аренду, можно придумать вариант, когда взносом в уставной капитал одного из учредителей станет земельный участок. Из вышеперечисленного определения сервисного центра можно сделать вывод, что земли под него достаточно порядка 5-6 соток.
Приобретение автоматической мойки по действующим расценкам торговых фирм может обойтись приблизительно около 60 тысяч у.е., а строительство помещений и приобретение остального оборудования потребует дополнительно около 30 тысяч у.е. Итого, без стоимости земельного участка, около 90-95 тысяч у.е.
Реально ли привлечь под этот проект такие средства? Разумеется, одному учредителю, даже если это не частное лицо, а юридическое, данная задача может оказаться не под силу. Но здесь все зависит от точности расчетов и деловых качеств потенциального учредителя.
В качестве поставщиков оборудования можно выбрать одного или несколько региональных представителей таких известных производителей, как KARCHF.R (Германия) или СЕССАТО (Италия). К числу представителей этих фирм относятся такие торговые компании, как «Флай М» (Москва), ИТО (Итальянская торговая организация), «Экотон» (Россия). Данные организации предлагают широкий ассортимент интересующего нас оборудования:
- оборудование для автомобильных моек с системой замкнутого цикла;
- аппараты высокого давления (130 атмосфер)
- аппараты для химчистки текстильных покрытийи салонаавтомобиля;
- расходные материалы, запчасти, гарантийное и сервисное обслуживание.
Разумеется, поставка оборудования должна производиться в соответствии с контрактом, структура которого предусматривает:
1. адреса продавца и покупателя (их расчетные счета и т.д.);
2. наименование и количество оборудования;
3. стоимость поставки (наименьшая);
4. срок исполнения (кратчайший);
5. форма оплаты (удобнейшая).
Необходимость страхования сделки и перевозки оборудования очевидна. Таким образом, оценив состояние факторов внешней среды, можно сделать выводы о том, что заключить контракт на поставку оборудования и строительство помещений вполне вероятно. Выбор поставщиков достаточно широк. Наибольшие проблемы могут возникнуть при приобретении в собственность или аренду земельного участка.