Многие крестьяне бежали от своих господ на Дон. Там процветало казачество, которое правительство назначило стеречь границы. Однако казаки неоднократно совершали набеги на соседнюю Турцию
С.Т. Разин происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. С.Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа.
1667 г. - под руководством С.Т. Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в очередной поход на турецкие и крымские земли, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом.
1668- 1669 гг. - они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье. С богатой добычей Разин и его войско вернулись на Дон. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей.
1670 г. - С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди.
Весна 1670 г. - С.Т. Разин овладел Царицыном. Летом того же года разницы заняли Астрахань. Армия восставших двинулась вверх по Волге. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.
Октябрь 1670 г. - осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам.
Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя.
Церковные реформы Никона.
Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.
В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели.
Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался.
1652 г. - Никон избирается московским патриархом.
Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон начал реформу по установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.
Раскол.
Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т.д.
Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг.
Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в низовье Печоры, после чего были сожжены заживо. Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона.
1658 г. - он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси.
1666 г. - церковный собор сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля.
Петр1 и его время
В истории сложилось два взгляда на причины петровских реформ.
Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Он захотел «сделать Россию Голландией».
Россия была подготовлена к преобразованиям предшествующим ходом исторического развития (эту точку зрения наиболее четко сформулировал крупнейший русский историк С.М. Соловьев).