Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности младших школьников



Проверка сформированности и осознанности мотивов читательской и литературно-творческой деятельности проводилась с использованием полупрожективной методики незаконченных предложений.

Учащимся предлагалось дополнить следующие предложения.

1. На уроке литературы я стараюсь ...

2. На уроке литературы мне нравится ..., потому что ...

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы ...

4. Я изучаю литературу для того, чтобы ...

5. Быть хорошим читателем – это значит ...

6. Писать сочинение мне..., потому что...

Для обработки полученных результатов была взята за основу классификация мотивов М.В.Матюхиной (124, с. 23-24). С целью учета специфики читательской деятельности в группе мотивов, связанных с содержанием обучения, были выделены две подгруппы: эстетические и познавательные мотивы. Мотивы, связанные с процессом обучения, мы назвали деятельностными. При обработке данных учитывалось число указаний на определенный мотив при формулировании каждого из предложений. Ответы суммировались и определялось ранговое место данного мотива. Количественные данные приведены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Структура мотивации читательской деятельности младших школьников

 

Мотивы Количество указаний на данный мотив в %
Программа «Литература» Программа «Литературное чтение»
Я стараюсь… Мне нравится… Я хочу… Я изучаю литературу… Быть хорошим читателем… Я стараюсь… Мне нравится… Я хочу… Я изучаю литературу… Быть хорошим читателем…
Эстетические    
-понять смысл произведения          
- понять писателя            
- понять подтекст                
- читать вдумчиво                  
-выразить свои чувства                
- передавать чувства героев и автора в чтении            
- воображать                  
-научиться общаться                
- лучше понимать людей                  
- получать удовольствие                
-стать хорошим читателем                  
-любить книги            
Познавательные
- много знать  
- узнавать новое о писателях        
- познакомиться с новыми книгами                  
-запоминать текст                  
-знать, как пишутся слова                
-знать больше слов                  
-прочитать больше книг            
- знать все о литературе                  
-познать художественную литературу                
-ходить в библиотеку                
Мотивация процессом деятельности  
-отвечать на вопросы            
- думать, размышлять    
-больше читать            
-писать сочинения              
-слушать других                
-пересказывать              
-читать по ролям              
- разгадывать кроссворды                  
- рисовать            
-                    
-анализировать стихи                
-составлять сценарии                
Саморазвитие        
- стать умным            
-быть добрым                  
-быть хорошим              
-быть интересным                  
- быть грамотным              
-быть образованным                  
- быть культурным                  
-развиваться душевно                  
-знать самого себя                  
-развивать речь          
-развивать память                  
-выражать свою точку зрения                  
Самоопределение                
- пригодится в жизни                  
- поступить в институт                  
-стать писателем                
- понять, как жить                
-стать рабочим                  
Узколичные      
- получать «пятерки»      
-отвечать первым                  
Избежание неприятностей            
-не допускать ошибок при чтении                  
-не баловаться                  
- не получать «двойки»                    
-не учить стихи                
-не следить по книге                  
-чтобы не спрашивали              

 

Таблица 22

Ранговое место различных мотивов в системе мотивации младших школьников

Мотивы Программа «Литература» Программа «Литературное чтение»
Ранговое место Число указаний Ранговое место Число указаний
Деятельностные
Эстетические
Познавательные
Саморазвитие
Узколичные
Самоопределение
Избежание неприятностей

 

Как видно из таблицы, у всех учащихся первое место занимают деятельностные мотивы, но дети, прошедшие обучение по программе «Литература» отдают предпочтение ответам на вопросы учителя (68% указаний), дети контрольной группы – чтению (48% указаний). На втором по значимости месте для всех учеников стоит стремление думать, размышлять, однако интересно, что дети пишут об этом, продолжая разные предложения: тем, кто учился по программе «Литература» нравится думать на уроке (17% указаний), те, кто учился по программе «Литературное чтение» хотят, чтобы на уроке нужно было больше думать (25% указаний). Ученики первой группы называют интересные для них приемы анализа текста: иллюстрирование, составление киносценария, диафильма, чтение по ролям. Ученики второй группы проявляют больший интерес к пересказу текста, кроссвордам и викторинам. Таким образом, хотя деятельностные мотивы и лидируют у младших школьников, детей привлекают разные по содержанию виды работы: у тех, кто учился по программе «Литература» ярче выражена эстетическая направленность, у тех, кто прошел обучение по программе «Литературное чтение» - познавательная.

Второе ранговое место (с весьма небольшим отрывом) в первой группе (Л) занимают эстетические мотивы, что можно считать существенным достижением, поскольку в во второй группе детей (ЛЧ) эстетические мотивы занимают лишь шестое, предпоследнее место. Эти показатели говорят о том, что дети, прошедшие обучение по программе «Литература» осознают специфику литературы как искусства, видят цель обращения к художественному произведению в том, чтобы понять смысл произведения (68 % указаний) , понять писателя (33% указаний), читать вдумчиво (10 % указаний), понять подтекст 3 (% указаний). Если сравнить эти результаты с данными проверки актуального уровня восприятия стихотворения А.А.Фета "Бабочка", описанными ранее, то можно констатировать, что эстетические мотивы стали не только осознаваемыми, но и реально действующими мотивами. Учащиеся действительно становятся вдумчивыми читателями, стремящимися к общению с автором, к постижению смысла произведения.

Методика незаконченных предложений не требовала от детей развернутых, подробных высказываний, но ряд учеников первой группы не счел возможным ограничиться кратким ответом. Приведем в качестве примера несколько работ.

Аня Р.

1. На уроке литературы я стараюсь понять мысли автора, узнать, какие намеки есть в книге, что написано между строк. Узнать, сходится ли моя оценка произведения с оценкой окружающих. Например, мы читали рассказы О’Генри. Все набросились на "Вождя краснокожих", а мне было обидно... Не потому, что не понравился "Вождь", а потому, что никто не оценил "Дары волхвов", а ведь я плакала, читая.

2. На уроке литературы мне нравится, что каждый может выдвинуть свою точку зрения.

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы можно было поговорить о душе и жизни, о разносторонности человеческого характера, найти виноватому оправдание, а в положительном герое что-то отрицательное на примере литературы.

4. Я изучаю литературу для того, чтобы легче общаться с другими, и чтобы другим было легче общаться со мной. Я хочу понять, как надо жить на этом свете.

5. Быть хорошим читателем – это не только читать то, что написано, а читать то, что хотелось сказать автору. Нельзя говорить: "Я прочитал!", если понял только смысл, лежащий на поверхности.

Наташа М.

1. На уроке литературы я стараюсь отвечать на вопросы, хорошо думать и внимательно слушать.

2. На уроке литературы мне нравится читать, потому что я получаю от этого удовольствие, и мне нравится, когда меня оценивают за чтение. Мне нравится читать книги Драгунского, потому что они веселые, смешные, радостные.

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы нам задали писать газету про нашу школу, чтобы интересно было ее читать, а еще про другие школы, и вообще разные интересные материалы и сообщения. И еще я хочу, чтобы мы сочиняли стихи.

4. Я изучаю литературу для того, чтобы все знать про литературу и про писателей, и чтобы потом пытаться тоже писать рассказы, и чтобы рассказывать их другим.

5. Быть хорошим читателем – это значит хорошо и выразительно читать, много знать про литературу, чувствовать рассказ и понимать, с каким чувством писатель писал рассказ.

Алеша К.

1. На уроке литературы я стараюсь отвечать, но у меня не всегда получается. Над трудными вопросами все равно интересно думать.

2. На уроке литературы мне нравится читать интересные рассказы, потому что эти рассказы меня затягивают и мне хочется их читать, читать и читать.

3. Я хочу, чтобы на уроке литературы все осталось, как сейчас, но только пусть он будет чаще, а то только четыре раза в неделю.

4. Я изучаю литературу для того, чтобы развиваться душевно.

5. Быть хорошим читателем – это значит читать много книг разных жанров, узнавать о писателях, понимать мысли и чувства героев рассказов, басен и т.д.

Во второй группе (ЛЧ) вопрос о том, кого можно назвать хорошим читателем, вызвал замешательство. 39% испытуемых не смогли продолжить последнее предложение. Те же, кто дал ответ, связали понятие "хороший читатель" прежде всего с хорошей техникой чтения (24 % указаний). Типичный ответ в этой группе: "Быть хорошим читателем – это значит читать быстро и без ошибок. Важным оказывается для детей количество прочитанных книг (19% указаний), общая эрудиция (15%указаний: "Быть хорошим читателем – это значит много знать"). На то, что хороший читатель должен понимать смысл прочитанного, встретилось лишь 2% указаний. Итак, дети, прошедшие курс обучения по программе «Литературное чтение» еще не осознают эстетические мотивы чтения, и, как показал срез на проверку уровня восприятия, эти мотивы реально не действуют.

Третье ранговое место в первой группе и второе – в контрольной занимают познавательные мотивы (соответственно 40% и 36% указаний). Стремление к новым знаниям – характерная возрастная черта младших школьников, впервые открывающих для себя мир. На расширение знаний о мире как о цели изучения литературы указывают все дети. Специфику такого учебного предмета как литература более чутко улавливают ученики первой группы: на получение знаний о писателях встретилось 26 % указаний (во второй группе – 11%), знаний о книгах – 12% указаний, на расширение читательского кругозора – 38% указаний (во второй группе – 19%). В то же время 17% указаний во второй группе связано с орфографическими целями, не свойственными изучению литературы в школе ("Я изучаю литературу для того, чтобы знать, как пишутся слова." "Быть хорошим читателем – это значит писать без ошибок").

Четвертое ранговое место у всех испытуемых занимают мотивы саморазвития. Интересно отметить, что дети указывают на эти мотивы, когда пишут о том, для чего они изучают литературу, и дают определение хорошего читателя. Среди названных детьми мотивов превалирует желание быть умным, развивать свою речь, быть грамотным, культурным человеком. Указания на другие мотивы единичны.

Пятое ранговое место у обучавшихся по программе «Литература» и третье у тех, кто учился по программе «Литературное чтение» занимают узколичные мотивы: стремление получать "пятерки" (соответственно 11% и 60% указаний). Желание получить оценку своего труда вполне закономерно, и в нем нет ничего плохого. Психологи относят данный мотив к узколичным прежде всего в связи с тем, что младшие школьники еще не осознают в полной мере связи отметки с качеством и результатом своего труда. Отметка для них – источник положительных эмоций, возможность получить одобрение родителей (122, 124 и др.). Поэтому более значимыми для успешности деятельности в младшем школьном возрасте являются другие виды мотивации, и то, что для учащихся получить хорошую отметку не является существенным мотивом, можно отнести к положительным явлениям.

Шестое ранговое место в первой группе и седьмое – во второй занимают мотивы самоопределения, что вполне закономерно и объясняется отдаленностью перспективы выбора жизненного пути.

Последнее – седьмое – ранговое место в первой группе и пятое – во второй занимают мотивы избежания неприятностей, что свидетельствует о благоприятной эмоциональной атмосфере учебного процесса, доверительных отношениях учителя и учеников. Дальше не проверяла

С целью выявления мотивации литературно-творческой деятельности учащимся предлагалось закончить предложение: Писать сочинение мне ...., потому что...

Определяя свое отношение к написанию сочинений, ученики воспользовались всего четырьмя вариантами: нравится, не нравится, легко, трудно. Положительное отношение к написанию сочинений проявили 96% испытуемых, обучавшихся по программе «Литература» и 73% учащихся, прошедших обучение по программе «Литературное чтение». При определении мотивов литературно-творческой деятельности учитывалось отношение учеников к написанию сочинения. Количественные данные приведены в таблицах 23,24.

Таблица 23

Характеристика мотивации литературно-творческой деятельности

младших школьников

(Количество указаний на данный мотив в %)

Мотивы Писать сочинение мне…
-нравится, потому что… -не нравится, потому, что
Программа «Литература» Программа «Литературное чтение Программа «Литература» Программа «Литературное чтение
Деятельностные:    
-думать    
-фантазировать    
-редактировать текст      
-хорошо запоминаю текст      
Эстетические:    
- поделиться своими мыслями    
- выразить свои чувства      
-чувствовать себя автором      
-помогает разобраться в себе      
-могу высказать наболевшее      
Саморазвития:    
-развивает память    
-развивает ум    
-развивает фантазию    
Познавательные:    
-могу пользоваться литературой, энциклопедиями      
-пишу о том, что знаю      
Эмоциональные:    
-интересно      
-утомительно, занимает много времени      
Узколичные:      
-получаю «пятерки»      
Самоопределения:      
-можно стать писателем      
Избежания неприятностей:  
-трудно      
--могу спросить, как пишется      
-допускаю ошибки      
-плохо запоминаю текст      
-не умею придумывать      

 

Таблица 24

Ранговое место различных мотивов в системе мотивации литературно-творческой деятельности младших школьников

Мотивы Писать сочинение мне…
-нравится, потому что… -не нравится, потому, что
Программа «Литература» Программа «Литературное чтение Программа «Литература» Программа «Литературное чтение
Деятельностные 1 (47) 1 (48) - -
Эстетические 2 (37) 5 (2) - -
Саморазвития 3 (5) 3 (6) - -
Познавательные 4 (4) 4 (4) - -
Эмоциональные 5 (3) - - 2 (7)
Избежания неприятностей - 2 (10) 1 (4) 1 (20)
Узколичные - 5 (2) -  
Самоопределения - 6 (1) -  

 

Примечание: в скобках приводится число указаний на данную группу мотивов в %.

Как видно из таблицы, структура мотивации при литературно-творческой деятельности весьма схожа со структурой мотивации читательской деятельности. Первой ранговое место занимают деятельностные мотивы, детям нравится фантазировать, сочинять. Различие между содержанием деятельностных мотивов у испытуемых состоит в том, что дети, учащиеся по программе «Литература», предпочитают думать, а дети, обучавшиеся по программе «Литературное чтение» – запоминать текст. Само по себе запоминание текста при написании сочинения ( а не изложения) не должно иметь места, видимо, дети имеют в виду запоминание образца коллективно составленного сочинения. Несмотря на то, что методическая наука давно отказалась от проговаривания вслух текста сочинений перед его написанием, в школьной практике это имеет место, и, как показывают ответы детей, написание сочинения превращается в припоминание и фиксирование текста, составленного коллективно или кем-то из учеников.

На втором ранговом месте с небольшим отрывом в классах, обучавшихся по программе «Литература» стоят эстетические мотивы (37% указаний), во второй группе испытуемых эстетические мотивы занимают лишь пятое место (2%) указаний. При работе над сочинением ученикам хочется поделиться своими мыслями, чувствами, разобраться в себе, высказать наболевшее, почувствовать себя автором. Такая мотивация свидетельствует о том, что сочинение для детей стало не просто учебной работой по развитию речи. Литературное творчество отвечает личным потребностям ребенка в осознании своих впечатлений, в выражении размышлений и переживаний в слове, в желании быть услышанным, понятым.

Указания на остальные мотивы единичны, их ранговое распределение весьма условно, поскольку разрыв между ними минимален. Распределяются они следующим образом: мотивы саморазвития на третьем месте (5% указаний), познавательные мотивы на 4 месте (4% указаний), эмоциональные мотивы на пятом месте (3% указаний). Названные мотивы не являются существенными для обучающихся по программе «Литература».

В классах, прошедших обучение по программе «Литературное чтение», на втором месте стоит мотив избежания неприятностей (10% указаний). Ученики довольны, что могут спросить у учителя, как пишутся слова и не допустить ошибки при письме. Очевидно, что этот мотив достаточно далек от истинных целей литературного творчества. Указания на остальные мотивы встречаются редко, эти группы мотивов не играют существенной роли в структуре мотивации.

В группе детей, которые не любят писать сочинения, структура мотивов иная. На первом ранговом месте стоит стремление избежать неприятностей, поскольку написание сочинения представляет определенную трудность для этих школьников. Для детей, обучавшихся по программе «Литературное чтение», важным оказалось то, что они не умеют сочинять и боятся допустить ошибки при письме.

Итак, эффективность предложенной системы начального литературного образования подтвердилась при проверке уровня сформированности мотивационной сферы младших школьников, что выразилось в существенности для учащихся мотивов, адекватных природе изучаемого школьного предмета – литературы: деятельностных (направленных на анализ текста и собственных жизненных впечатлений), эстетических, познавательных (связанных с расширением читательского кругозора, получением знаний о писателях и книгах), саморазвития.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.