Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умение определять авторский замысел будущего высказывания и умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста



Работы детей, обучавшихся по программе «Литература», отличаются наличием авторского замысла, индивидуальностью виденья, своеобразием трактовки заданного сюжета. Они существенно превышают сочинения контрольной группы по объему (см. таблицу 15).

 

Таблица 15

Объем сочинений учащихся выпускных классов начальной школы,

прошедших обучение по вариативным программам

(количество учащихся в %)

Количество слов Программа
«Литература»[9] «Чтение»[10] «Литературное чтение»[11] «Чтение и начальное литературное образование»[12]
10-30
31-50
51-70
71-90
91-110
111-130
131-150
150-170
Свыше 170
Итого:

 

Сочинения обучавшихся по программе «Литература» не похожи друг на друга, выделить типичное по содержанию сочинение невозможно. 45% сочинений написаны от лица персонажа. Чаще всего рассказчиком выступает лягушонок, очевидно, этот персонаж вызывает сочувствие, детям симпатичен его характер и они охотно передают его точку зрения. Цапля в качестве рассказчика выбирается реже. Есть ряд сочинений, в которых рассказчиком служит некий третий персонаж: божья коровка, речка, дерево, другой лягушонок, оказавшийся свидетелем происходящего. В сочинениях последовательно прослеживается точка зрения рассказчика на события. К недостаткам следует отнести то, что, ведя повествование от первого лица, дети редко поясняют в тексте, кто именно подразумевается под «я» рассказчика.

При проверке мотивации литературно-творческой деятельности выяснилось, что многим детям нравится ощущать себя автором, писателем. Тем, кто учился по программе «Литература», свойственна именно такая внутренняя позиция: они творят текст, выступают в роли писателя, что проявляется, в частности, в обращении к читателям, содержащемся в целом ряде сочинений.

Остальным ученикам, принимающим участие в эксперименте, независимо от программы свойственна другая внутренняя позиция, а именно, позиция ученика, выполняющего работу по заданию учителя без личной заинтересованности, потребности в творчестве. В контрольной группе отличия заметны не между работами отдельных учеников, а между сочинениями различных классов, что, возможно, отражает не столько специфику программы, сколько систему работы по развитию речи данного учителя. Индивидуальность работы учителя особенно ярко проявилась именно при проверке речевого развития школьников, поскольку речь развивается не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, да и на других школьных предметах. Контрольный срез показал, что в пределах одного класса работы чрезвычайно похожи друг на друга, за исключением трех-четырех сочинений сильных учеников. Авторский замысел в большинстве работ отсутствует: дети лишь передают в слове содержание, заданное в серии картинок, они не пытаются дополнить сюжет, истолковать его, выразить свое отношение к изображаемому. Достаточно редко обращаются дети к передаче содержания от лица персонажа: 8% (Ч), 3% (ЛЧ), 2% (ЧиНЛО), рассказчиком выступает только лягушонок. Приведем пример типичной работы. Здесь и далее сочинения приводятся без исправления речевых и грамматических ошибок и недочетов.

Ксения Д. (ЛЧ)

Умная лягушка

Жила-была лягушка. Ее звали Ква-Ква. Она была очень умная.Вот нашла она в своем болоте колечко. Однажды прилетел к ним аист. Решил он пообедать. Лягушка увидела его. Лягушка прыгнула прямо с кольцом в рот. Она оставила там кольцо. Подавился аист. Все хвалили лягушку.

Умная лягушка!

В контрольной группе более оригинальны и разнообразны работы детей, обучавшихся по программе З.И.Романовской «Чтение»: дети проявляют большую самостоятельность и в раскрытии сюжета, и в построении текста, и в отборе языковых средств. Приведем в качестве примера одну из лучших работ.

Катя Ц. (Ч)

Я и цапля

У меня был обруч и палка. А жил я на болоте... Ой, нет! Опять! Я называю эту реку болотом, потому что там было очень много тины. Итак! Жил я в болоте, ... тьфу! В реке... были у меня обруч и палка. В реке, понятно, не поиграешь, нужна твердая земля. И я играл на земле. Играю я, играя и выбежал прямо на "Цаплю". "Цаплей" мы называли ту часть болота, тьфу, реки, где жили цапли. Мириться с таким соседством было нелегко. Итак, выбегаю я на "Цаплю", и увидел живую цаплю! Ведь цапель я видел только на картинках. Я ужасно испугался. Тут цапля раскрывает клюв... какой клюв! Огроменный! Этим клювом она меня – хвать! И тут у меня родилась чудесная мысль! Свой обруч я поставил поперек ее клюва и нырнул в воду. Обруча, понятно, жалко! Но жизнь мне дороже!

 

Поскольку, как уже говорилось, в классах, обучавшихся по программе «Литература», типичную работу выделить невозможно, приведем в качестве примера восемь сочинений учащихся одного из экспериментальных классов школы № 300, к анализу которых впоследствии и будем обращаться.

1. Ксения В. (Л)

***

Утром я проснулась, вылезла из камыша. Погода была прекрасная. Солнце светило как-то уж слишком ярко. От него я чуть не ослепла. Повсюду был желтый мягкий песочек. Речка бурлила, легонько журчала. Она была синенькая, а по ней плыли белые барашки. По песку часто рос тростник и камыш. Я жила в камыше с мамой и двумя сестрами. У каждой моей сестры была подстилка из сухого прошлогоднего камыша. А меня мама любила больше всех, поэтому моя подстилка была сделана из шишечек камыша. Наш отец геройски погиб, спасая свою сестру. Аист держал ее за шкурку на спине, а папа прыгнул, выбив сестру, аист схватил его и, не думая, проглотил. Мама плакала много дней.

Я шла вдоль берега и любовалась облаками, плывущими по небу. Они были похожи на различные вещи: то на корабль, то на домик с трубой. В руках у меня была палочка, я пела во весь голос, и мне так все нравилось, что я шла с закрытыми глазами. Вдруг я споткнулась обо что-то твердое и упала. Я долго лежала без сознания. А потом я открыла глаза и увидела колечко, это, наверное, был браслет людей, которые часто сюда захаживали. Я встала, отряхнулась, взяла кольцо и покатила его. Теперь я уже не пела: боялась споткнуться и расшибить себе лоб. Я подошла к самому краю реки и тут увидела аиста. Передними лапками я держала кольцо на расстоянии головы, а задними лапками стояла на песке. В детстве я не отличала аиста от цапли. Но теперь я была уже подростком и все знала. Я захотела отомстить аисту за отца. И подошла ближе. Аист бросил на меня взгляд, а я сделала вид, что хочу пить. Не вылезая из кольца, я подошла (в той же позе, в которой подбежала к реке) еще ближе. И заквакала: "Ква-ква! Какой жаркий денек! Ква-ква, жара! Попью-ка... Ква -ква!"

Аист подошел ближе... разинул клюв. О Боже, я перенесла такой ужас! Аист держал меня в клюве. Я стояла в кольце задом к реке. Не соображая, что я делаю, прыгнула назад. Упала я на дно и тут же выплыла на поверхность. Аиста уже не было, он исчез. И больше в нашей реке не появлялся. Я вышла на берег, обсохла и отправилась домой. Мне было жалко кольцо, но в то же время я радовалась, что спаслась, отомстила за своего отца. А аист остался на всю жизнь с кольцом в клюве.

Я вошла в наш камыш. Все уже обедали. Был день воскресенья, и поэтому у нас на обед была большая тарелка жирных комаров, которых мама утром наловила.

– Добрый день, мама! Добрый день, сестренки!

– Привет, малышка! – сказала мама, не взглянув на меня. – Где ты была?

– О, мама! Я тебе сейчас такое расскажу!

И я рассказала. На нашей реке я осталась героиней.

2. Саша Т. (Л)

Интересный случай на озере

Был жаркий день. Я пролетала мимо озера и решила остановиться на берегу отдохнуть. Я села на красно-коричневый, раскаленный от жары камень, поскольку у меня красные с черными точками крылышки. Это для того, чтобы меня не заметили.

Сижу, смотрю и вижу: совсем близко скачет вприпрыжку веселая лягушка с кольцом в лапке. Я подумала: зачем ей кольцо? Мне кажется, она идет купаться. Посижу, посмотрю, что дальше будет.

Лягушка подошла к краю берега, поставила перед собой кольцо и смотрела на голубое небо, по которому только иногда проплывали белые пушистые облака. Смотрела на серебристое озеро, которое отражало солнечный блеск лучей. И вдруг перед ней встала огромная стройная цапля. Я очень испугалась, когда увидела это. Цапля взяла в свой длинный клюв лягушку вместе с кольцом. Лягушка быстро поставила кольцо по середине клюва и прыгнула в воду.

Ну и умная же лягушка!

3. Даниил Р. (Л)

Хитрая лягушка

Жила-была на свете лягушка. Звали ее Ква-кваша. И была она веселой и доброй.

Вот нашла однажды она колечко. Думала, что с ним делать, и придумала. Нашла Ква-кваша палочку, и стала она катать кольцо туда-сюда, и была очень довольна и весела. Вот прибежала она к пруду попить водицы да искупаться. Но видит она цаплю и говорит ей: "Цапля, цапля, пусти меня водицы попить." А цапля и говорит: "Иди, иди, лягушка, не трону я тебя", – а про себя думает: "Вот сейчас лягушатинкой полакомлюсь". И пошла Ква-квакша, и взяла с собой колечко.

Только оказалась она на середине пруда, как вдруг на нее набросилась цапля. И схватила лягушку. Но она была хитрая и вложила колечко ее в клюв. Цапля заметалась, и лягушка выпрыгнула из клюва цапли. По сей день ходит цапля с кольцом в клюве. А лягушка Ква-квакша так и живет на свете. И больше никогда лягушка не верит цаплям.

4. Антон П. (Л)

Умная лягушка

Как-то летом я вышел из своей норки и пошел поплавать в своем любимом пруду. День был очень жарким, и я плавал в свое удовольствие. Но наконец мне это наскучило, и я выбрался из воды на берег и лег на песок отдыхать. Я оглянулся и увидел на песке кольцо. Я решил поиграть в обруч, но мне недоставало палки. Я начал искать и нашел ее. Я стал играть.

Вдруг я увидел цаплю. Я знал, что цапли едят лягушек, и стал думать, как мне выкрутиться, чтобы избежать этой участи.

Наконец я придумал план, который сулил большой успех, но только в том случае, если он удастся. Я решил привести его в действие.

Я схватил кольцо и нырнул в воду. Цапля, небось, подумала: "Какая наглость! Сам плывет ко мне на обед!" Она раскрыла рот, чтобы проглотить меня, но я быстро вставил ей в клюв кольцо. Теперь она не съест ни одной лягушки, а значит, и меня тоже. Теперь я мог играть, плавать и веселиться, не боясь, что меня съест цапля.

5. Ильяс Н. (Л)

Журавль и лягушка

Когда-то давным-давно жила лягушка-шалунья. Прозвали ее так потому, что она любила над всеми шутить.

Как-то раз нашла она кольцо и решила просто поиграть с ним. И она даже не заметила, как очутилась на берегу озера. И увидела журавля, который стоял в воде и грелся на солнышке. Лягушка решила подшутить над журавлем с помощью этого кольца.

Села она на бережок и начала плясать перед журавлем – дразнить его. Сначала журавль не обращал на нее внимания, потому что он был очень горд собой и думал, что не стоит ловить такую мразь. Ведь он считал себя истинным джентельменом, и если он захотел бы есть, то предпочел бы половить рыбок, но не лягушек. Но лягушка все строила ему рожи и плясала. Наконец она довела его, и журавль побежал за ней и уже открыл рот, чтобы съесть ее, но вдруг ему что-то помешало. Сначала журавль не совсем понял, что это, но потом с большим трудом он рассмотрел, что это было. Это было кольцо. Журавль очень был зол на лягушку. А наша лягушка уже давным-давно прыгнула в воду и плыла к берегу, чтобы посмеяться над этим гордым журавлем.

Она привела своих друзей, и они все смеялись над этим "Джен-тельменом", которого превратили в посмешище!

После этого случая журавль просто боялся лягушек. Не дай Бог, ему придется встретиться с этой лягушкой вновь!

6. Гена Р. (Л)

Моя неудачная работа

Однажды в жаркий летний день я искала себе добычу. Я стояла в озере, а передо мной кувыркалась лягушка с каким-то ржавым кольцом. На берегу было так жарко, что я не могла даже лапу туда поставить. А она меня дразнила и смеялась надо мной.

Вдруг ее кольцо упало в воду. Я хотела его поймать, но эта проклятая лягушка опять опередила меня и нырнула в воду. Но я нагнулась и поймала ее. Я уже хотела съесть ее, как вдруг у меня во рту появилось что-то твердое. Лягушка выпрыгнула изо рта и убежала. Я поняла, что это то самое кольцо. Очень нескоро я выплюнула это кольцо. После этого у меня болел клюв.

С такими лягушками лучше не связываться.

7.Елена А. (Л)

Мой неудачный день

Как-то раз в летний солнечный день я вышла поохотиться. Вода была теплой, но никого не было поблизости.

Вдруг я услышала веселую песню. Кто-то маленький и зелененький бежал к болоту. Я стояла и пристально смотрела туда. И вот я поняла, что это лягушка.

– У меня удачный день сегодня! – говорю я.

Лягушка подбежала к болоту, но она так была увлечена каким-то колечком, что не заметила меня. Я знала эту лягушку, она всегда вытворяла хитрости, ее и прозвали Ловкачка.

– Ну, теперь ты попалась, Ловкачка!

Лягушка прыгнула в воду, и я ее схватила! Но вдруг я не смогла закрыть рот. Что со мной?

– Ну что, поймала? – крикнула Ловкачка и прыгнула в воду.

Почти весь день простояла я с этой железякой. Наконец-то к вечеру я вытащила железяку изо рта.

– Неудачный сегодня день, – сказала я и заснула на воде.

8. Юля Н. (Л)

Колечко-помощник

На днях у нас в болоте появилась прожорливая цапля. Я все утро бегала по берегу в поисках какой-нибудь штуки, чтобы цапля меня не съела. И вдруг –бам – и я упала, споткнувшись о черненькое колечко, похожее на маленький обруч. "Ура!" – квакнула я. Мы – я и колечко – покатились и побежали к пруду. Я с колечком прибежала к пруду и, пока цапля не заметила меня, я села в мое колечко-помощник. Я боялась одного вида цапли, и поэтому я закрыла глаза. Вдруг я почувствовала себя в воздухе. Я от страха отпустила руки и – ба-бам –я в воде. А когда я вынырнула, я долго хохотала над цаплей.

Как вы думаете, почему?

Как видно из приведенных примеров, сочинения отличаются индивидуальной трактовкой сюжета, заданного серией картинок. Композиция, речевое оформление, характеры персонажей свидетельствуют о наличии в каждой из представленных работ авторского замысла и попытке его последовательного воплощения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.