Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень восприятия художественного рассказа и степени сформированности читательских умений



Уровень восприятия художественного произведения и степень сформированности читательских умений проверялся на материале рассказа В.Ю.Драгунского "Он живой и светится...", не изучавшегося ни по одной из школьных программ. Текст рассказа читался детям вслух, затем каждый ученик читал текст самостоятельно и письменно отвечал на следующие вопросы:

1. Понравился ли тебе рассказ?

2. Менялось ли настроение Дениски по ходу действия рассказа?

3. Прочитай второй абзац рассказа. Зачем автор описывает двор, облака?

4. Какую иллюстрацию ты поместил бы на обложке книги с этим рассказом? Опиши иллюстрацию подробно.

5. Как ты думаешь, поняла ли мама Дениску?

6. Какие проблемы ставит в рассказе автор?

Уровни восприятия рассказа устанавливались по критериям, описанным в 1 главе. Количественные данные приведены в таблице 10.

Таблица10

Уровень восприятия рассказа В.Ю.Драгунского «Он живой и светится…»

учащимися выпускных классов начальной школы, прошедшими обучение

по вариативным программам

(количество учащихся в %)

Уровни восприятия Программы
«Литература»[5] «Чтение»[6] «Литературное чтение»[7]
Уровень «идеи»  
Уровень «персонажа»
Констатирующий уровень
Фрагментарный уровень
Итого:

 

Как видно из таблицы 10, более высокий уровень восприятия показали дети, обучавшиеся по программе «Литература», причем отрыв довольно существенный.

Качественный анализ ответов показал, что даже в пределах одного уровня восприятия видны различия между учащимися, которые проявились в том, что дети, прошедшие обучение по программе «Литература», дают более подробные и обоснованные ответы, значительно чаще сопровождают обоснование ссылками на текст или прямым цитированием; предвосхищают в своих ответах будущие вопросы учителя: уже при ответе на первый вопрос многие дети пишут о динамике эмоций, определяют основную проблему рассказа.

Приведем в качестве примера типичные для каждого уровня работы учащихся.

Уровень "идеи"

Катя К. (Программа «Литература»)

1) Рассказ мне очень понравился тем, что автор дает понять нам, что для человека значит быть одиноким, и он выражает все очень красиво, все как будто видишь перед собой.

2) Настроение Дениски менялось: сначала он грустил, а потом обрадовался, ему было грустно одному, и он был сердит на маму за то, что она не приходила, а когда пришел Мишка и дал Дениске светлячка, он обрадовался и забыл про все на свете. Он же уже сидит не один, а с живым светлячком.

3) Затем, чтобы показать, как грустно было мальчику сидеть одному, грустить в песочнице, как он нуждался в друге, который прогнал бы его одиночество.

4) Автор ставит многоточие, чтобы показать, что время шло и шло, а мама не появлялась.

5) Я бы нарисовала двор, в полумраке освещенные окна и зачарованного Дениску, который смотрит на светлячка.

6) Нет, мама не поняла Дениску, потому что сказала "червячка", и "не понимаю". Для нее дороже была игрушка, на которую потрачены деньги, а для Дениски – живой светлячок.

7) Автор поведал о непонимании взрослых по отношению к детям. О том, что никакая игрушка не может заменить живое существо, что взрослым дороже деньги, истраченные на покупку, чем радость детей.

Миша Б. (Программа «Чтение»)

1) Да, рассказ мне понравился.

2) Да, потому что он долго ждал маму и сказал, что побежит хоть на край света, а потом поменял самосвал на светлячка.

3) Зачем, чтобы показать, где был мальчик, как ему скучно.

4) Он задумался, а его мысль прервали.

5) Я бы поместил двор с темными облаками, невдалеке – дома со светом и Дениску с самосвалом.

6) Мама не поняла. Дениска променялся потому, что ему было скучно, а она подумала, что из-за того, что он светится.

7) Автор рассказывает, как скучно быть одному.

Света В. (Программа «Литературное чтение)

1) Очень понравился.

2) Сначала скучное, потому что он ждал маму, а потом веселое, потому что Мишка подарил ему светлячка.

3) Автор описывает двор и облака, чтобы показать, что Денису скучно.

4) Заменил точку на многоточие, чтобы показать, что Дениска задумался.

5) Я бы нарисовала открытую коробочку на ладони и лицо мальчика в рамочке.

6) Мама поняла, что Дениске дороже светлячок.

7) Рассказ о том, что дороже живое.

Уровень "персонажа"

Глеб Б. (Программа «Литература»)

1) Мне очень понравился рассказ, потому что, если бы я оказался на месте Дениски, я бы тоже очень грустил, из-за того, моя мама очень долго не приходит ко мне. А в эту минуту меня могло бы поддержать только живое.

2) Настроение Дениски менялось, когда Мишка подарил ему живого светлячка, который успокаивал душу.

3) Автор специально описывает двор и облака. Он это делает для того, чтобы показать, что мамы у Дениски уже давно нету, что все ребята уже дома. Показать, как долго грустит Дениска.

4) Он поставил многоточие, чтобы можно было рассказывать об этом еще очень много, чтобы показать, как долго не было мамы.

5) Я бы нарисовал, как Дениска сидит на песке и грустит, а в руках у него коробочка со светлячком. А рядом стоит Мишка, он теперь очень веселый, из-за того, что у него есть самосвал.

6) Мама не поняла, чем же самосвал хуже светлячка. Если бы она поняла, она бы не задавала Дениске так много вопросов.

7) Проблема была такая, что светлячок живой и он тоже имеет душу. И Дениска готов был отдать все за светлячка.

Ксения С. (Программа «Чтение»)

1) Да, понравился.

2) Настроение менялось, потому что не приходила мама.

3) Автор описывает двор и облака, потому что был вечер, было красиво, Денис смотрел на небо и скучал без мамы.

4) Потому что мысль не закончена, и он хотел продолжить, но не продолжил почему-то.

5) Я бы поместила иллюстрацию, как сидел Денис на песке и наблюдал за облаками, а в руке держал самосвал, тут подошел Мишка с коробочкой в руке.

6) Мама не поняла. Ведь это подарок отца.

7) Автор показал в рассказе проблемы Дениски, что он скучал и хотел есть, а мамы не было. Ему было одиноко.

Гена К. (Программа « Литературное чтение»)

1) Мне понравился рассказ, потому что там много интересного.

2) Менялось, потому что он увидел светлячка.

3) Автор описывает двор, чтобы можно было понять, как скучно Дениске.

4) Он показывает, как ему скучно.

5) Я бы изобразил Дениску, который сидит вечером на песочнице и смотрит на светлячка, который сидит в коробке.

6) Мама не поняла Дениску, она сказала, что это червячок.

7) Как скучно Дениске сидеть во дворе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.