Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Знания как элемент содержания начального литературного образования



Выбор литературоведческих и речеведческих понятий, как было показано выше, определялся необходимостью обращения к ним в процессе анализа изучаемых произведений и опоры на них при формировании системы умений. Естественно, что формирование данных понятий во всей их полноте и сложности невозможно на уровне начального обучения, упрощение неизбежно. Поэтому особенно важно выработать принцип упрощения без искажения сути понятия, что представляется весьма сложной, если вообще выполнимой задачей.

В ряде случаев такое упрощение возможно за счет ознакомления с общим понятием и подведением под него всех частных случаев. Например, наблюдая с детьми за ролью повторов в тексте, нецелесообразно выделять их частные виды: анафоры, эпифоры, подхваты, рефрены и т.д. Следуя этому принципу, можно формировать представления о рифме, о звукописи, о лирическом стихотворении. Такой жанр, как "лирическое стихотворение" принято выделять в начальном обучении. Это представляется целесообразным, так как вопрос о системе лирических жанров не решен еще и в литературоведении. Термин "лирическое стихотворение", охватывая все жанры лирики, сосредоточивает внимание младших школьников на специфике этого рода литературы и на стихотворной форме произведения. Принцип подведения частного под общее позволит в будущем углублять знания ребят, знакомя их с новыми частными проявлениями, не разрушая представления об общем.

Второй принцип состоит в том, что содержание понятия раскрывается неполностью. Например, младшие школьники знакомятся с понятием "ритм" как повторяемостью одинаковых элементов и в зависимости от особенностей изучаемого произведения наблюдают за ритмом ударений, синтаксическим ритмом, фонетическим, а вот с метром целесообразнее познакомиться в средней школе. В этом случае также не придется ломать сложившихся представлений, они будут лишь дополняться.

Третий принцип состоит в объединении близких понятий. Так, современное литературоведение разделяет понятия "текст" и "художественное произведение", в начальной школе в процессе чтения и анализа произведения эти термины употребляются как синонимичные. Понятие "текст", вводимое на уроках русского языка ("Текст - два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить."), используется при работе над сочинением. Понятия "автор биографический" и "образ автора" также не разделяются в начальной школе, о чем говорилось выше, но целесообразно разделить понятия "автор" и "рассказчик".

Варьируется и уровень усвоения знаний. Часть знаний может быть сформирована на уровне понятия, с выделением существенных признаков, введением формулировки и термина. Например, понятия "основная мысль", "тема".

Часть знаний формируется на практическом уровне: ученики могут употреблять термин, назвать этим термином соответствующее явление, но определения понятия не вводится. Так, на практическом уровне усваиваются понятия "композиция", "сюжет", "звукопись", "ритм".

Могут формироваться знания и на уровне общего представления, в этом случае не вводятся термины, не дается определение, но вся работа строится таким образом, чтобы дети увидели связь между отдельными явлениями. Например, представление о соотношении искусства и жизни, о второй "художественной" действительности, о различии речи и художественного слова, о соотношении образа и художественной идеи.

Все знания, формируемые у младших школьников, можно условно разделить на два вида: знания, необходимые для создания общего представления о природе искусства, его назначении, и знания, являющиеся базой для овладения конкретной операцией, приемом анализа. На первом году обучения формирование знаний подчиняется главным задачам года: формированию мотивации читательской деятельности, и овладению операционной стороной анализа. Поэтому оба вида знаний формируются у первоклассников, но знания первого вида – на уровне общего представления, а знания второго вида на практическом уровне или на уровне понятия. На втором и третьем году обучения оба вида знаний расширяются и углубляются, происходит их закрепление в практической деятельности. В четвертом классе преимущественное внимание уделяется знаниям о специфике литературы как искусства. К операционным знаниям обращение происходит по мере необходимости, при возникновении сложностей в использовании того или иного приема.

Читательские умения в широком смысле слова включают в себя не только умения, связанные с анализом текста, но и библиографические. Современный ритм жизни требует от человека быстрого реагирования на изменяющиеся условия, способности ориентироваться в огромном потоке информации. Учиться этому необходимо с детства, поэтому начальное литературное образование должно включать систему библиографических знаний и умений. Программа модернизации общего образования предусматривает введение в начальной школе уроков информатики. В стандарте подчеркивается, что информационные знания и умения должны формироваться при изучении всех предметных областей начальной школы. Методика начального обучения давно начала уделять внимание библиографической культуре младших школьников. Данный вопрос хорошо разработан в трудах Н.Н.Светловской (180, 181). Содержание библиографических знаний и умений, разработанное на основе идей Н.Н.Светловской, представлено в таблице 8.

Таблица 8

Содержание библиографических знаний и умений, формируемых на начальном этапе литературного образования

Класс Знания Умения
Правила гигиены чтения Умение соблюдать правила гигиены чтения
      Основные элементы книги: · обложка, корешок, титульный лист, страницы, оглавление, иллюстрации; · предисловие, послесловие, аннотация Умение назвать книгу, указывая автора и название Умение ориентироваться в книге Умение определить основное содержание книги по названию, иллюстрациям, оглавлению, аннотации
      3-4 3-4 Ориентировка в книжном мире: · книжная выставка; · принцип расположения книг в библиотеке; · картотека обложек; · алфавитный каталог; · справочные издания · тематический каталог; · основные детские периодические издания; · основные серии детских книг; · детские издательства   Умение подобрать книги определенного автора, литературу по заданной теме Умение найти нужную книгу в библиотеке Умение пользоваться алфавитным каталогом, составлять простейшую каталожную карточку. Умение пользоваться тематическим каталогом Умение подобрать материал по заданной теме, используя справочную литературу и детскую периодику Умение ориентироваться в книгах, самостоятельно пользоваться из справочным аппаратом

 

Библиографические знания и умения можно формировать на специально отведенных уроках, можно уделять этой работе часть обычного урока чтения. Главное, создать такие условия, которые требовали бы от детей использования полученных знаний в повседневной практической деятельности, а не от случая к случаю.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.