Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения и умение подчинить все элементы текста авторскому замыслу



Данное читательское умение впервые выделено Н.Я.Мещеряковой и Л.Я. Гришиной (133).

Анализ художественного произведения не только разделяет целое на части, но и сочленяет, соединяет в сознании читателя эти элементы. Таким объединяющим целым является образ автора. Сами составляющие целого – языковые средства, картины жизни, образы-персонажи зависят от целого, определяются ими, получают и наполняются в сознании читателя новыми смыслами, когда путь размышлений идет в обратном порядке – от текста к слову, к образу.

Трудности в овладении данным умением связаны и со сложностью самого понятия об авторе, и с разной степенью присутствия автора в произведениях различных родов и жанров, и со спецификой детского восприятия.

В современном литературоведении принято разделять понятия автор биографический, автор-повествователь, "образ автора" (5, 75 и др.). Такое разделение, безусловно, нужное в научном исследовании, оказывается непродуктивным в школьном, особенно в начальном обучении. Исследовавшая проблему понимания авторской позиции учениками 5- 7 классов В.А.Лимерова, пришла к выводу о том, что «для ученика, не имеющего представлений об объеме авторской оценки и опосредовании ее всей системой произведения, разграничение позиций автора и повествователя будет лишь пустой декларацией. На начальном этапе знакомства с автором как художественной категорией гораздо важнее дать ученику понятие о выраженности авторской оценки в произведении, научить его обнаруживать эту оценку в тексте» (105, с.63). Представляется, что этот вывод верен и в отношении младших школьников. Дети этого возраста при самостоятельном чтении не только игнорируют присутствие автора в тексте, но и вообще не обращают внимания на то, кто написал произведение. Это дало основание некоторым методистам считать, что начинать знакомство с авторской позицией нужно в средней школе, в начальной следует сосредоточить внимание на изучении персонажей (138, 148). Но при таком восприятии каждое прочитанное произведение представляется еще одной жизненной историей, расширяющей бытовой опыт ребенка, но не дающей ему опыта духовного, не приобщающей к жизненным ценностям, исповедуемым писателем. Поэтому чрезвычайно важно с первых уроков обращаться к выявлению авторской оценки событий, персонажей, причем следует учить видеть эту оценку в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых оценочных высказываниях. Необходимо так строить работу, чтобы юный читатель не слепо следовал авторской мысли, а вырабатывал собственное отношение к отношению автора (41). Иначе вместо сложной борьбы двух сознаний (автора и читателя) обучение литературе превратится в «проецирование авторского сознания в сознание ребенка» (88, с. 55) или в подмену авторского сознания сознанием учителя. Опыт показывает, что при специальной методике младшие школьники способны увидеть авторское отношение к героям, авторскую оценку событий и сопоставить их со своим восприятием (23, 83, 178 и др.). Поэтому путь формирования данного умения должен быть именно таким: научить ребенка определять авторское отношение, видеть не только прямую, но и косвенно выраженную оценку событий и персонажей, и на этой основе постепенно формировать представление об авторской позиции как системе взглядов на мир, определяющей и выбор темы, и авторский замысел, и способы его раскрытия.

Многие произведения для младших школьников написаны от первого лица, чаще всего от имени ребенка, поэтому целесообразно уже в первом классе ввести понятие "рассказчик", учить детей различать точку зрения героя-рассказчика и автора произведения.

Необходимы наблюдения и за спецификой проявления авторского присутствия в эпосе и в лирике. Л.Я.Гинзбург писала: «Автор по-разному и в разной мере бывает включен в структуру своего произведения.<...> Для художественной прозы или эпоса типичнее всего скрытое включение автора (рассказчик автору не равнозначен); его оценки, его отношение читатель воспринимает непрерывно, но в опосредованной второй действительностью форме, открытое включение автора дает лирическую прозу или прозу размышлений и в стихотворном эпосе – лирические отступления <...> Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. <...> Лирическая поэзия – далеко не всегда прямой разговор поэта о своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается – это слово с проявленной ценностью» (31, с. 7-8). Младшим школьникам легче увидеть авторское отношение к событиям и персонажам, авторскую оценку поступка персонажа, чем увидеть "раскрытую точку зрения" в лирике. Поэтому так часто лирика, особенно пейзажная, трактуется на уроках чтения как описание любимых автором времен года, знакомых и дорогих ему уголков природы. Без опоры на элементарные литературоведческие представления наивно-реалистического восприятия лирики не преодолеть.

Формирование у учащихся представления об авторе как о творце художественного произведения сказывается и на отношении ученика к созданию собственного текста, к обдумыванию авторского замысла. Если ребенок (с помощью учителя, конечно,) ставит перед собой четкую речевую задачу, то есть решает, кому, зачем и что он хочет рассказать, в чем убедить, то он может сознательно отбирать языковые средства, выбирать персонажей, обдумывать ситуацию, в которой они будут действовать, выстраивать композицию сочинения, то есть подчинять своему замыслу все элементы текста. Только в этом случае сочинение будет удовлетворять одному из важнейших признаков текста – признаку целостности.

Формированию данных умений способствуют следующие знания:

- начальное представление об авторе как творце художественного произведения;

- представление о произведении как художественном целом;

- понятие о точке зрения;

- представление о рассказчике и его роли в произведении;

- понятие об устном народном творчестве;

- начальное представление о жанрах фольклора: скороговорки, считалки, потешки, песенки, загадки, сказки; об исторических корнях волшебных сказок.

Овладению умениями способствуют следующие приемы анализа и виды работ по развитию речи:

- выявление авторского отношения, авторской позиции;

- выявление точки зрения;

- сопоставление позиции автора и рассказчика;

- сопоставление фольклорного источника с авторским текстом;

- стилистический анализ;

- сочинения всех видов.

Виды эмоционально-оценочной деятельности:

- осознание авторской позиции;

- выражение авторской позиции в чтении, иллюстрировании, литературном творчестве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.