Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы построения концепции начального этапа литературного образования



Основными для построения концепции начального этапа литературного образования являются эстетический принцип, и связанные с ним принципы системности, доступности, преемственности и перспективности.

Эстетический принцип

В основе концепции начального литературного образования лежит эстетический принцип, который прежде всего определяет общий подход к художественному произведению. Концепция базируется на понимании современным литературоведением художественного произведения как целостности (30, 34, 41, 95 др.).

В литературоведении выделяются два основных подхода к изучению художественного произведения. "Первый исходит из представления о том, что сущность искусства скрыта в самом тексте и каждое произведение ценно тем, что оно есть. В этом случае внимание сосредоточивается на внутренних законах построения произведения искусства. Второй подход подразумевает взгляд на произведение, как на часть, выражение чего-либо более значительного, чем самый текст: личности поэта, психологического момента или общественной ситуации..." – писал Ю.М. Лотман (199, С. 28). О необходимости изучения произведения с разных сторон пишет и М.М. Гиршман: "Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Один и тот же материальный элемент может выполнять различные функции и иметь различные значения в разных системах отношений. Поэтому для характеристики литературного произведения наряду с историко-литературным необходим системно-функциональный подход" (33, С. 6).

Если в литературоведении названные подходы могут существовать параллельно, то в процессе обучения происходит постепенное восхождение от восприятия отдельных произведений как самостоятельной эстетической ценности к изучению творческого пути писателя, связи произведения с исторической эпохой, литературным направлением, литературным процессом.

Системно-функциональный подход к произведению в наибольшей степени отвечает специфике начального этапа литературного образования, так как, во-первых, он отражает естественный для обычного читателя путь от текста произведения к художественному миру. Во-вторых, предметом внимания младшего школьника является прежде всего текст произведения, причем, поскольку изучаются тексты небольшого объема, а совершенствование техники чтения требует многократного перечитывания, создаются предпосылки для скрупулезного анализа текста, воспитания внимательного отношения к слову. В средней школе уже не будет возможности для перечитывания всего произведения в целом под руководством учителя. Чаще всего урок строится как беседа на материале прочитанных дома глав с выборочным чтением отдельных фрагментов текста, что естественно, затрудняет целостность восприятия, особенно, если начальная школа не подготовила читателя к целостному анализу. В-третьих, младшие школьники не обладают историко-литературными знаниями, имеют весьма ограниченный читательский и жизненный опыт, поэтому текст является почти единственным источником их суждений о произведении. Постепенное накопление необходимых знаний позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между текстом и творчеством писателя, текстом и эпохой и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе.

Таким образом, предметом изучения на начальном этапе литературного образования является литературное произведение как эстетическая ценность, методы изучения определяются системно-функциональным подходом, поэтому необходимо рассмотреть, как трактуется феномен художественного произведения в современном литературоведении.

Ученые различают понятия "художественное произведение", "текст произведения", "художественный мир" (30, 108, 189, 190 и др.). Текст рассматривается как основной компонент, без которого невозможно само существование литературного произведения, однако художественное воздействие произведения зависит не только от текста, но и от жизненного опыта, мировоззрения, эстетической подготовки читателя» (34, 109, 195 и др.). Поэтический мир – это идеальное, духовное содержание. Художественный текст, высказывание – необходимая форма существования этого содержания. А произведение в его полноте - это двуединый процесс претворения мира в художественном тексте и преображения текста в художественный мир", - пишет М.М. Гиршман (34, С. 9). «Художественный мир литературного произведения потому и является миром, что включает в себя, внутренне объединяя, и субъекта высказывания, и, в определенном смысле адресата высказывания – "читателя" – как одного из неявных, но неизменных компонентов литературного произведения как целого» (33, С. 20-21). Однако, разделяя названные понятия, литературоведы подчеркивают условность такого деления, дающего новый толчок скорее развитию теории литературы, чем эстетическому восприятию, которому только и может открываться во всей полноте художественный мир. Так, Н.К. Гей пишет: «... текст чисто условно может быть выделен из образуемого им произведения со многими стилистическими композиционными надстройками. Разделительную черту в образе нельзя провести нигде, ни один элемент, ни один уровень художественного целого не отъединен от целого, а переходит во все другие, взаимодействует, резонирует вместе, отвечает на каждый голос и сливает свой в унисон с другими» (30, С. 42). «Таким образом, литературоведу – как ученому – остается, по-видимому одно: анализировать внешнюю данность художественного текста как систему, направляя по этому пути свое познание на произведение как целостность, открывающуюся ему в своей полноте и неизбыточности лишь в его эстетическом переживании,» – констатирует В.И. Тюпа (95, С.22). Эту же мысль развивает М.М. Гиршман, имея в виду уже не только научный, но и педагогический подход к произведению: «Анализ текста – осознание его стилевых закономерностей – интерпретация смысла и творческой сущности произведения – таковы ступени литературоведческого исследования и преподавательской деятельности, если их центр – произведение как процесс преображения текста в художественный мир. Литературное произведение включает в себя понимание как один из компонентов своего содержания – художественного мира. Интерпретация произведения включает в себя воссозданную в произведении жизнь как один из компонентов понимания мира. Осмысляя произведение, мы в то же время осмысляем произведением мир, его единство и цельность – каждый раз в новом, индивидуальном, неповторимом человеческом выражении» (34, С.92.).

Поскольку путь вхождения в художественный мир произведения всегда лежит через анализ его текста, а целью школьного анализа является углубление эстетического переживания, а не добывание научной истины, для школьной практики особенно на начальном этапе литературного образования различение понятий «текст», «произведение», «художественный мир"» непродуктивно. Поэтому и в данной работе термины «текст» и «произведение» будут использоваться как синонимичные.

Таким образом, методический вывод, вытекающий из представления о художественном произведении как о целостности, состоит в признании необходимости системно-функционального подхода к изучению текста. Эстетический принцип может быть реализован только в сочетании с принципом системности. Принцип системности в дидактике Оконь связывает не только с содержанием, но и с процессуальной стороной обучения (147). Эстетический принцип должен реализовываться и в содержании, и в методах обучения.

Эстетический принцип означает, что отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической ценности, не допускается адаптация текста, в содержание образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой деятельности, а также необходимые для ее осуществления знания и умения, основным методом изучения литературы является целостный анализ произведения, а методом развития речи – литературное творчество учащихся. Эстетический принцип может быть реализован только в сочетании с принципом системности.

Принцип доступности

Принцип доступности в дидактике означает обращение к наивысшей границе возможностей учащихся с целью постоянного повышения возможностей к учению. «Российская педагогическая энциклопедия» дает следующее определение: «Доступность обучения – это... соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям, представлениям, условиям обучения» (171, С. 287). Таким образом, принцип доступности связан прежде всего с представлением о возможностях учащихся. Однако на сегодняшний день не существует общепризнанной периодизации возрастного развития, весьма разнообразны точки зрения психологов на специфику детского восприятия художественного произведения, на возможности эстетического развития младших школьников. Таким образом, методистам трудно найти точку опоры в определении возможностей младших школьников, чаще всего это делается эмпирическим путем, отсюда и столь разное понимание того, что доступно детям.

Принцип доступности в большинстве современных программ служит основой лишь при определении круга чтения. При этом критерий определения доступности произведения не выделяется. Теоретическое обоснование критерия отбора произведений приводит Г.И. Беленький: «...когда мы говорим о доступности произведения, то имеем в виду более или менее адекватное восприятие читателем того основного художественного ядра, которое определяет своеобразие, неповторимость содержания и формы творения искусства» (7, С.18.). Освоение художественной идеи зависит не только от специфики художественного произведения, но и от глубины его анализа на уроке, от наличия литературоведческих знаний, уровня сформированности читательских умений. Поэтому принцип доступности должен определять не только круг чтения, но также отбор знаний, умений, навыков, уровень их усвоения. При этом сам принцип доступности может трактоваться несколько иначе, чем это принято в дидактике. Исходить при определении доступности содержания и методов литературного образования следует из цели начального литературного образования и из потребностей учащихся, из того, что необходимо для достижения поставленной цели. Если в своей практической деятельности ученик испытывает потребность в определенных знаниях, умениях, навыках, значит, необходимо найти методические приемы, средства, помогающие ребенку овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, цель – формирование читателя, способного к полноценному восприятию произведения, и «маленького писателя» – сказывается, во-первых, в отборе литературного материала, ведущего к развитию читателя и обладающего тем потенциалом смысла, которым в ходе анализа с помощью учителя может овладеть ребенок. Во-вторых, в определении объема, содержания и уровня усвоения литературоведческих знаний, необходимых для осуществления общения с художественным произведениям, определении содержания читательских и речевых умений и навыков. В-третьих, в определении методов обучения, адекватных поставленной цели и содержанию образования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.