Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Назначение художественной литературы и основная цель литературного образования младших школьников



Специфика литературы как одной из форм общественного сознания рассматривается в работах ученых с различных позиций. Если литература изучается как особый вид художественного творчества, то в центре внимания оказывается писатель, познающий мир, творящий особую художественную реальность и изменяющийся сам в процессе творчества. Если рассматривается воздействие искусства на человека, то предметом изучения становится читатель – сотворец, его труд по воссозданию художественной действительности и тот эмоциональный, духовный опыт, который приобретает читатель от общения с произведением. Если в центре внимания само художественное произведение как эстетический феномен, то на первый план выходят вопросы специфики содержательной формы литературы, соотношения текста и художественного мира произведения, взаимодействия писателя и читателя. Все названные аспекты важны для методики, которую в связи с определением цели литературного образования интересуют прежде всего те личностные изменения, которые происходят в растущем человеке в процессе его читательского общения с художественным произведением и собственного литературного творчества.

В трудах литературоведов, писателей, философов, социологов выделяются такие функции литературы, как

- эстетическая (4, 21, 22,30, 41, 72, 190 и др.);

- расширенное конкретно-чувственное освоение мира (21, 30,190 и др.);

- познавательная (21, 30, 41 и др.);

- идеологическая (21, 41, 194 и др.);

- воспитательная (21, 41, 58, 165 и др.).

Рассматривая различные функции искусства, ученые подчеркивают, что и познание, и воспитание, и формирование убеждений, и развитие чувств литература осуществляет только ей присущими способами и средствами, что вне эстетического восприятия функциональная направленность литературы не реализуется. "В искусстве перманентно совершается процесс осознавания человеком себя и как творца и как личности. В акте творчества и в акте восприятия произведения происходит воплощение универсальной творческой личности и, следовательно, универсальное присвоение окружающего как объекта эстетического освоения", - отмечал Н.К.Гей (30, с. 6).

Специфика искусства раскрывается обычно при сопоставлении искусства с наукой с точки зрения целей, предметов изучения (изображения), и средств, присущих этим видам общественного сознания.

Цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность, утвердить меру, закон красоты, вызвать у человека эстетическое чувство. "Мы усваиваем знания, которые сообщает нам ученый, к этому и сводится наше впечатление от научной работы, – пишет Л.И.Тимофеев. – Произведение же искусства вызывает у нас чувство непосредственного волнения, сочувствия героям или негодования, мы относимся к нему, как к чему-то лично затрагивающему нас, непосредственно к нам относящемуся" (194, с. 55). Если ученый стремится познать законы природы, общественного устройства, то писатель "преследует цель одарить читателя своим открытием жизни, приобщить к поэтической тайне бытия, заразить художественным пафосом" (159, с. 4). Приобщение к авторскому пафосу выводит читателя из привычного состояния, напоминает о человеческом достоинстве, о подлинных и мнимых жизненных ценностях, формирует убеждения. "Придавая реальному жизненному опыту человека всеобщее значение и определенную идейную направленность, искусство делает это в конечном счете для того, чтобы творчески воздействовать на духовно-практическую жизнь человека" (21, с. 89).

И наука, и искусство познают действительность, но познание направлено на разные предметы. "Отражая самые различные области жизни, писатель изображает их не непосредственно, как это делает ученый, а показывая людей, связанных с данной областью жизни. <...> Писатель отражает в своем творчестве всю действительность, всю сложность жизненных отношений, но показывает их в определенном преломлении, так, как они проявляются в конкретной человеческой жизни. Предмет его познания – действительность, предмет изображения – человек в его сложных и многогранных отношениях к действительности, человек как личность" (194, с. 34-35). Искусство концентрирует человеческий опыт, оно гуманно по своей природе, в его основе "лежит представление о прекрасном, а в основе прекрасного – представление об идеале, т.е. о наиболее ценном, наиболее значимом для человека (определенной исторической среды, в определенном историческом периоде)" (194, с. 58-59). Специфика литературы как искусства слова состоит в том, что представления о самих явлениях в их чувственном бытии она создает опосредованно, а непосредственно выражает реакцию сознания на эти явления, их оценку с точки зрения соответствия идеалу, закону красоты. Изображая мир, писатель тем самым и оценивает его, вызывая у читателя ответную реакцию – эстетическое переживание, благодаря которому и происходит духовное освоение мира, присвоение человеческого опыта, сконцентрированного в произведении искусства, всегда представляющего собой целостную картину мира.

Подчеркивая связь между предметом и средствами изображения в искусстве, И.Ф. Волков отмечал: "Своеобразие собственно художественного познания состоит в том, что общее, существенное в мире познается на основе его конкретно-чувственных форм – не обязательно в формах самой жизни (художественные формы могут быть далекими от реальности, фантастическими), но непременно в единств с конкретно-чувственной неповторимостью индивидуального бытия. Искусство достигает этого благодаря типизации характерного " (21, с. 65). Важнейшие свойства художественного образа – обобщенность и конкретность, наличие вымысла – невозможны в науке. "В науке за абстрактным ("суть") скрыто конкретное ("явление"), так как все конкретное включено в абстрактное, а в искусстве (в художественной литературе, например) за конкретным скрыто абстрактное, так как все абстрактное ("суть") включено в конкретное ("явление") (94, с. 10).

Цель, предмет изображения, средства тесно связаны между собой. «Основной сущностью искусства является то, что и его содержание, и предмет изображения, через который проявляется его содержание (человеческая жизнь), освещены эстетической целью: оценкой действительности применительно к "угаданным умом и воспроизведенным фантазиею писателя идеалам" (194, с. 56). Создаваемые писателем "картины человеческой жизни соотнесены им с мерой, им соответствующей. <...> Искусство отражает действительность применительно к человеческой жизни и соответственно мере, отвечающей этой жизни" (194, с. 59)

Таким образом, художественная литература дает возможность ребенку практически освоить духовный опыт поколений людей, вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление. Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, поскольку оно обладает только ему присущими свойствами. Причем все функции искусства существуют "как вторичный момент, как некоторое последействие произведения искусства, возникающее не иначе, как вслед за осуществившимся вполне эстетическим действием" (29, с. 237). Следовательно, осуществление целей искусства зависит во многом от уровня подготовки читателя, от того, как происходит общение читателя и писателя, в какой степени востребован читателем духовный потенциал художественного произведения.

Цель образования не может быть идентичной цели литературы как искусства слова, педагогический процесс не должен подменять собой процесс общения ученика с искусством, хотя педагогический процесс может быть успешным только тогда, когда, он организуется с учетом законов художественного мышления. Задача литературного образования –обеспечить условия для наиболее плодотворной реализации функциональной направленности искусства, для того, чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом.

Очевидно, что при определении цели литературного образования следует опираться на представление о полифункциональности искусства, стремиться к гармоничному сочетанию различных функций литературы, не допуская превалирования познавательных, воспитательных или идеологических задач над эстетическими, и сосредоточивать основное внимание на содержании эстетической деятельности ребенка, включающей не только восприятие художественного произведения, но и литературное творчество.

Если цель обращения к художественной литературе – это эстетическое переживание, формирование личности средствами искусства, то цель начального литературного образования – создание условий для полноценного общения с искусством и литературного творчества ученика. Поэтому основной целью начального литературного образования является литературное развитие младших школьников, понимаемое как двусторонний процесс, направленный на формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, с одной стороны, и на развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове, с другой стороны. Реализация этой цели потребует решения целого ряда частных задач, которые будут рассмотрены позднее.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.