Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система переработки информации человеком



 

Важным элементом информационных процессов в СЧМ является система переработки информации (СПИ) человеком. Согласно современным представле­ниям, переработка каждой порции информации осу­ществляется в мозгу человека в несколько этапов. Их количество, последовательность, длительность, а так-


же достигаемая в конечном счете полнота извлечения информации из сигнала определяется многими как объективными, так и субъективными личностными фак­торами. Осуществление каждого из этапов связывает­ся с определенными гипотетическими блоками СПИ (рис. 2.1). Следует особо подчеркнуть, что показанные здесь блоки (структурные элементы СПИ) в большей своей части являются условными, им не обязательно соответствуют различные нервные структуры [128].

Согласно приведенной на рис. 2.1 модели сигналы внешней среды, например, средств отображения ин­формации, поступают в рецепторы (от лат. receptor — принимающий), т. е. воспринимающие устройства че­ловека. Человек привносит в каждый элементарный акт информационного взаимодействия со средой свои цели, стратегии, ожидания, которые проявляются в целом комплексе преднастроечных изменений в организме, упреждающих будущие события. В основе таких изменений лежат специфические информационные

Рис. 2.1. Функциональная модель системы переработки

информации, включенной в общую структуру

деятельности: СПП сенсорно-перцептивные процессы;

АЦП процессы антиципации; ППР — процессы принятия

решения; основные информационные потоки; — сигналы

обратной связи (информация о результатах

предшествующих действий); — управляющие и

модулирующие влияния.

процес­сы, выделенные в модели в блок АЦП (антиципационные процессы). В зависимости от характера этих изме­нений часть внешних воздействий преобразуется в сенсорные (от лат sensus — чувство, ощущение) сиг­налы, которые подвергаются некоторому циклу преоб­разований, составляющих содержание сенсорно-пер­цептивных процессов (от лат. perseptio — восприятие). Часть выделенных при этом информативных призна­ков включается в процессы активного синтеза, в кото­ром участвует также активированная в соответствии со смыслом и ценностью для субъекта часть тезауруса (от греч. thesaurus — запас). У человека в роли тезау­руса выступает запас знаний, зафиксированных в его долговременной памяти.

В зависимости от характера ситуации и стоящих перед человеком целей, сигнал может потребовать от него на разных этапах переработки принятия опре­деленных решений. Эти решения могут носить раз­личный характер. Например, это может быть реше­ние о возможности отнесения данного сигнала к тому или иному классу, т. е. его идентификация. Могут при­ниматься также решения о необходимости осуществ­ления того или иного управляющего воздействия, кор­рекции целей, изменения стратегий или программ поведения и т. п. Последний случай предполагает так­же включение антиципационных процессов. Наконец, реализация управляющего воздействия в соответствии с принятым решением и постоянно корректируемы­ми программами сопровождается поступлением на сенсорный вход системы весьма важных с точки зре­ния организации адаптивного поведения сигналов об­ратной связи (пунктирные линии на рис. 2.1), инфор­мирующих оператора о ходе выполнения действия и о достигнутых при этом результатах. Таким образом формируется замкнутый контур циркуляции инфор­мации [128].

Процесс переработки информации человеком мож­но представить как некоторое множество, состоящее из частично перекрывающихся подмножеств. Поэтому показанные на рис. 2.1 функциональные блоки тесно взаимосвязаны. Общность некоторых аспектов приня­тия решения и антиципации была показана ранее. Соединяет в себе элементы этих блоков и такой важ­ный процесс, как целеполагание. Процессы принятия решения и сенсорно-перцептивные процессы высту­пают в единстве на этапах обнаружения и опознания сигналов. Интеграция сенсорно-перцептивных про­цессов и антиципация проявляется в таких феноменах, как ожидание, бдительность и т. д.

В целом роль и место информационных процессов в структуре деятельности и поведения определяются тем, что они, с одной стороны, опосредуют объектив­ные внешние условия, а с другой стороны, опосредуют потребности, мотивы, установки, трансформируют их на основе имеющихся знаний и навыков в цели, стра­тегии и программы поведения, обеспечивают возмож­ность постепенного контроля за ходом их реализации и при необходимости их коррекцию в интересах дос­тижения полезного результата [128].

Как следует из рис. 2.1, СПИ включает в себя ин­формационные процессы, а также вспомогательные подсистемы, обеспечивающие их нормальное проте­кание. К числу основных информационных процессов относятся процессы принятия решения, антиципационные и сенсорно-перцептивные процессы. Процес­сы принятия решения достаточно подробно были рас­смотрены раньше, поэтому на них больше пока останавливаться не будем. Антиципационные и сен­сорно-перцептивные процессы рассмотрим более подробно.

Антиципация рассматривается как частный случай присущего всем живым организмам приспособитель­ного механизма, названного П.К. Анохиным опережа­ющим отражением действительности, как проявление действия этого механизма на уровне психики [6]. В структуру антиципации включают следующие про­цессы:

 

■ синтез субъективных моделей будущего — вероятност­ное прогнозирование;

■ сопоставление этих моделей по критерию предполагае­мой вероятности реализации и выбор наиболее вероятной модели в качестве фактора регуляции поведения;

■ осуществление упреждающих изменений в организме,
направленных на достижение максимальной готовности к
будущим событиям (оперативная преднастройка);

■ программирование активного поведения в ближайшем и отдаленном будущем (целеполагание, выработка планов, стратегий и программы действий и т. п.).

 

Все эти процессы в большей или меньшей степе­ни связаны с вероятностным прогнозированием. Под ним понимается предвосхищение будущего, основан­ное на вероятностной структуре прошлого опыта и ин­формации о наличной ситуации. Вероятностное про­гнозирование может быть ориентировано как на отдаленную, так и на ближайшую перспективу. Кро­ме того, оно может быть обусловлено преимуществен­но внешними (ситуационными) или внутренними (мотивационными) факторами. Соотношение этих двух факторов может широко варьировать, соответственно варьируют и функции, выполняемые синтезируемы­ми моделями в организации поведения. Крайними, полярными их проявлениями являются «ожидание» (когда ход событий рассматривается как не завися­щий от субъекта) и «желание» (модель потребного будущего, являющаяся регулятором активного пове­дения человека). Однако в любом случае характер вероятного прогнозирования обусловлен субъектив­ными вероятностями человека.

Субъективная вероятность представляет собой численное выражение уверенности конкретного лица в том, что данное событие в действительности произой­дет. Именно в соответствии с этой уверенностью и предпочитает действовать человек. Таким образом, субъективная вероятность является не столько харак­теристикой самих событий, сколько характеристикой человека, производящего классификацию этих собы­тий. Она отражает собственную информацию и мне­ние человека о возможном наступлении тех или иных событий. Формирование субъективных вероятностей может соответствовать различным подходам к форми­рованию вероятности [42].

 

1. Прямое оценивание частоты наблюдаемых собы­тий. Многочисленные эксперименты показывают, что люди в среднем хорошо определяют относи­тельную частоту оцениваемых событий. Например, ошибки в определении постоянного процентного соотношения исходов бинарных событий не превышает 5%, при этом тренировка и опыт слабо влияют на результаты оценивания. Установлено, что возможные ошибки в оценивании частоты со­бытий часто связаны с эмоциями. Люди охотно верят гипотезам о статистических свойствах сово­купностей. Например, последовательности собы­тий в азартных играх ошибочно приписывается причинная зависимость или определенная законо­мерность.

2. Использование данных, причинно связанных с рас­сматриваемым событием. В этом случае находится условная вероятность события при имеющихся данных. Примером может служить прогноз пого­ды как определение вероятности выпадения дождя. Субъективность оценок связана как с недостаточ­ностью данных, так и с неадекватностью моделей. При обоих рассмотренных путях формирования субъективных вероятностей существует тенденция недооценивать малые вероятности и завышать большие значения.

3. Подсознательный учет множества хранящихся фактов и впечатлений. Обычно перед принятием конкретного решения приходится производить пе­реоценку случайных вероятностей различных аль­тернатив при уточнении сведений о ситуации. Эксперименты показывают, что обычно субъектив­ные оценки апостериорных вероятностей изменя­ются в том же направлении (уменьшаются или увеличиваются), что и при вычислении их по пра­вилу Бейсса, но не достигают теоретических (вы­численных) значений. Это свидетельствует о том, что люди обычно не могут полностью извлечь всю информацию из полученных сведений и изменить апостериорные вероятности в соответствии с дан­ными наблюдений. Существует определенный «кон­серватизм вывода», т. е. люди склонны не прида­вать фактам их полного значения [42].

 

Рассмотрим основные отличия между объективны­ми и субъективными вероятностями. Первые призна­ют существование вероятности в объективном мире и определяют ее как меру возможности тех или иных объективных событий. Второе понимание признает существование вероятности только в человеческом уме и определяет ее как меру человеческого знания. Мате­матическая теория вероятности отвлечена от природы вероятности и поэтому может быть одинаково пригод­на для вычислений обоих видов вероятности. Систем­ный подход к природе вероятности состоит в призна­нии существования как вероятности объективных событий, так и вероятности человеческих суждений. Причем во многих случаях субъективные вероятности достаточно близки к объективным, более точно описы­вают поведение человека.

Таким образом, изменение понимания исходных предпосылок теории информации приводит к измене­нию понимания ее математического аппарата (форма­лизма). От понимания этого формализма как статичес­кого, многозначного и объективного приходим к прямо противоположному его пониманию как нестатического, однозначного и субъективного. Это открывает пе­ред теорией информации дорогу к точным, наиболее совершенным и объективным областям знаний, по­скольку возможность точных (а не вероятностных) предсказаний в практической деятельности человека ценится достаточно высоко [65].

К числу важнейших информационных процессов относятся также сенсорно-перцептивные процессы (СПП). Под ними понимают совокупность преобразо­ваний, которым подвергается сенсорная информация, поступающая на вход СПИ, прежде чем она превра­тится в «собственные» управляющие сигналы систе­мы либо будет зафиксирована в памяти человека.

Из всего многообразия физических явлений, про­исходящих в окружающем мире, человеческому вос­приятию доступна лишь небольшая, но биологически важная их часть, а именно:

 

■ спектр магнитного излучения, связанный с возникнове­нием температурного чувства;

■ инфракрасная часть спектра, которая может также кос­венно стимулировать температурное чувство благодаря его нагревающему воздействию;

■ видимая часть спектра (380—760 нм), связанная с форми­рованием зрительных впечатлений;

■ некоторые виды механических и гравитационных воздей­ствий, включая и акустические, воспринимаемых благо даря наличию механических чувств: слуха, чувства равно­весия, давления, боли и др.;

■ обоняние и вкус, выделяемые в сферу химических чувств и обеспечивающие чувствительность человека к вкусо­вым качествам и запахам.

 

Помимо перечисленных сигналов внешней среды на вход СПИ поступают сигналы обратной связи, а также сигналы, формируемые внутренней средой орга­низма. Одним их примеров таких сигналов могут быть кинестезические (проприоцептивные) сигналы, несу­щие информацию о движении человека, положении частей его тела и прилагаемых им мышечных усилиях. Эти сигналы также включаются в процесс переработ­ки информации.

Диапазон потенциально воспринимаемых челове­ком сигналов (область адекватного отражения) огра­ничен верхними и нижними абсолютными порогами. Причинами этих ограничений являются как биофизи­ческие, так и геометрические особенности перифери­ческих отделов сенсорной системы. Однако в каждый момент времени только лишь часть потенциально воз­можных сигналов может отображаться человеком в множестве впечатлений. Одной из причин этого явля­ется ограниченность ресурсов СПИ. Другая причина обусловлена тем, что разрешающая способность СПИ подвержена флюктуациям в связи с динамикой психи­ческих состояний субъекта, его индивидуальными осо­бенностями, условиями решаемой им задачи, субъек­тивным отношением к ней и т. п. Поэтому пороги ощущений являются случайными величинами, завися­щими не столько от собственных свойств сенсорной системы, сколько от рабочих характеристик человека в целом, включающих в числе прочих и особенности процессов принятия решений в соответствии с избран­ной стратегией поведения. Следовательно и характе­ристики СПП могут широко варьировать в зависимо­сти от особенностей стратегии субъекта.

Под воздействием поступающих на вход СПИ сигналов у человека формируется перцептивный (чув­ственный) образ. Под ним понимается субъективное отражение в сознании человека свойств действующей на него ситуации. Формирование перцептивного об­раза является фазным процессом и включает в себя ряд этапов: обнаружение, различие, опознание, интер­претация. Обнаружение — стадия восприятия, на ко­торой субъект выделяет объект из фона, но еще не может судить о его свойствах. Различение — стадия, на которой наблюдатель способен раздельно воспри­нимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), выделить детали объек­тов. Опознание (идентификация) — стадия восприя­тия, на которой наблюдатель выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу [93].

Все рассмотренные этапы могут входить в каче­стве составляющих элементов в развернутый процесс переработки качественных аспектов содержащейся в сигнале информации, обозначаемый как интерпрета­ция. В ходе интерпретации формируется не только целостное представление об объекте, но и происходит дополнение, а при необходимости и коррекция сенсор­ных данных некоторой информацией, извлеченной из памяти. Интерпретация делает возможным выявление смысла сигнала, включение его в состав концептуаль­ной модели ситуации, вероятностное прогнозирование дальнейшего хода событий, принятие соответствующих решений и т. п.

Важное значение в замкнутом контуре процесса переработки информации играет психомоторика че­ловека. Под ней понимается объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями [132]. В более узком и конкретном пла­не психомоторика есть реализация психической де­ятельности посредством движений. Объективно пси­хомоторика проявляется в психомоторных процессах, которые также можно отнести к числу информаци­онных процессов. Основанием для этого является, во-первых, то, что включение их в состав СПИ позволя­ет образовать замкнутый контур переработки инфор­мации, т. е. придать информационным процессам управляемый характер (с точки зрения кибернетики управление может проходить только в замкнутом контуре), а во-вторых, тот факт, что выполнение любого, даже простейшего действия человеком со­провождается переработкой определенного количе­ства информации. Отановимся лишь на важнейшем виде управляющих воздействий — исполнительных действиях. Под ними понимается приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления и контроля и т. и.) с заданной скоростью и точностью. В зависимости от вида деятельности удельный вес исполнительных движений может быть различным. Эти действия мо­гут совершаться либо эпизодически, либо занимать большую часть рабочего времени. Иными словами, в структуре деятельности они могут занимать место основной цели или выступать в качестве средства достижения цели. В первом случае деятельность бу­дет по-преимуществу исполнительной (например, оператор-технолог). Условием успешного выполне­ния деятельности является формирование, нередко длительное, соответствующих навыков и умений ра­боты с весьма разнообразными инструментами или сложными органами управления. Во втором случае основным содержанием выступают познавательные действия; исполнительные, моторные акты, как пра­вило, просты и не требуют специального научения. Подобная характеристика справедлива и для испол­нительных действий, совершаемых в быту, в игре, в спорте и т. п. [215].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.