Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет инженерной псннологни



 

Известно, что главной производительной силой общества является человек. Используя средства труда, он преобразует природу соответственно заранее по­ставленной цели. С развитием средств труда меняется и трудовая деятельность человека.

С давних пор при создании орудий и средств тру­да учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Однако предметом анализа после­довательно становились различные свойства человека.

На первых порах основное внимание уделялось вопросам строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных биомеханики и антропометрии разрабатывались рекомендации, отно­сящиеся лишь к форме и размерам рабочего места человека и используемого им инструмента. Затем объектом исследования становятся физиологические свойства работающего человека. Рекомендации» выте­кающие из данных физиологии труда, относятся уже не только к оформлению рабочего места, но и к режи­му рабочего дня, организации рабочих движений, к борьбе с утомлением. Предпринимались попытки оце­нить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые они предъявляют человеческому организму.

Научно-техническая революция привела к суще­ственному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов.

Благодаря техническому перевооружению производ­ства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогати­вой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осу­ществляет сознательно поставленные им цели.

Вместе с тем автоматизация производства ведет к перестройке трудовой деятельности человека. Осво­бождаясь от ряда функций, переданных машинам, че­ловек получает новые возможности для реализации своих целей.

С развитием техники роль человека в процессе производства неуклонно возрастает. Освобождаясь от необходимости выполнять частные операции, он начи­нает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологи­ческих процессов. При этом возрастает уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок. Напри­мер, если ошибается рабочий-станочник, то в резуль­тате — одна испорченная деталь; ошибка же операто­ра автоматической линии приводит к браку сотен и тысяч деталей.

Следовательно, с развитием и усложнением тех­ники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и техноло­гических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более оче­видной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создавае­мой техники.

Функционирование технических устройств и дея­тельность человека, который пользуется этими устрой­ствами в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формирова­нию понятия системы «человек—машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-опе­ратора (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельности. Маши­ной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в про­цессе деятельности. СЧМ и является объектом инже­нерной психологии.

Обобщенная структурная схема СЧМ показана на рис. 1.1. Любые изменения в состоянии управляемого объекта (УО) поступают в технические устройства системы и после соответствующей обработки в них отображаются на средствах отображения информации (приборах и индикаторах). Следовательно, оператор воспринимает не непосредственно состояние УО, а некоторый имитирующий его образ, называемый ин­формационной, моделью и формируемый с помощью средств отображения информации.

Информационная модель должна, с одной сторо­ны, с необходимой полнотой и точностью отображать

Рис. 1.1. Структурная схема системы «человекмашина»

 

состояние УО, с другой — соответствовать возможно­стям оператора по приему и переработке информации. На основании воспринятого с помощью органов чувств состояния информационной модели в сознании оператора (его центральной нервной системы) фор­мируется оперативный образ, или концептуальная модель УО.

В ее содержание входит полученное оператором представление о текущем состоянии УО. Оно сравни­вается с некоторым эталоном, хранящимся в памяти оператора и отражающим требуемое состояние УО. В результате такого сравнения оператор принимает ре­шение по приведению текущего состояния УО в задан­ное (требуемое). Это решение передается эффекторам (органы движения), с помощью которых командная ин­формация вводится в машину, в результате чего осу­ществляется перевод УО в нужное состояние. На этом заканчивается цикл регулирования в системе «чело­век—машина».

Вводя понятие системы «человек — машина», сле­дует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, помимо этого термина употребляются и другие: антропотехническая система, эргатическая система, эрготехническая система, система «человек —техника», сис­тема «оператор — машина» и др. Детальный анализ и особенности применения этих терминов рассмотрены Ю.Г. Фокиным [184]. Однако не вдаваясь в частные детали, следует отметить, что во многих случаях эти термины фактически означают одно и то же. Поэтому мы будем использовать термин СЧМ как наиболее употребительный.

Во-вторых, чтобы подчеркнуть роль внешней сре­ды (а более широко — условий труда) вводят такое понятие, как система «человек — машина — среда». Однако в этом нет особой необходимости, так как лю­бая СЧМ всегда работает в условиях определенной среды. Об этом свидетельствуют и первые серьез­ные публикации по инженерной психологии, в кото­рых деятельность оператора рассматривается с уче­том тех внешних условий, в которых она протекает [59, 62, 76, 93]. Несмотря на это в этих публикациях речь идет только о системе «человек—машина». Поэтому усложнять название термина введением третьей составляющей «среда» представляется не­целесообразным.

Рис. 1.2. Предмет, цель и задачи инженерной психологии.

 

Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих систем, в которых фун­кционирование машины и деятельность человека свя­заны единым контуром регулирования. При организа­ции взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. п. От психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с маши­ной. Необходимость изучения этих свойств человека в СЧМ привела к появлению инженерной психологии (рис. 1.2).

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техни­ки с целью использования их в практике проектиро­вания, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы ин­формационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значе­ние инженерной психологии при изучении деятельности человека в СЧМ определяется тем, что она иссле­дует процессы приема, хранения, переработки и реа­лизации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют фунда­ментальное значение. С одной стороны, от точности и своевременности приема информации человеком, на­дежности ее хранения и воспроизведения, эффектив­ности переработки в конечном итоге зависят надеж­ность, точность и быстродействие всей СЧМ. С другой стороны, с теми или иными нарушениями информаци­онного взаимодействия человека и машины связана основная масса ошибок, допускаемых человеком. Что­бы система «человек — машина» функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информа­ция, адресуемая человеку, передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятия, запоминания и осмысливания; а органы управления были бы удобны­ми для организации соответствующих движений.

Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел своей профессией, а потому, что его психо­физиологические возможности ограничены: скорость передаваемой ему информации превышает возможно­сти органов чувств, форма сигналов оказывается труд­ной для осмысливания их человеком и т. п. Если при создании новой техники не будут учтены закономер­ности восприятия, внимания, памяти и мышления, психические свойства человека и динамика его психи­ческих состояний, то это означает, что уже в самой создаваемой технике «закладывается» человеческая ошибка.

В настоящее время инженерная психология раз­вивается интенсивно как в нашей стране, так и за рубежом. Ее развитие направлено на комплексное решение задачи повышения производительности тру­да, всестороннего и гармоничного развития личности, улучшения условий и гуманизации труда человека» управляющего современной сложной техникой.

Любая, даже самая совершенная техника создает­ся для использования ее человеком. Создание наибо­лее благоприятных условий для трудовой деятельнос­ти человека является важнейшей задачей. Решить эту задачу помогает, наряду с другими науками, и инже­нерная психология, изучение которой необходимо современному инженеру и организатору производства любого ранга.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.