Для того, чтобы СПИ могла нормально функционировать, протекающие в ней информационные процессы должны быть соответствующим образом обеспечены. Поэтому в состав СПИ входит ряд подсистем, обеспечивающих протекание информационных процессов. К их числу относятся подсистемы энергообеспечения, хранения и регистрации информации, интенций личности.
Подсистема энергообеспечения информационных процессов обеспечивает выполнение трех важнейших условий:
■ адаптивная подстройка текущего диапазона чувствительности входящих в СПИ структур к изменениям параметров внешней стимуляции;
■ общая мобилизация ресурсов СПИ при неожиданном поступлении значимых сигналов;
■ распределение этих ресурсов между параллельно протекающими процессами с тем, чтобы обеспечить преимущественную переработку той информации, которая в наибольшей степени способствует достижению стоящих перед субъектом целей.
Работа подсистемы обеспечивается механизмами активации, селекции и эмоций. Механизмы активации осуществляют регулирование возбудимости (тонуса) нейронов мозга, устанавливая тем самым требуемую предрасположенность их к выполнению той или иной функции. Этим определяется общее функциональное состояние мозга. Различают тоническую (длительную) и фазическую (кратковременную) активацию. Тоническая активация обеспечивает выполнение первого из указанных выше условий. От уровня этой активации зависит эффективность переработки информации и деятельности в целом. Взаимосвязь между ними определяется законом Йеркса-Джонсона, графическое его изображение приведено на рис. 2.2. Как следует из графиков, качество выполнения легких задач с увеличением уровня активации монотонно повышается, для сложных задач обычно имеется некоторый оптимальный уровень активации.
В отличие от рассмотренного, механизмы фазической активации обеспечивают выполнение второго уровня, то есть осуществляют экстренные кратковременные (порядка секунд) сдвиги в уровне активации в ответ на поступление высокозначимого сигнала. При этом фазический сдвиг в уровне активации является, с одной стороны, результатом некоторого, уже осуществленного информационного процесса, а с другой необходимым условием значительной и оперативной интенсификации последующих информационных процессов [128].
Рис. 2.2. Взаимосвязь между уровнем активации и качеством деятельности (закон Йеркса—Додсона): 1 — простейшая задача; 2 — задачи средней сложности; 3 — сложная задача.
Важным элементом подсистемы энергообеспечения являются механизмы, работа которых проявляется в форме эмоциональных состояний (переживаний) субъекта. Эмоции можно рассматривать как специфический субъективный параметр определенного класса активационных процессов, тесно связанных с организацией целенаправленного поведения, а именно тех, которые обусловлены прагматической стороной перерабатываемой субъектом информации. Согласно информационной теории эмоций последние есть отражение мозгом величины потребности, ее качества и вероятности, удовлетворения в данный момент [165]. Результатом этого является возбуждение системы специализированных мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении минимизации или максимизации (продления, повторения) этого состояния.
Рассматриваемые до сих пор активационные процессы обеспечивают общее изменение пропускной способности СПИ по отношению к любым категориям сигналов. Однако реализация целенаправленного поведения в условиях большой плотности поступающей информации, часть которой может быть несущественной для оператора, требует высокой избирательности в переработке этой информации. Поэтому для выполнения третьего из сформулированных выше условий мозг должен обладать некоторыми механизмами, осуществляющими перераспределение ограниченных ресурсов СПИ в пользу избранной категории сигналов. Это осуществляется путем селекции информации.
Селекция (от лат. selectio — отбор, выбор) заключается в отборе полезной информации в процессе восприятия, обусловлена его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. Механизмы селекции информации включают в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев следует отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающих избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации и т. п.
Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов селекции информации, регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, интенциям (от лат. intentio — намерение, стремление) субъекта, то есть его мотивационной сфере, а, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе селекции информации имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий.
Процессы селекции информации могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном, автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих мотивов и в соответствии с индивидуальными особенностями переработки информации [128].
Еще одной обеспечивающей подсистемой является подсистема регистрации информации. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечивать широкий диапазон когнитивных (познавательных) функции — от перцептивных процессов до решения задач, объединяемых тем, что все они предполагают использование накопленной информации. Эту подсистему иначе можно назвать «память». Ее задачей является регистрация, организация, хранение сведений о мире в доступной для использования форме, что обеспечивает ее обладателю способность к отображению объективной реальности в субъективных образах, то есть в виде информации. Этот аспект соответствует основной функции памяти — функции индивидуального тезауруса субъекта. Именно в этом аспекте память можно выделить как особую подсистему обеспечения информационных процессов, как «информационный фонд» СПИ. Здесь лишь отметим, что работа этой подсистемы обычно описывается на основе трехкомпо-нентной модели памяти, предполагающей наличие у человека трех видов памяти: сенсорных регистров, кратковременного хранилища, долговременного хранилища [16].
К числу обеспечивающих подсистем условно можно отнести и интенции личности. Условность состоит в том, что эта подсистема обеспечивает информационные процессы не непосредственно, а опосредствен-но — через подсистему энергообеспечения (рис. 2.1). Интенции представляют собой любую устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, побуждающие к деятельности, направляющие ее на достижение цели. В основе интенционального компонента деятельности человека лежит его потребностно-мотивационная сфера, т. е. потребности и мотивы. Эта сфера представляет собой иерархически построенную систему побуждений. Потребности и мотивы в этой системе находятся в различных отношениях между собой: синергичности (однонаправленности); антагонизма (конфликта), взаимоусиливают или ослабляют друг друга. При этом мотивы не всегда осознаются человеком. Более того, высказываемые людьми мотивировки своих поступков не всегда соответствуют истинным побуждениям.
При изучении интенционального компонента деятельности человека применяется классификация внутренних факторов, побуждающих человека к активномуповедению, в основе которой лежит уровень конкретизации направленности этого поведения:
а) состояние бодрствования — совокупность уровней неспецифической мотивации организма, психики, создающих стремление к любой деятельности;
б) потребности, которые могут быть векторными и функциональными; первые являются наиболее дифференцированными по актуализируемому предмету деятельности (как вещественному, так и мысленному, идеальному) и способам удовлетворения потребностей;
в) функциональные потребности — стремление к напряженной активности (преодоление препятствий), к определенному темпу выполнения действий, к смене видов деятельности (в том числе — к новизне впечатлений);
г) мотивы — конкретные векторные потребности; при этом переход от векторной потребности к мотиву осуществляется под влиянием ситуации, т. е. совокупности внешних и внутренних сигналов, которые воздействуют на человека.
Механизмы интенции тесно связаны с социальной и волевой сферами человека. Интенциональные факторы являются не только побудительными компонентами целенаправленной деятельности, они действуют и в процессе деятельности, являясь регуляторами ее протекания [53].
В заключение необходимо отметить, что до сих пор система переработки информации человеком рассматривалась как одноканальная. Это удобно с методологической точки зрения, поскольку позволяет довольно наглядно показать последовательность этапов переработки информации. Однако такое положение дел не всегда соответствует действительности, что подтверждается предложенной А.А. Крыловым концепцией включения [40, 81].
Концепция включения представляет методологические положения, объясняющие принципы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. Концепция включения исходит из предположения (впоследствии доказанного экспериментально) о приспособленности информационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие изменения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вредной. Отсюда возникает необходимость немедленного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Кроме того, может возникнуть необходимость одновременной обработки информации, относящейся к уже начатой деятельности, и вновь поступивших сигналов.
Новая деятельность может органически включаться в предыдущую или протекать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь поступившие сигналы так или иначе включаются в процесс обработки информации. Это включение может осуществляться либо путем преобразования действовавшей функциональной системы, либо образованием новой системы, предназначенной для информационных преобразований в новой деятельности. В дальнейшем, в ходе тренировки, если аналогичные ситуации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоления устойчивости частных функциональных систем и образования единой функциональной системы текущей деятельности.
Таким образом, концепция включения объединяет принципы организации целостной деятельности функциональных информационных механизмов мозга и позволяет рассматривать механизм приема и переработки информации человеком как иерархическую многоканальную систему, в которой каждый новый сигнал, новое действие не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу человека.