Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи инженерной психологии



Как следует из рассмотренного в предыдущих раз­делах материала, инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук.

Как психологическая наука инженерная психоло­гия изучает психические и психофизиологические про­цессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления тех­ники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.

В более конкретном плане проблематика инженер­ной психологии может быть разделена на ряд направ­лений, основными из которых являются: методологи­ческое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (рис. 1.3). Такое разделение пробле­матики инженерной психологии определяет и струк­туру данного учебного пособия.

 

Рис. 1.3. Проблематика инженерной психологии.

 

Методологические проблемы в период активного развертывания инженерно-психологических исследо­ваний, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических фактов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, опре­делить принципы раскрытия закономерностей в ис­следуемой области явлений, установить место инже­нерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики. В конечном итоге методология инженерной психологии — это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.

Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наи­большее значение в процессах управления и обслужи­вания техники. Частными задачами здесь являются следующие.

 

1. Изучение психологических и психофизиологичес­ких характеристик человека-оператора. При этом изучаются закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики процес­сов памяти и мышления при управлении и обслу­живании техники, особенности принятия решения человеком и осуществления им управляющих воз­действий.

2. Психологический анализ деятельности оператора в СЧМ. Здесь изучаются общие закономерности деятельности оператора, разрабатывается класси­фикация видов операторской деятельности, выяв­ляется роль различных психических процессов в деятельности оператора.

3. Оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий. При решении данной задачи имеется в виду оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения операто­ром отдельных действий при упрощенных формах взаимодействия оператора с техническими устрой­ствами: оператор — индикатор, оператор — орган управления и т. п. Полученные характеристики используются в дальнейшем в качестве исходных данных при оценке соответствующих показателей системы «человек — машина» в целом.

4. Изучение функциональных состояний оператора в процессе работы. Здесь разрабатываются принци­пы и методы изучения состояния человека, изучает­ся влияние различных состояний на работоспособ­ность человека, исследуется его поведение при действии различных факторов, исследуется динами­ка работоспособности оператора в процессе работы.

 

Системотехническое направление инженерной психологии связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения СЧМ. Это направление включает четыре основные группы задач.

 

1. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения технических элементов СЧМ. Сюда относится разработка требований, принци­пов построения и проектирования средств ото­бражения информации, органов и пультов управ­ления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений человека.

2. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача есть одна из важнейших в инженерной психологии. Ее составляющими яв­ляются: разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ; распределение инженерно-психологических задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях системы управления.

3. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения и организации СЧМ. Важнейшим вопросом здесь является определение возможнос­тей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка принципов, методов и крите­риев распределения функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обеспечива­ющих и обслуживающих систем.

4. Разработка принципов, методов и критериев оцен­ки надежности и эффективности СЧМ.

 

Однако как бы ни была совершенна современная техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует всесто­роннего учета психологических свойств и способнос­тей человека. Большое число происшествий, аварий и отказов обусловлено эксплуатационными причинами. За ними часто кроются ошибки человека, совершен­ные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической подготовки, незнания пра­вил эксплуатации техники и безопасного обращения с ней. Поэтому возникает задача инженерно-психологического обеспечения эксплуатации СЧМ. Ее реше­нием занимается эксплуатационное направление ин­женерной психологии. Частными задачами здесь яв­ляются следующие.

 

1. Профессиональная подготовка операторов для ра­боты в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инженерно-психологических реко­мендаций по профессиональному отбору, обучению и тренировкам операторов, формированию опера­торских коллективов и организации взаимодей­ствия между ними.

2. Инженерно-психологическое обеспечение научной организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации режимов и технологических графиков работы операторов, разработки режимов труда и отдыха, учета психологических факторов для создания безопасных условий труда, разработ­ки инженерно-психологических рекомендаций по построению и использованию эксплуатационно-технической документации.

3. Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспе­чения их совместимости в группе, анализа эффек­тивности групповой деятельности и взаимодей­ствия операторов разного уровня управления.

4. Медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности операто­ров. Важным здесь является разработка методов по­вышения психологических характеристик опера­торов путем проведения специальных тренировок, разработка методов стимуляции деятельности и по­вышения работоспособности операторов, органи­зация контроля за состоянием и результатами ра­боты оператора.

 

Необходимо отметить, что рассмотренная класси­фикация задач инженерной психологии является в определенной мере условной. Однако она оказывает­ся удобной чисто в методическом отношении, нагляд­но показывает, по каким направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.