Книга. И это неспроста. Стратим-птица -- прародитель и владыка
Всего птичьего мира -- обитает посреди моря-океана. Стоит ей
Встрепенуться, и налетает буря. Она же способна укротить шторм,
А на ночь прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить
Его миру. Может спрятать под крыло и землю, спасая ее от бед
Вселенских. Поутру она возвещает о начале утра, и по ее знаку
По всей земле начинают петь петухи. Эти подробности сообщаются
в различных вариантах Голубиной книги.
Представленные выше мифологические персонажи так или иначе
Отображают древнейшие пласты человеческой предыстории, когда
Птица занимала главенствующее положение в иерархии природных и
Космических сил. Ее символом, сохранившим первоначальную
Смысловую насыщенность вплоть до наших дней, выступает не
Только Яйцо, но и Перо -- необременительный и
Впечатляющий спутник человеческой жизни. Нет такого этноса --
Даже в самом глухом и Богом забытом уголке земли, -- где бы
Перо считалось зряшным отбросом и не было бы окружено
Множеством легенд и поверий. В разных культурах и на разных
Этапах их развития Перо символизировало Воздух, Ветер, Свет,
Высоту, Полет, Легкость, Сухость, Пустоту и в конечном счете
Замыкалось на такие узловые понятия как Творец Вселенной,
Слово, Истина. У североамериканских индейцев великолепные
Головные обрамления из перьев символизируют, помимо всего
Прочего, и Великого Духа Вселенной. Но почти такой же смысл
Вкладывали в Перо и древние египтяне, у которых знак пера
означал "Создателя форм всех вещей". Перья являются непременным
Атрибутом головных уборов главных египетских Богов -- Осириса,
Амона-Ра, Хора, Шу, Птаха и др. Отличительным символом Богини
Истины Маат -- жены Тота-Гермеса -- также выступает перо.
Испокон веков оно означало принадлежность к высшей власти --
Политической и духовной. В традиционных общественных структурах
Африки, Северной, Центральной и Южной Америки, Азии, Австралии,
Океании (включая Новую Гвинею) вожди, шаманы, колдуны и поныне
Предпочитают перьевое одеяние. Есть все основания предполагать,
Что перья в одежде и особенно в головных уборах играют роль
Своеобразных антенн, способствующих улавливанию импульсов
Биосферы и энерго-информационного поля Вселенной. Скорее всего,
Именно перья-антенны помогают птицам так хорошо ориентироваться
По магнитному, гравитационному и другим физическим полям при
Перелетах на дальние расстояния и при весенне-осенних миграциях
Из одного полушария Земли в другое.
К сожалению, перо -- один из самых недолговечных и
уязвимых для стихий материалов. Поэтому о "перьевой культуре"
Индоевропейцев -- какой она была в древности -- мы можем судить
Главным образом по сведениям, сохранившимся в мифологии
(крылатые Божества), фольклоре (птицедевы и птицемужи),
Этнографии (многочисленные обряды и обычаи). Интересные
Свидетельства оставили и античные историки. Так, Павсаний
Сообщает, что первая модель Дельфийского храма была сделана из
Перьев, и Аполлон послал ее в качестве подарка на свою
Историческую родину -- в Гиперборею. В русском фольклоре также
Сохранилась память о тех временах. В волшебных сказках Перо
Жар-птицы несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем сама
Птица: оно не просто источник ослепительного огня и света, но и
Носитель света истины и правды (напоминая тем самым своими
Функциями перо Богини Истины Маат). Центральную роль играет
Перо и в архаичном сюжете о Финисте Ясном Соколе: именно оно --
Волшебное перышко -- превращается попеременно то в живого
Молодца, то в его тотемную ипостась -- сокола.
Обожествление и космизация колеса объясняется
Естественными причинами: два главных небесных светила -- Солнце
И Луна имеют круглую форму. Кроме того, с субъективной точки
Зрения движущегося наблюдателя кажется, что небесные объекты
Крутятся; кажущееся это вращение убыстряется по мере увеличения
Скорости наблюдателя. Поклонение космическому колесу в виде
Солнца и Луны намного древнее появления вещного колеса и
Использования его в хозяйственном обиходе (колеса повозок и
Поиск по сайту:
|