Временах Радости и Блаженства, представлена между двумя
Звездами.
"Сирин" -- вообще русское слово, означающее сову, филина
Или особый вид длиннохвостой совы, похожей на ястреба и ведущей
Как ночной, так и дневной образ жизни. (В этом смысле слово
"сирин" одного корня с понятиями "сирый", "серый".) Сова --
Одна из священных птиц, почитавшаяся индоевропейскими и другими
Евразийскими народами как птица мудрости. Именно в такой
Ипостаси выступает сова как спутница и атрибут Афины-Минервы
(рис. 128). Среди знаменитых томских петроглифов (писаниц)
Самым запоминающимся является тотемное изображение совы.
Тотемический культ совы или человекосовы был широко
распространен в Древнем мире (рис. 129) и по всей северной
Евразии.
Гиперборейское прошлое этих краев помогает установить
Генетические исторические корни Афины-Паллады. Многочисленные
Бронзовые изображения прото-Афин найдены в Прикамье на
Территории древней Бьярмии и Гипербореи. Впрочем, возникновение
Культа человекосовы и других человекоптиц относится к временам,
Когда культурно-религиозной дифференциации практически не было,
А картина расселения народов была принципиально иной.
Тотемическая сопряженность Афины и символизировавшей ее
Птицы достаточно убедительно подтвердилась при археологических
Раскопках на месте легендарной Трои в Малой Азии, когда было
Обнаружено множество сосудов, маленьких каменных и глиняных
Изваяний в виде стилизованной совы, а также сотни черепков с
Изображением сов, имеющих человеческий рот. Генрих Шлиман
Совершенно правильно истолковал эту совиную изобразительную
Доминанту. Афина как покровительница Трои и троянская
Заступница первоначально имела совиную голову; потому-то и
гомеровский эпитет Паллады -- "глаукопис" следует переводить не
"голубоглазая" и не "сверкающая очами", а "совоокая" или
"совьеглазая". (Между прочим, в другом сопряженном с Афиной
Эпитете -- София, Софья -- при желании можно уловить звучание
"совья" и производные слова "совесть", "совет".) Впоследствии
Слитный образ Афины-Совы был разделен, и птица превратилась в
Спутницу Богини.
Во времена Шлимана не было еще распространено понятие
"тотем" во всем богатстве его социально-этнических функций.
Поэтому, опираясь на современную этносоциологию, вполне уместно
Предположить, что Афина-Сова была не просто покровительница
Троянцев. Вероятно, что в далекие дотроянские времена она была
Предводительницей или вдохновительницей тех
Фракийско-фригийских племен -- будущих основателей Трои,
Которые когда-то мигрировали с Севера на Юг и тотемом которых
(во всяком случае, какой-то части из них) была Сова.
Представляется, что образ Сирина в русской мифологии
Следует понимать с учетом всех древних традиций. Даже сирена --
Далеко не чисто греческий образ, древность происхождения и
Хтоническая сущность возводят его к арийским и доарийским
Временам.
Есть достаточно оснований полагать, что Сирин -- образ не
Вторичный, а первичный. Слишком глубокий смысл заложен в этом
Древнем слове-имени. По сей день существует страна Сирия, еще
Раньше была Ассирия. Культ великого Бога египтян Осириса
Сопрягается с самой почитавшейся ими звездой -- Сириусом. Во
всех перечисленных наименованиях корень "сир" -- и не случайно.
Требуется лишь определить, с какого звена начинается вся
Цепочка. Во всяком случае, далеко не первым в ней
Представляется эллинизированное название звезды Сириус
("знойный", "сверкающий"). В Древнем Египте он отождествлялся с
Созвучным ему Осирисом, странствующим Богом, который, по
Плутарху, прежде чем обосноваться в Египте, обошел весь мир с
Просветительской миссией. Однако, помимо этого, известны
Обозначения Сириуса по имени Бога Тота, а также собственно
Астронимы -- Сотис, Сигор, Сати, Тайот. Последнее имя означает
"пес" в соответствии с расположением Сириуса в созвездии
Большого Пса.
Поиск по сайту:
|