Именно такие представления о Вселенной в виде Космического
Яйца, как это описывается в сохранившихся, к счастью, хотя и
сильно "брахманизированных" письменных источниках. Ибо у всех
Других индоевропейских народов (включая и недошедшие части
Древнеиранской Авесты) систематизированные космологические
Знания были утрачены после уничтожения или вымирания языческих
Жрецов, не сумевших оставить преемников и обеспечить передачу
Древнейшего знания последующим поколениям.
В ведийской космогонии мировое яйцо -- золотое. Это -- то
Самое золотое яичко, которое сносит Курочка Ряба в известной
Русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился,
Остался только закодированный образ-символ, передаваемый от
Поколения к поколению и усваиваемый ребенком чуть ли не одним
Из первых).
Расшифровка закодированной архаичной символики сказки о
Золотом яичке дана еще в знаменитом эссе Максимилиана Волошина
"Аполлон и мышь" (1911), которое в свое время пленило о. Павла
Флоренского (он так и написал: "плененный... мышью -- Священник
Павел Флоренский). Все дело в том, что и мышь и золотое яйцо --
Аполлонийские образы. Издревле известен культ Аполлона Сминфея
(Мышиного) (см., напр., Иллиада, 1, 37 -- 42), впитавшего
Память о древнейших исторических событиях, истинный смысл
Которых был неясен уже во времена Гомера.
Странное прозвище Аполлона предполагало победу над мышами.
Победителем мыши, наступившим на нее стопой, изображен
Солнцебог в известной скульптуре Скопаса. В память об этом
Совершенно непонятного с точки зрения современного обывателя
События жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей. На
Монетах троадской Александрии и о. Тендоса фигура мыши
Выбивалась перед фигурой сидящего или идущего Аполлона. А в
храме, посвященном "Мышиному" Аполлону в Тимбре, совершались
Человеческие жертвоприношения65.
Аполлон -- Бог Солнца, а золотое яйцо -- его символ.
Знаменитая коллизия ныне детской русской сказки: "мышка бежала,
хвостиком махнула -- яичко упало и разбилось" -- закодированная
Информация о борьбе Солнца с Мышью, в которой Аполлон
Первоначально терпит поражение, так как олицетворяемое им
Золотое яйцо оказалось разбитым. Волошин блестяще
Проанализировал на первый взгляд незамысловатый сюжет русской
Сказки с символистской точки зрения, выявив глубинный смысл
борьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что золотое яичко,
Снесенное рябою курочкой, -- это чудо, это божественный дар.
Оно прекрасно, но мертво и бесплодно. Новая жизнь из него
Возникнуть не может. Оно должно быть разбито хвостиком
Пробегающей мышки для того, чтобы превратиться в безвозвратное
Воспоминание, в творческую грусть, лежащую на дне
Аполлонийского искусства. Между тем простое яичко -- это вечное
Возвращение жизни, неиссякаемый источник возрождений,
Преходящий знак того яйца, из которого довременно возникает все
сущее"66.
Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо другого --
Этносоциального -- смысла борьбы Аполлона с Мышью,
Заключающегося в древнейшем противоборстве между двумя
Первичными родоплеменными общностями на стадии расщепления и
Обособления языков и культур. В этом смысле Мышь -- тотем той
Доиндоевропейской этносоциальной структуры, которая
Противостояла родоплеменной структуре, связанной с Аполлоном,
Тотемом которого был Лебедь.
Первоначально победил этнос, чьим тотемом была Мышь.
Возможно и даже скорее всего, эта победа выражалась не в
Физическом истреблении людей или целого народа, а в вытеснении
Аполлонийской родоплеменной общности с ранее занимаемых
Северных территорий, что в конечном счете привело к продвижению
И переселению прапредков эллинов на Балканы. В итоге же Аполлон
И аполлонийцы могли считать себя победителями, ибо
Восторжествовала Жизнь, сохранилась Культура и возникла новая
Религия. Потому-то Аполлон Сминфей представлялся эллинам
Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.
Заставляет задуматься и установленный учеными еще в
Поиск по сайту:
|