Прошлом веке факт, что мышь выступала в качестве тотема у
Семитских племен67. Не свидетельствует ли это, что борьба
Аполлона с Мышью (а быть может, тотемов Белой и Серой Мышей)
Отражает эпоху первоначального разделения индоевропейцев и
Семитов и вычленения их из некогда единой этнической общности?
Что касается русского народа, то отголоски тотемических
Верований, связанных с мышью, сохранились и по сей день в
Некоторых обычаях и фольклорных сюжетах. Так, элементы
Принесения в жертву прослеживаются в поговорке, сопрягаемой с
зубной болью или удалением молочного зуба: "Мышка-мышка, возьми
зуб!" Оберегательные функции, присущие всякому тотему,
Явственно проступают в популярном сюжете русской сказки, где
Мышка помогает падчерице спастись от медведя: бегает от него с
Колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь
("Поймаю -- съем!").
Еще один отголосок древнейших космологических
Представлений, закодированных в русских сказках, -- яйцо, в
Котором сокрыта Кощеева смерть, а точнее -- тайна бессмертия.
Еще один популярный сюжет русского фольклора -- золотое,
Серебряное и медное царства, каждое из которых возникает из
Яйца (и может опять в него свернуться).
Представление о Вселенной, как Космическом яйце, не было
Случайным. С точки зрения обыденного восприятия звездное небо
Окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца.
Остальное также нетрудно домыслить: яйцо возникает не само по
Себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического яйца должен
Быть свой Творец; яйцо существует не ради самого себя, а для
Произведения потомства, -- значит, и Космическое яйцо --
Порождающее средоточие жизни и всего многообразия мира.
В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как
Источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В
Русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора,
Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают
Силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако
Жар-птица успевает снести золотое яйцо -- источник последующей
Жизни, света и тепла.
Потому-то среди многих народов распространены сказки о
Яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности
Идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в
Священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца
Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе
Его заключающего. У персов также был известен обычай
Приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в
Разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где
Предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь
Построен на яйце).
В иконографии Древнего Египта нередко встречается
Изображение яйца как атрибута Бога. Так, Солнцебог -- Пта
Изображался с яйцом, символизировавшим Солнце: считалось, что
Пта катает свое яйцо-Солнце по небу (любопытно совпадение имени
древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха", что
Отнюдь не может считаться случайным совпадением -- их роднит не
Только общее звучание, но и общая атрибутика, какой является
Яйцо).
В мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица,
В которой скрывался создатель мира Бог Тангароа, впоследствии
Вышедший из яйца. Обломки этого яйца образовали полинезийские
Острова. Отголоски подобных космологических воззрений есть и в
славянском фольклоре: по одному из вариантов украинской сказки,
Человек в войне птиц и зверей помог первым и в награду получил
Яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы
Явственно обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ
-- многообразных юртах, эскимосских снежных хижинах
Иглу, легких тропических куполовидных постройках
(например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в
Южной Америке). К тому же в преданиях этих народов
Происхождение, конструкция, ориентация по частям света и
Внутренний интерьер таких жилищ однозначно связывается с
Космическими представлениями. Впоследствии космоархитектурная
Поиск по сайту:
|