Уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. В одних
вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский)
Утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и
Творит земной мир. Изображения этого акта встречаются на
Многочисленных древних украшениях и орнаментах -- вплоть до
Трансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевском
соборе в Юрьеве-Польском (1236 г.). По другому варианту,
дошедшему через карело-финский эпос "Калевала", космическая
утка сносит шесть золотых яиц, роняет их в океан-море, а затем:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе...
В космогонии Древнего Египта (гермопольская версия)
Бытовал аналогичный сюжет -- только вместо утки выступал белый
Гусь Великий Гоготун: он снес яйцо, из которого родился Бог
Солнца, рассеяв тьму и хаос, что свидетельствует об общих
Мифологических воззрениях тех пранародов, которые положили
Начало и древним египтянам, и древним индоевропейцам, и древним
Финно-угорцам.
По древнеегипетским представлениям, изначальное
Космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме
До сотворения мира. Из него в образе птицы появилось солнечное
Божество, которое так характеризуется в подлинных текстах: "Я
-- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не
разбито". В других текстах голос космотворящей птицы -- дикого
Гуся Великого Гоготуна -- прорезал бесконечное безмолвие хаоса,
"когда в мире еще царила тишина". По одним источникам, яйцо
несло в себе птицу света, по другим -- воздух. В "Текстах
саркофагов" говорится, что оно было первой сотворенной в мире
Вещью.
Слава тебе, Атум, я -- Два льва [Шу и Тефнут],
Дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей,
Ибо я яйцо, пребывающее в Небытии.
Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю]
от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он,
Я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо --
Властелина вечрашнего дня.
Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским
Текстам, содержит воздух и может считаться Великой опорой,
Разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их.
Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний
день" -- время хаоса и небытия.
Птица, которая выступает творцом (демиургом) мира у разных
Народов, иногда меняет свое обличие. У североамериканских
Индейцев тлинкитов -- это ворон, у якутов -- ворон, утка и
Сокол, у некоторых австралийских племен -- орел-сокол70.
В русской традиции Птица-Космотворец -- как правило,
Селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающая
Птица (например, лебедь). Народ свято хранил в памяти
Наидревнейшие представления о сотворении мира. П.Н.Рыбников в
Середине прошлого века записал краткий христианизированный
вариант доарийской легенды у крестьян Заонежья (сам текст
является типичным образцом народного двоеверия):
"По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел
Гоголь, а другой черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавали
Сам Господь Вседержитель и Сатана. По Божию повелению, по
Богородицыну благословению, Сатана выздынул со дна моря горсть
Земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и
Путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев
И высоких гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы
Небесные; ударил Сатана в камень молотком и создал свое
Воинство. И пошла между воинствами великая война; по началу
Одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх сила
Небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино
Воинство, и попадало оно на землю в разные места: которые пали
В леса, стали лесовиками, которые в воду -- водяниками, которые
В дом -- домовиками; иные упали в бани и сделались банниками,
Иные во дворах -- дворовиками, а иные в ригах --
ригачниками"71.
Подробнейший анализ древнерусских, древнеславянских и
Поиск по сайту:
|