Встал, созданный по образу и подобию Божьему, то все твари
посчитали его творцом, равным Богу. Ангелы сказали: "В мире
двоевластие", и тогда Бог уменьшил размеры тела Адама56.
Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах,
Изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского мыслителя
Джалаледдина Руми (1207 -- 1273) "Масневи", написанной на
Основе ближневосточного фольклора. У Руми Бог творит Адама из
Праха, а Дьявол проникает через раскрытый рот внутрь
Первочеловека и обнаруживает там "Малый мир", подобный
"Большому миру". Голова Адама -- небо о семи сферах, тело его
-- земля, волосы -- деревья, кости и жилы -- горы и реки. Как в
Природном Мире -- четыре времени года, так и в Адаме -- жар,
Холод, влага и сушь, заключенные в черной и желтой желчи,
Флегме и крови. А связанный со сменой времен года кругооборот
Природы подобен кругообращению пищи в теле Адама. И т.п.
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора
проник в русские "отреченные книги" -- апокрифы и стал известен
под названием "Вопросы, от скольких частей создан был Адам".
Здесь Первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной книгой, но
Как бы с обратным знаком: тело -- от земли, кости -- от камней,
Очи -- от моря, мысли -- от ангельского полета, дыхание -- от
Ветра, разум -- от облака небесного (Небо -- синоним Космоса),
Кровь -- от солнечной росы57. Впрочем, с точки зрения единства
Макро- и Микрокосма -- центральной идеи всего русского космизма
-- направленность вектора "Человек -- Вселенная" не имеет
Принципиального значения.
Вселенский Первочеловек-исполин -- одна из устойчивых
Мифологем мирового фольклора и человеческой предыстории --
Запечатлен во множестве древних изображений. Выразительные
Рисунки на скалах сохранились, к примеру, на традиционных путях
Древнейших миграций на территории современного Казахстана --
близ Алма-Аты (рис. 120) и в Прикаспии (рис. 121). На обоих
петроглифах (вообще же известно множество вариантов) изображено
Космическое существо, окруженное светилами; такие же
Космические символы и внутри его головы, образованной небесными
Сводами. По-видимому, существовал некоторый единый шаблон для
Изображения Вселенского Праотца или Праматери (у китайцев это
-- супружеская пара первопредков -- Фу-си и Нюй-ва).
Классический Вселенский первочеловек индоариев -- Пуруша --
также представлялся и мужчиной и женщиной (рис. 122). Известны
и протославянские изображения Пуруши (рис. 123). Сказанное
Удивительно подтверждается, если сравнить первобытные
Наскальные рисунки Казахстана с космическими мотивами русских
Вышивок, где также изображено Вселенское существо (мужского или
женского рода) в обрамлении небесных светил (рис. 124). При
Этом звезды выглядят вполне натурально, а часть из них, как и
На центральноазиатских петроглифах, образуют лицо
Первочеловека. Ромбовидная звездоликость, тождественная
Ромбовидному орнаменту, распространенному во многих культурах,
Свидетельствует о небесно-космической сущности ромбической
Символики, вопреки мнению некоторых маститых исследователей,
Усматривающих в ней засеянное поле или засаженный огород.
Безусловно, в общем и целом космическое мировоззрение
Русского народа в его исконно-древнем выражении неотделимо от
Тех общеарийских и доарийских представлений, которые образовали
Дух мировых цивилизаций. Отзвуки былых космических воззрений
Русского человека сохранились и в мистических стихах сектантов
Старообрядцев. Достаточно вчитаться в некоторые из
Сохранившихся в церковных архивах песнопения, дабы убедиться,
Что в их основе лежит не какая-то умозрительная христианская
Символика, а что ни на есть живое и полнокровное древнее
Миропредставление, сродни индоарийским огнепоклонникам. Вот
Образец такого духовного стиха из дореволюционного архива
Соловецкого монастыря:
У нас было на сырой земле,
Претворилися такие чудеса,
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, еще огненные.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк сударь гремит,
Поиск по сайту:
|