Наш батюшка покатывает.
Утверждает он святой Божий закон.
Под ним белый храбрый конь.
Хорошо его конь убран,
Золотыми подковами подкован,
Уж и этот конь не прост,
У добра коня жемчужный хвост,
А гривушка позолоченная,
Крупным жемчугом унизанная;
Во очах его камень-маргарит,
Изо уст его огонь-пламень горит...58
Во всех этих огненно-золотых и конно-колесничных образах
Закодировано знание, восходящее еще ко временам индоевропейской
Этнической общности евразийских народов. Знания эти хранились в
Народной памяти, передавались от поколения к поколению и
Впоследствии были переосмыслены в тайной мистической поэзии
Русских сектантов.
Никакого религиозного содержания -- ни старого, ни нового,
Ни ортодоксального, ни еретического -- нет также в зачине
Хлыстовского песнопения, пронизанного народным космизмом и
Скорее всего целиком заимствованного из фольклора.
Красно солнышко восходит на сырую землю
И тьму ночи рассевая, а день предвещая
Лучами своими озаряет, все оживотворяет,
Всем живущим возвещает, светом освещает,
Теплотою согревает, на твердь поспешает,
На небесном своде будет, всех земных разбудит.59
Стойкий интерес к небесно-космической проблематике
Постоянно держался у русских людей на протяжении тысячелетий.
Во все времена тянулся русский народ к космическому знанию,
Черпая его из любых источников, в том числе -- и
Заимствованных. В данной связи весьма показателен и поучителен
Один эпизод из русской истории, мало освещенный по тем или иным
Причинам в современной литературе. Он касается того всплеска
Интереса к переводной астрономической и астрологической
Литературе, случившийся в XV веке и неотделимый от тех
Центростремительных тенденций, которые характеризовали
Общественную и духовную жизнь России при создании единого
Государства во главе с Москвой. Раньше основным каналом
Проникновения ученой книжности на Русь была Византия, но после
Взятия Константинополя турками в 1453 году и падения
Византийской империи в традиционных центрах русской книжности и
Культуры стали появляться и переводиться многие из популярных
На Западе и Востоке сочинений не только научной, но и
Околонаучной тематики -- астрологических, предсказательных,
Гадательных и прочих книг.
Не в последнюю очередь данный интерес был стимулирован и
Тем серьезным идеологическим потрясением, которое пережила
Православная Русь в конце XV века, когда в Новгороде, а затем и
В Москве, подобно заразе, распространилась так называемая ересь
"жидовствующих", охватившая самые различные слои
Русского люда. Борьба с ересью потребовала мобилизации всех
Духовных сил лучших представителей православной церкви, что
Было особенно трудно, так как поначалу на закордонную пустышку
Клюнул и отнесся к ней не без благосклонности сам Великий князь
Московский Иван III. По счастию, Государь всея Руси был быстро
Образумлен и направлен на путь истинный главным
ниспровергателем ереси "жидовствующих" Иосифом Волоцким
(1439/40 -- 1515).
А начиналось все просто и невинно. Находясь под
Непрекращающимся давлением Москвы и изнемогая от внутренних
Противоречий, одна из антимосковских группировок,
Ориентировавшихся на Литву, пригласила в 1470 г. в Новгород
Литовского князя Михаила Олельковича. В его свите прибыл и
Ученый-астролог, иудей-караим, уроженец Кафы (ныне Феодосия) по
Имени Схария (Захарий Скара). Князь Михаил вскоре возвратился
Домой, а Схария не только остался, но и пригласил из Литвы еще
Двух ученых евреев. Вместе они-то и развернули в Новгороде
Тайную еретическую пропаганду -- сначала среди православного
Духовенства, а затем и среди мирян, загипнотизировав всех
Своими пророчествами и посулами.
Отчего же вдруг возник такой повальный психоз и
Православные люди враз клюнули на иудаистическую казуистику?
Причин тут много, но воздействовали они комплексно. Первая
Причина -- политическая: боязнь московской экспансии и
Неприятие всего московского (отсюда -- постоянные заигрывания с
Поиск по сайту:
|