Далеких дней (счет может идти на многие тысячелетия)
Практически в неизменном виде.
Чтобы понять это, не требуется применения какого-то
Особого научного метода или инструментария. Достаточно захотеть
Увидеть то, что само по себе самоочевидно. При анализе
Фольклорно-мифологического материала не требуется усложнять или
Затуманивать самые простые вещи. Так, при анализе древнейшего
Космического мировоззрения излишне надуманной и искусственной
Выглядит широко распространенная интерпретация известного
Английского этнографа и исследователя первобытной культуры
Эдуарда Тайлора (1832 -- 1917). По его утверждению,
Популярная французско-немецкая сказка о Красной Шапочке (ее
Литературная обработка есть и в сборнике Шарля Перро, и в
Сборнике братьев Гримм) относится к солярным мифам о восходе и
Закате Солнца, где Красная Шапочка олицетворяет дневное
Светило, которое проглатывает чудовище-оборотень, -- принявшее
Облик волка. Исчезновению (затмению) Солнца приходит конец,
Когда охотники убивают Волка и вспарывают ему брюхо.
Аналогичным образом Тайлор интерпретировал русскую народную
Сказку о волке и семерых козлятах, где последние якобы
Символизируют лишние Солнца (первоначальная множественность
Солнц -- одно из устойчивых мифологических представлений),
Которые проглатывает волк, оставляя одно-единственное48.
Подобную космогоническую реконструкцию можно продолжать
Как угодно долго и подвести под нее чуть ли не весь фольклор,
Наподобие того, как в XIX веке мифологическая
(метеорологическая) школа в фольклористике ухитрялась подвести
Под атмосферные и небесные явления любое фольклорное
Произведение и весь пантеон индоевропейских Богов. Например,
Просто напрашивается на космологическую интерпретацию
Европейская сказка о Белоснежке (Снегурочке), изгнанной из дома
Злой мачехой и повстречавшей семь гномов. В русской народной
Версии Белоснежка становится царевной, а место гномов занимают
Богатыри или даже добрые разбойники. Интерес с космологической
Точки зрения тут представляет число покровителей преследуемой
Злыми силами (мачехой) героини. Традиционно их семь, но во
многих вариантах фигурирует число двенадцать, как, скажем, в
Первоначальной записи текста услышанной сказки, которую сделал
Пушкин49 (в стихотворной обработке число богатырей стало семь).
Если при этом Белоснежка (Снегурочка) олицетворяет Луну, то
Двенадцать ее братьев-защитников -- это двенадцать лунных
Месяцев. В известной словацкой сказке об изгнанной падчерице и
Двенадцати братьях-месяцах последние так и названы своими
Именами.
Допустимо истолкование семи богатырей (гномов) как семи
Небесных светил (больших и малых), доступных наблюдению
Невооруженным глазом и известные всем древним народам: Солнце,
Луна, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий. В таком случае
Белоснежка-Снегурочка или замещающая их безымянная царевна --
Реминисценция (т.е. смутное воспоминание) о древней Богине
Земле (Мать Сыра Земля, Деметра), над которой восходят и ходят
Все семь светил. Подобная интерпретация вполне допустима. Но
Она должна быть комплексной и зависеть не только от развитости
Воображения, но и от суммарного учета всех имеющихся данных --
Истории (включая археологию), языкознания, мифологии и
Искусства.
Испокон веков русские люди не просто созерцали окружающую
Их Вселенную, скрупулезно вели счет времени по движению Солнца,
Луны и других небесных светил, фиксируя накопленный опыт в
Знаниях о календарных циклах, временах года, их особенностях и
Последовательности. Русского человека всегда волновали и более
фундаментальные, философские вопросы: о происхождении Вселенной
(Белого света), звездного неба, Солнца, Луны, Земли. Как
Правило, они задавались в поэтическо-образной, подчас --
Иносказательной форме. Примером может служить знаменитый
русский "духовный стих" о начале всего сущего, именуемый
Голубиной книгой, о котором уже неоднократно упоминалось. В
Поиск по сайту:
|