Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Далеких дней (счет может идти на многие тысячелетия)



Практически в неизменном виде.

Чтобы понять это, не требуется применения какого-то

Особого научного метода или инструментария. Достаточно захотеть

Увидеть то, что само по себе самоочевидно. При анализе

Фольклорно-мифологического материала не требуется усложнять или

Затуманивать самые простые вещи. Так, при анализе древнейшего

Космического мировоззрения излишне надуманной и искусственной

Выглядит широко распространенная интерпретация известного

Английского этнографа и исследователя первобытной культуры

Эдуарда Тайлора (1832 -- 1917). По его утверждению,

Популярная французско-немецкая сказка о Красной Шапочке (ее

Литературная обработка есть и в сборнике Шарля Перро, и в

Сборнике братьев Гримм) относится к солярным мифам о восходе и

Закате Солнца, где Красная Шапочка олицетворяет дневное

Светило, которое проглатывает чудовище-оборотень, -- принявшее

Облик волка. Исчезновению (затмению) Солнца приходит конец,

Когда охотники убивают Волка и вспарывают ему брюхо.

Аналогичным образом Тайлор интерпретировал русскую народную

Сказку о волке и семерых козлятах, где последние якобы

Символизируют лишние Солнца (первоначальная множественность

Солнц -- одно из устойчивых мифологических представлений),

Которые проглатывает волк, оставляя одно-единственное48.

Подобную космогоническую реконструкцию можно продолжать

Как угодно долго и подвести под нее чуть ли не весь фольклор,

Наподобие того, как в XIX веке мифологическая

(метеорологическая) школа в фольклористике ухитрялась подвести

Под атмосферные и небесные явления любое фольклорное

Произведение и весь пантеон индоевропейских Богов. Например,

Просто напрашивается на космологическую интерпретацию

Европейская сказка о Белоснежке (Снегурочке), изгнанной из дома

Злой мачехой и повстречавшей семь гномов. В русской народной

Версии Белоснежка становится царевной, а место гномов занимают

Богатыри или даже добрые разбойники. Интерес с космологической

Точки зрения тут представляет число покровителей преследуемой

Злыми силами (мачехой) героини. Традиционно их семь, но во

многих вариантах фигурирует число двенадцать, как, скажем, в

Первоначальной записи текста услышанной сказки, которую сделал

Пушкин49 (в стихотворной обработке число богатырей стало семь).

Если при этом Белоснежка (Снегурочка) олицетворяет Луну, то

Двенадцать ее братьев-защитников -- это двенадцать лунных

Месяцев. В известной словацкой сказке об изгнанной падчерице и

Двенадцати братьях-месяцах последние так и названы своими

Именами.

Допустимо истолкование семи богатырей (гномов) как семи

Небесных светил (больших и малых), доступных наблюдению

Невооруженным глазом и известные всем древним народам: Солнце,

Луна, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий. В таком случае

Белоснежка-Снегурочка или замещающая их безымянная царевна --

Реминисценция (т.е. смутное воспоминание) о древней Богине

Земле (Мать Сыра Земля, Деметра), над которой восходят и ходят

Все семь светил. Подобная интерпретация вполне допустима. Но

Она должна быть комплексной и зависеть не только от развитости

Воображения, но и от суммарного учета всех имеющихся данных --

Истории (включая археологию), языкознания, мифологии и

Искусства.

Испокон веков русские люди не просто созерцали окружающую

Их Вселенную, скрупулезно вели счет времени по движению Солнца,

Луны и других небесных светил, фиксируя накопленный опыт в

Знаниях о календарных циклах, временах года, их особенностях и

Последовательности. Русского человека всегда волновали и более

фундаментальные, философские вопросы: о происхождении Вселенной

(Белого света), звездного неба, Солнца, Луны, Земли. Как

Правило, они задавались в поэтическо-образной, подчас --

Иносказательной форме. Примером может служить знаменитый

русский "духовный стих" о начале всего сущего, именуемый

Голубиной книгой, о котором уже неоднократно упоминалось. В

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.