Церковь, где когда-то была гробница знаменитого богатыря --
Сподвижника Владимира Святого, жившего в X веке. Правда, многие
Оспаривают конкретную пространственно-временную привязку этих
Сведений, исходя из того, что Православная церковь 19 декабря
(по старому стилю) отмечала "память преподобного отца нашего
Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего", мощи которого
Покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры119. В
Настоящее время мумия былинного богатыря находится там же.
Совсем недавно украинские ученые произвели ее вскрытие и
Тестирование. Было установлено, что захоронение относится
Именно к ХII веку. Судмедэкспертиза подтвердила также, что
примерно до 33 лет русский исполин "сидел сиднем", страдая
Редкой болезнью гипофиза (акромегалический синдром), не
Позволявшей ему ходить. А погиб Илья, скорее всего, от удара
Копья в сердце: в этой части сохранился характерный продольный
След.
Все сказанное, однако, не означает, что цикл преданий об
Илье Муромце сложился на пустом месте. Стоит пристальней
Приглядеться -- и тотчас же проступает пласт более древних
Архаичных воззрений. Первым актом становления Ильи Муромца как
Святорусского богатыря (после пролога исцеления его каликами
Перехожими) было воспреемствование силы и получение
Благословения на жизненные и ратные подвиги от старейшины
Богатырского пантеона великана Святогора. Прежде чем
Отправиться в Киев ко двору князя Владимира, Илья держит путь
На Север, в Каменную страну, где живет Святогор. В прозаическом
Пересказе былины, по записям П.Н.Рыбникова, край, где
Повстречались два русских богатыря, поименован Сиверными (то
Есть Северными) горами120. По некоторым версиям имя
Набольшего богатыря звучит как Светогор. Да и горы, где он
Обитает, названы Светлыми121. В старинных памятниках северной
Новгородской Руси (XIV -- XVII вв.) под словом "камень"
Подразумевали горы вообще и Уральский хребет -- в частности.
Все это лишь усиливает аргумент в пользу северного места
Действия былин Святогорова цикла.
Акт передачи силы и старшинства от Святогора к Илье носит
Ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном
Гробу, из которого ему уже не суждено подняться (что, как уже
Говорилось, полностью совпадает с сюжетной линией мифа о смерти
Осириса), и в этот момент "пошла из него да пена вон". При
помощи этой таинственной "пены" и совершился акт передачи силы
от одного богатыря к другому:
Говорил Святогор да таково слово:
-- Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!
Да лижи ты возьми ведь пену мою,
Дак ты будешь ездить по Святым горам,
А не будешь ты бояться богатырей,
Никакого сильнего могучего богатыря.
Пребывание Ильи на Святых (Светлых) горах было достаточно
продолжительным. Богатыри много и плодотворно общались:
Ездили они по щелейкам [щелейки -- "скалы" -- В.Д.],
Разъезжали тут оны да по Святым горам,
Ездили оны по многу времени,
Ездили оны да забавлялись...122
Один из Святогоровых эпизодов заслуживает особого
Внимания: Святогор знакомит Илью со своим отцом, таким же
исполином -- только слепым ("темным"). Ему даже боязно было
подать руку. Потому-то Святогор и посоветовал "крестовому
брателку" протянуть отцу не руку, а раскаленный кусок железа.
Старик спокойно схватил железо, сдавил и проговорил: "Крепка
твоя рука, Илья. Хорош ты богатырек!"123 Впоследствии Илья еще
Раз навестит слепого старика-волота по просьбе умирающего
Святогора, чтобы получить от отца "вечное прощеньице". Но в
Данном случае нас интересует, так сказать, интерьер первой
Встречи Ильи с отцом Святогора. Где можно раскалить кусок
Железа? Есть только одно пригодное место -- кузница.
Следовательно, Святогор и, тем более, его безымянный отец (в
Некоторых былинах содержится намек на его имя -- Колыван,
Несомненно восходящее к имени доиндоевропейского Солнцебога
Коло-Коляды), причастны к священному месту многих древних мифов
-- волшебной кузнице и ее обитателям -- ковачам, свирепым и
Негостеприимным -- как характеризовал их Прометей у Эсхила,
Поиск по сайту:
|