Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь, где когда-то была гробница знаменитого богатыря --



Сподвижника Владимира Святого, жившего в X веке. Правда, многие

Оспаривают конкретную пространственно-временную привязку этих

Сведений, исходя из того, что Православная церковь 19 декабря

(по старому стилю) отмечала "память преподобного отца нашего

Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего", мощи которого

Покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры119. В

Настоящее время мумия былинного богатыря находится там же.

Совсем недавно украинские ученые произвели ее вскрытие и

Тестирование. Было установлено, что захоронение относится

Именно к ХII веку. Судмедэкспертиза подтвердила также, что

примерно до 33 лет русский исполин "сидел сиднем", страдая

Редкой болезнью гипофиза (акромегалический синдром), не

Позволявшей ему ходить. А погиб Илья, скорее всего, от удара

Копья в сердце: в этой части сохранился характерный продольный

След.

Все сказанное, однако, не означает, что цикл преданий об

Илье Муромце сложился на пустом месте. Стоит пристальней

Приглядеться -- и тотчас же проступает пласт более древних

Архаичных воззрений. Первым актом становления Ильи Муромца как

Святорусского богатыря (после пролога исцеления его каликами

Перехожими) было воспреемствование силы и получение

Благословения на жизненные и ратные подвиги от старейшины

Богатырского пантеона великана Святогора. Прежде чем

Отправиться в Киев ко двору князя Владимира, Илья держит путь

На Север, в Каменную страну, где живет Святогор. В прозаическом

Пересказе былины, по записям П.Н.Рыбникова, край, где

Повстречались два русских богатыря, поименован Сиверными (то

Есть Северными) горами120. По некоторым версиям имя

Набольшего богатыря звучит как Светогор. Да и горы, где он

Обитает, названы Светлыми121. В старинных памятниках северной

Новгородской Руси (XIV -- XVII вв.) под словом "камень"

Подразумевали горы вообще и Уральский хребет -- в частности.

Все это лишь усиливает аргумент в пользу северного места

Действия былин Святогорова цикла.

Акт передачи силы и старшинства от Святогора к Илье носит

Ритуально-мистический характер: Святогор лежит в каменном

Гробу, из которого ему уже не суждено подняться (что, как уже

Говорилось, полностью совпадает с сюжетной линией мифа о смерти

Осириса), и в этот момент "пошла из него да пена вон". При

помощи этой таинственной "пены" и совершился акт передачи силы

от одного богатыря к другому:

Говорил Святогор да таково слово:

-- Ты послушай-ко, крестовой ты мой брателко!

Да лижи ты возьми ведь пену мою,

Дак ты будешь ездить по Святым горам,

А не будешь ты бояться богатырей,

Никакого сильнего могучего богатыря.

Пребывание Ильи на Святых (Светлых) горах было достаточно

продолжительным. Богатыри много и плодотворно общались:

Ездили они по щелейкам [щелейки -- "скалы" -- В.Д.],

Разъезжали тут оны да по Святым горам,

Ездили оны по многу времени,

Ездили оны да забавлялись...122

Один из Святогоровых эпизодов заслуживает особого

Внимания: Святогор знакомит Илью со своим отцом, таким же

исполином -- только слепым ("темным"). Ему даже боязно было

подать руку. Потому-то Святогор и посоветовал "крестовому

брателку" протянуть отцу не руку, а раскаленный кусок железа.

Старик спокойно схватил железо, сдавил и проговорил: "Крепка

твоя рука, Илья. Хорош ты богатырек!"123 Впоследствии Илья еще

Раз навестит слепого старика-волота по просьбе умирающего

Святогора, чтобы получить от отца "вечное прощеньице". Но в

Данном случае нас интересует, так сказать, интерьер первой

Встречи Ильи с отцом Святогора. Где можно раскалить кусок

Железа? Есть только одно пригодное место -- кузница.

Следовательно, Святогор и, тем более, его безымянный отец (в

Некоторых былинах содержится намек на его имя -- Колыван,

Несомненно восходящее к имени доиндоевропейского Солнцебога

Коло-Коляды), причастны к священному месту многих древних мифов

-- волшебной кузнице и ее обитателям -- ковачам, свирепым и

Негостеприимным -- как характеризовал их Прометей у Эсхила,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.