Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Впоследствии расщепившегося на былинных героев Волхва



Всеславьевича (легендарного Вольгу) и Владимира Красное

Солнышко115.

Волот -- древнерусское слово, означающее "великан". В

Конечном счете данный мифологический образ является общемировым

И восходит к сказаниям разных народов об исполинах, некогда

Населявших Землю. Как и у них, у русского Волота обнаруживается

Также и космогонический аспект, в чем нетрудно убедиться при

Лингвистическо-смысловом анализе имени Владимир, в котором

Закодированы древнейшие представления о великанах-волотах.

Древнерусская форма имени -- Володимир. Волот здесь фигурирует

в превращенном виде: перед звуком -- согласный "т" заменился на

"д". А первоначально было -- Волот Имир. Имир -- гигантский

Вселенский великан скандинавских сказаний, из его расчлененных

частей был создан весь Мир (понятие "мир" как раз и содержится

в имени Имир). Вот как повествуется об этом в Младшей Эдде:

"Сыновья Бора убили великана Имира... Они взяли Имира, бросили

В самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из

Крови его -- море и все воды. Сама земля была сделана из плоти

Его, горы же из костей, валуны и камни -- из передних коренных

Его зубов и осколков костей... Из крови, что вытекала из ран

Его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил

Океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот

океан и нельзя его переплыть"116.

В русской мифологической традиции отзвуки этого сюжета

Однозначно просматриваются в стихах о Голубиной книге, где все

Богатство видимого мира истолковывается, как части некоего

космического Божества:

Белый свет от сердца его.

Красно солнце от лица его,

Светел месяц от очей его,

Часты звезды от речей его... 117

Другой вариант Голубиной книги (всего их известно около

Тридцати) имеет следующее продолжение с учетом

христианизированной "правки":

Ночи темные от дум Господних

Зори утрени от очей Господних,

Ветры буйные от Свята Духа.

Дробен дождик от слез Христа,

Наши помыслы от облац небесных,

У нас мир-народ от Адамия,

Кости крепкие от камени,

Телеса наши от сырой земли,

Кровь-руда наша от черна моря118.

Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в

Древнескандинавском имени Имир, обнаруживается и в современном

русском слове "имя", а также в глаголе "иметь". Этот корень

Содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. По

Иранским преданиям, Йима -- создатель мировой цивилизации,

Спасший человечество от потопа, обрушившегося на Землю после

Жесточайшей зимы. При Йиме в подвластных ему странах восцарил

"золотой век", красочно описанный Фирдоуси в "Шахнаме". Но в

Конце жизненного пути Йиму, как и великана Имира, ждало

Расчленение: он был распилен пополам собственным

Братом-близнецом.

Таким образом, не подлежит сомнению, что некоторые общие

Для древних индоевропейцев космогонические представления

Преломились впоследствии и в древнеиранском Йиме, и в

Древнескандинавском Имире, и в древнерусском Волоте Имире

(Владимире). Эпитет последнего -- Красное Солнышко --

Практически представляет собой калькированное воспроизведение

Мифологических представлений древних арийцев о Красносолнечном

Боге Сурье, а вовсе не является результатом всенародной любви,

Выразившейся якобы в ласкательном прозвище киевского князя, ни

В одной летописи не зафиксированного. Знаменательно и не

Случайно также, что в миропонимании древнерусского человека

представление о Волоте ассоциировалось с титаном Кроном. "Крон

гигант бе, рекше человек волот", -- читаем в одном из

Азбуковников XVII века.

Выявление и раскрытие архаичных пластов в структуре

Русского эпоса ни в коем случае не принижает самобытность и

Полнокровность его героев. Смешно было бы, к примеру, отрицать

Центральную роль в устном народном творчестве колоритного

Образа Ильи Муромца. К тому же известно, что у него был

Реальный прототип среди деятелей Киевской Руси. Еще в XVI веке

Иностранные путешественники описывали разрушенную киевскую

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.