Правовые – разработка и реализация законов, обеспечивающих функционирование предприятий всех форм собственности и рыночных структур, антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества и т.д.
Административные – запретительные, разрешительные и принудительные меры для отдельных сфер экономической деятельности (контроль над ценам монополистов и социально значимых товаров, установление квот экспорта и импорта отдельных товаров и товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности). Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование национальной экономики— форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. С точки зрения временного аспекта планы бывают: долгосрочные: планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения; среднесрочные:срок 3—5 лет - конкретизируют основные направления стратегии; краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов; оперативные:планы на сутки, неделю и декаду. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: на макроуровне:планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); на микроуровне:планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: директивное планирование –форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование— процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. Индикативное планирование— это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план - прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития; планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Прогнозирование— это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с другими министерствами и органами государственного управления. Базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления. В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода (основные источники: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, главные приоритеты – «высокий интеллект-инновации-благосостояние». Важнейшие задачи переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества (к примеру, в области государственности– формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами и т.д., в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования)). Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок (используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу). Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода. Также система планирования и прогнозирования включает: Гос. программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы (Минобразования), Программа "Дороги Беларуси" на 2006-2015 годы (Минтранс), Программа развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2007-2017 годы (Минтранс), Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы и т.д.