Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы государственного регулирования: правовые, административные, экономические.



Правовые – разработка и реализация законов, обеспечивающих функционирование предприятий всех форм собственности и рыночных структур, антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества и т.д.

Административные – запретительные, разрешительные и принудительные меры для отдельных сфер экономической деятельности (контроль над ценам монополистов и социально значимых товаров, установление квот экспорта и импорта отдельных товаров и товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности). Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Экономические – бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, ценовое регулирование, амортизационная политика, прямые методы регулирования (государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.
Планирование национальной экономики— форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.
С точки зрения временного аспекта планы бывают: долгосрочные: планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения; среднесрочные:срок 3—5 лет - конкретизируют основные направ­ления стратегии; краткосрочные:планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов; оперативные:планы на сутки, неделю и декаду.
При осуществлении планирования разраба­тывается система планов: на макроуровне:планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); на микроуровне:планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: директивное планирование –форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализу­ется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумева­ющие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование— процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. Индикативное планирование— это инструмент по реали­зации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуа­ции. Индикативный план - прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития; планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Прогнозирование— это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с другими министерствами и органами государственного управления. Базируются на информа­ции, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими орга­нами государственного управления. В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода (основные источники: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, главные приоритеты – «высокий интеллект-инновации-благосостояние». Важнейшие задачи переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества (к примеру, в области государственности– формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами и т.д., в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования)). Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок (используется при разработке про­гнозов социально-экономического развития Республики Бела­русь на краткосрочную перспективу). Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода. Также система планирования и прогнозирования включает: Гос. программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы (Минобразования), Программа "Дороги Беларуси" на 2006-2015 годы (Минтранс), Программа развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2007-2017 годы (Минтранс), Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы и т.д.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.