Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс



Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

Розничная торговля.Торговля как самостоятельная отрасль нац экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с товаропроизводящими отраслями - предприятиями про­мышленности, сельхозпредприятиями и фермерскими хозяй­ствами по поставке продуктов животноводства и растениевод­ства на взаимовыгодных условиях.

Общественное питание.Это отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специа­лизированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов). Кроме гос и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы обществен­но организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха. Переход к рыночной экономике сопровождается изменения­ми в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, со­вершенствованием методов хозяйствования, появлением сти­мулов к повышению конкурентоспособности.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозя-ого обихода и оказывающие др. бытовые услуги. В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. Экономическая эффективность предприятий бытового облуживания населения зависит от многих факторов.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в РБ выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, уборку и благоустройство территорий населённых пунктов. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложное разнообразие предприятий, служб, оказывающих и или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда.

Распределение розничного товарооборота по формам собственности:

- государственная- 14,5 %

- частная – 81,9 %

- иностранная – 3,6 %

В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.

В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребнос­тями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ас­сортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источни­ков финансирования (промышленных, совместных, коллектив­ных, частных и иностранных предприятий розничной торгов­ли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, ко­торые дают новые стимулы развитию отрасли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдель­ным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продук­ция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях роз­ничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, ча­сов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприя­тия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализован­ной продукцией. В целом в республике снижается прибыль­ность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной торговли будет направ­лено на стабильное обеспечение различных категорий населе­ния высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассорти­мента отечественной продукции, развитие инфраструктуры то­варных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.

В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:

· внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возоб­новляемых н нетрадиционных источниках энергии;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммуналь­ных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функцио­нирования;

· совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;

· совершенствование системы социальной защиты населе­ния по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адрес­ности выделяемых на эти цели средств.

В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.