Субъектами таможенных правоотношений являются их участники, которых нельзя путать с субъектами таможенного права, наделенными государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела. Первое понятие более узкое, имеющее в виду только конкретных участников, второе- применимо к потенциальным участникам правоотношений.
Правовое положение субъектов права характеризуется наличием правоспособности, включающей правоспособность и дееспособность.
Среди субъектов выделяют:
1. Наделенных властными полномочиями( субъекты управления, контроля)
2. Подконтрольные субъекты( не имею властных полномочий)
К первой группе отнесены таможенные органы.иВысшим органом таможенного союза выступает Межгосударственный Совет ЕврАзЭС. Обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза является основной задачей Комиссии таможенного осюза.
Согласно под.30. п.1 ст.4 ТК таможенные органы - таможенные органы государств - членов таможенного союза;
Обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;(п2.ст.6 ТК)
В систему таможенных органов Рф входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России), а также региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты ( п1.ст.10 Закона о таможенном регулировании) Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку их деятельность направлена на обеспечение правопорядка. Им присуща фискальная функция. (, под4, п1 ст 12 закона о там. регулировании) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
Итак, таможенный орган — орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Ко второй группе — иным субъектам таможенных правоотношений, не обладающим властными полномочиями в области таможенного дела, могут быть отнесены юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), вступающие в различные правоотношения с таможенными органами. Они вправе выступать в таможенных правоотношениях в качестве декларантов, т. е. лиц, которые декларируют товары либо от имени которых декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК), могут осуществлять перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза или являться ответственными за использование транспортных средств (перевозчики) (подп. 21 п. 1 ст. 4, ст. 18—22 ТК; § 3 гл. 5 Закона о таможенном регулировании).
Законодатель указывает на возможность участия в таможенных правоотношениях таможенных представителей, являющихся посредниками, совершающими таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц (подп. 34 п. 1 ст. 4, ст. 12—17 ТК; § 2 гл. 5 Закона о таможенном регулировании). Деятельность в сфере таможенного дела осуществляют владельцы складов временного хранения, осуществляющие хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством (ст. 23—27 ТК; § 4 гл. 5 Закона о таможенном регулировании), а также владельцы таможенных складов, осуществляющие хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, и состоящих с декларантами или иными заинтересованными лицами в договорных отношениях (ст. 28—32 ТК; § 5 гл. 5 Закона о таможенном регулировании). В рамках осуществления деятельности в сфере таможенного дела владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли (I I. 33—37 ТК; § 6 гл. 5 Закона о таможенном регулировании).
Новеллой законодательства стала регламентация деятельности уполномоченного экономического оператора — юридического лини, которое вправе пользоваться специальными упрощениями (гг. 38--41 ТК; гл. 6 Закона о таможенном регулировании). Помимо этого, субъектами таможенных правоотношений будут являтьсядругие заинтересованные лица, т. е. те лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально (подп. 7 п. 1 ст. 4 ТК).