1. Таможенное законодательство таможенного союза. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) Таможенного кодекса Таможенного союза;
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.
В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая ТК ТС, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России).
Таким образом, кроме Таможенного кодекса Таможенного союза, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:
- международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;
- решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - участников ТС.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) - это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств - членов Таможенного союза. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.
С вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. ТК ТС в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.
Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.
3. Единая таможенная территория таможенного союза. Состав Единой таможенной территории ТС (таможенной территории ТС) определен п. 1 ст. 2 ТК ТС. Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых названные государства обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.
Таможенная территория России является составной частью Единой таможенной территории Таможенного союза и включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, над которыми она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Особые экономические зоны также являются частью таможенной территории ТС. Пределы таможенной территории ТС, а также пределы указанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономических зон являются таможенной границей ТС. Таким образом, понятие «таможенная территория» Российской Федерации утрачивает силу, понятие «территории РФ» остается.
4. Таможенно - тарифное регулирование. В соответствии со п. 3 ст. 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения.
В рамках первого этапа формирования Единой таможенной территории с 1 января 2010 г. КТС уже осуществляются полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС и Единый таможенный тариф ТС. В соответствии с этими полномочиями и установленными процедурами КТС приняты решения по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и решения в части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования.
Утверждены и вступили в силу документы, формирующие единую систему тарифных преференций Таможенного союза. Введено в действие Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Утверждены единые унифицированные формы лицензии и заявления на лицензию. Разработано Положение о едином порядке контроля за ввозом на таможенную территорию ТС и вывозом с этой территории лицензируемых товаров. Разработана единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в торговле с третьими странами.
Для предварительного рассмотрения предложений государств - членов ТС в области тарифного и нетарифного регулирования в качестве вспомогательного органа КТС создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, который сформирован из уполномоченных должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти государств - участников ТС.
При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено ТК ТС или в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство ТС, действующие на день выявления нарушения установленных требований.
5. Терминология Таможенного кодекса Таможенного союза. В связи с изменениями в терминологии, согласно статье 4 ТК ТС, содержащей основные термины и их определения, изменился и порядок таможенного регулирования по сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации:
- термин «таможенное декларирование» введен вместо «декларирование»;
- термин «таможенная процедура» вместо терминов «таможенная процедура» и «таможенный режим». Исключение составляет «временное хранение товаров», которое не является таможенной процедурой - это таможенная операция, предшествующая подаче таможенной декларации в соответствии с разделом 4 ТК ТС;
- вместо термина «таможенное оформление» употребляется термин «совершение таможенных операций».
Из терминов исключены такие понятия, как «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», которые были определены ст. 11 ТК РФ.
Изъятие указанных понятий связано с появлением нового термина – «товары Таможенного союза». Иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (приобретая статус товаров ТС), получают право свободно обращаться на всей территории ТС. Такое же право свободного обращения на всей территории ТС получают товары, происходящие из РФ, Белоруссии и Казахстана, том числе товары, которые на 1 июля (6 июля) 2010 г. признавались отечественными в государствах - членах ТС.
Исключения составляют товары, в отношении которых на таможенной территории ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ТС. Это касается товарных позиций, в отношении которых сроком от 1,5 до 5 лет в Казахстане будут применяться ставки меньше, чем установлены ЕТТ ТС.
При ввозе товаров на территорию ТС таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей (имеют ли они статус товаров ТС). В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:
- декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;
- оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства - члена ТС;
- документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений. Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство - член ТС либо что они выпущены для свободного обращения на территории ТС, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе.
В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в России в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане, при ввозе в Россию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством РФ.
В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в России в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Казахстане, при ввозе в Россию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством РФ.
6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
С 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза установлена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС.
Согласно ст. 51 ТК Таможенного союза ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ.
В связи с формированием Таможенного союза решением КТС о едином таможенно-тарифном регулировании установлена единая ТН ВЭД ТС.
Единая ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей на территории России до 1 января 2010 г. ТН ВЭД России.
Согласно п. 4 ст. 51 ТК ТС установлено, что техническое ведение единой ТН ВЭД ТС осуществляет ФТС России, так как аналогичные функции, перечисленные в указанной статье, ФТС России уже выполняла в отношении ТН ВЭД РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 2005 г. № 367 «О ведении товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности», и в том числе:
1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;
2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;
3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;
4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и пояснений к ней;
5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается КТС.
Разработаны и введены в действие с 1 июля 2010 г. Положение о порядке ведения единой ТН ВЭД ТС и соответствующий Регламент взаимодействия по вопросу его ведения, Порядок принятия решений и разъяснений о классификации товаров, Порядок формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений, а также Технические условия передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров.
7. Полномочия таможенных органов государств - членов Таможенного союза. Таможенные органы государств - членов ТС принимают:
1. Решение по классификации товаров в случае выявления неверной классификации товаров.
Таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов ТС.
Если таможенный орган выявляет, что участник ВЭД (декларант) неправильно заявил классификационный код, то принимает решение о классификации товара. Код может влиять на размер подлежащих уплате платежей, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта. Это может привести к привлечению его к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
2. Предварительные решения по классификации товаров.
Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС определяется статьями 53-57 ТК ТС, а в части, не определенной ими, - законодательством РФ.
Предварительное решение по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена ТС, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена ТС, таможенный орган которого принял предварительное решение.
Участники ВЭД после 1 июля 2010 г. по вопросам принятия предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС могут обращаться в Управление товарной номенклатуры ФТС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, т.е. государственная услуга по принятию предварительных решений на территории России исполняется ФТС России. Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров, изложенный в Административном регламенте, в основном соответствует порядку принятия предварительных решений, который регламентирован ст. 53-57 ТК ТС.
Существенными отличием являются изменение срока действия предварительного решения, который сокращен с пяти до трех лет. Согласно ст. 55 ТК ТС предварительное решение принимается в течение не более 90 (девяносто) календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения.
В случае несогласия участника ВЭД с классификацией товаров, принятой таможенными органами, есть два пути обжалования: в суд или вышестоящему таможенному органу. Последний вариант в соответствии со ст. 9 ТК ТС производится в порядке и сроки, установленных законодательством государств - участников ТС.
По законодательству РФ жалоба на решение таможенного органа по классификации товаров может быть подана участником ВЭД в течение трех месяцев и должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления. Реализация решения таможенного органа должна быть осуществлена в течение 10 дней со дня его поступления в таможенный орган.
Участник ВЭД в случае несогласия с решением таможенного органа лично или через представителя имеет право обжаловать решение в суд. Порядок и сроки подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяются законодательством о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах Российской Федерации.
В связи с тем что в соответствии с п. 2 ст. 55 ТК ТС предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС действует в течение трех лет, ФТС России разъяснила, что предварительные решения по классификации товаров, принятые до 1 июля 2010 г. в соответствии с законодательством РФ, предусматривающим срок действия предварительного решения в течение пяти лет, считаются действительными до истечения срока их действия, если они не изменены, не отозваны либо их действие не прекращено.
Предъявление при совершении таможенных операций предварительного решения ФТС России сокращает время их производства, а также исключает возможность ошибки заявления неверного кода товара и, следовательно, недостоверного декларирования кода товара со стороны участника ВЭД (т.е. страхует декларанта участника ВЭД от нарушений).
3. Решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
КТС наделено правом принимать решения и разъяснения по классификации товаров. Данный порядок будет применяться в случае различных подходов уполномоченных таможенных органов государств - участников ТС при классификации товаров и недостижения между ними согласия по данному вопросу. После принятия КТС решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений. КТС формирует и ведет Сборник принятых решений о классификации товаров.
4. Решение о классификации товара при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.
При перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени законодательством государств - членов ТС могут быть установлены особенности их таможенного декларирования (п. 4 ст. 194 ТК ТС). Таможенные органы государств - членов ТС осуществляют информационный обмен, касающийся принятия предварительных решений, в соответствии со ст. 124 ТК ТС.