Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Федеральные законы по вопросам таможенного дела: примеры, роль в системе регулирования таможенного дела.



На территории Российской Федерации действует еди­ное таможенное законодательство. Его единство обуслов­лено отнесением таможенного дела к федеральной компе­тенции и, соответственно, регулированием его только нор­мами единого федерального законодательства.

Термин "таможенное законодательство" следует рас­сматривать в широком смысле этого слова, когда "зако­нодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нор­мативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу­дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов раз­личных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможен­ное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

Основным критерием классификацию источников пра­ва является их юридическая сила. В этой связи источни­ки таможенного права можно расположить в следующей последовательности:

  1. Международно-правовые договоры и иные соглаше­ния по таможенному делу, участниками которых являет­ся Российская Федерация.
  2. Конституция РФ, нормы которой являются норма­ми прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Фе­дерации.
  3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на дли­тельный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-право­вые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.

Теперь о каждой группе источников таможенного пра­ва более подробно.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные догово­ры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Консти­туции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применя­ются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нор­мы являются нормами прямого действия и никакого дуб­лирования в иных нормативных актах не требуют) имеет­ся и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6). — основное направление развития таможенного дела России на со­временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно­го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна­родной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государ­ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак­лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ­ствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна­родного договора над внутренним российским таможен­ным законодательством, т. е. если международным дого­вором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общеприня­тыми международными нормами и практикой

Конституция РФ, будучи ее основным законом, пре­допределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государ­ственных органов субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления в число источников тамо­женного права не входят.

Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установле­ние на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных пре­пятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.

Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуще­ствления таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство всех перед зако­ном и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы так или иначе имеют непосредственное от­ношение к таможенно-правовому регулированию в Рос­сийской Федерации и, прежде всего, к правоохранитель­ной деятельности таможенных органов.

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке кон­куренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), кото­рая как норма общего характера относится ко всем офи­циальным действиям таможенных органов и их должнос­тных лиц; об обязанности органов государственной влас­ти и их должностных лиц обеспечивать возможность оз­накомления каждого с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления (ст. 33); о праве каждого на свободное использова­ние своих способностей и имущества для предпринима­тельской деятельности (ч. ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм. 1

В систему источников таможенного права входят зако­ны Российской Федерации, регулирующие правоотноше­ния в сфере таможенного дела. К таким законам относят­ся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенно­го права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

Центральное место в правовом обеспечении таможен­ного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе". Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможен­ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона "О таможенном тарифе". К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Тамо­женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули­ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Как сказано преамбуле, Таможенный ко­декс РФ опреде­ляет правовые, экономические и организационные осно­вы таможенного дела и направлен на защиту экономичес­кого суверенитета и экономической безопасности Российс­кой Федерации, активизацию связей российской экономи­ки с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граж­дан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного харак­тера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фунда­мент всей внешнеэкономической деятельности и организа­ции таможенного дела в стране, реально сближающий отече­ственное законодательство с мировой практикой.

Другим базовым законом в системе источников тамо­женного права является Закон РФ "О таможенном тари­фе" . Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила об­ложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К "чисто таможенным законам" относится также и Фе­деральный закон РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организа­циях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное место в системе источников таможенно­го права занимает Федеральный закон РФ "О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности", кото­рый определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязаннос­ти и ответственность органов государственной власти Рос­сийской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторго­вой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым от­носятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приори­тет экономических методов государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности, равенство ее участни­ков и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторго­вую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу ис­точников таможенного права также ряд федеральных за­конов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

  1. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценнос­тей", который имеет целью сохранение культурного на­следия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодатель­ством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции та­моженных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну куль­турных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
  2. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномо­чия и функции органов валютного контроля (к числу ко­торых относится и ГТК России), права и обязанности юри­дических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законода­тельства.
  3. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который устанавливает пра­вовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и обществен­ной безопасности. К числу органов, осуществляющих про­тиводействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
  4. Федеральный закон РФ "Об оружии", который ре­гулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) граж­данского, служебного, а также боевого ручного стрелко­вого и холодного оружия на территории России, и на­правлен на защиту жизни и здоровья граждан, собствен­ности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Комплексный характер таможенно-правовых отноше­ний обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в за­конодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданс­кого и др.

Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обо­значают как "текущие" правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкрет­ном этапе ее исторического развития.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нор­мативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачива­ют силу с принятием федеральных законов по соответ­ствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 "Об утвержде­нии Временного положения о порядке наложения взыс­кания на имущество организаций": принят в целях по­вышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об об­ращении взыскания на имущество организаций, и внесе­ния соответствующих изменений в ГПК РСФСР. Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридичес­ких лиц статье

Особое место среди указов Президента РФ, являющих­ся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся право­вого статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществяющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специаль­ные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.

Следующую ступень в иерархии подзаконных норма­тивно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, феде­ральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Рос­сию и вывоза из нее наркотических средств, а также силь­нодействующих и ядовитых веществ: принято на основа­нии и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Рос­сийская Федерация.

За правительственными постановлениями в череде ис­точников таможенного права подзаконного характера сле­дуют ведомственные нормативно-правовые акты, издава­емые ГТК России во исполнение положений и норм, содер­жащихся в Таможенном кодексе, других федеральных за­конах, указах Президента и правительственных постанов­лениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочислен­ный элемент в системе источников таможенного права.

Содержание ведомственных нормативных актов во мно­гом определяется их формой. В соответствии с Постанов­лением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают:

приказы, постановления, распоряжения, правила, инструк­ции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

Наиболее распространенным видом ведомственных нор­мативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК Рос­сии. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России уста­навливают общие правила и порядок регулирования раз­личных таможенных правоотношений (например. Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 "О порядке приме­нения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ"), но зачастую ими утверждаются различные положения о та­моженных органах и их структурных подразделениях (на­пример, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, от­носящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например. Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нор­мативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регист­рация в Министерстве юстиции РФ и официальное опуб­ликование в специально для этого предусмотренных из­даниях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составля­ющие государственную тайну или сведения конфиденци­ального характера, не прошедшие государственную реги­страцию, а также зарегистрированные, но не опублико­ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут слу­жить основанием для регулирования соответствующих пра­воотношений, применения санкций к гражданам, долж­ностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Помимо приказов, положений и инструкций руковод­ство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законода­тельства, их единообразного применения территориаль­ными органами таможенной системы, новых норм не со­держат и, следовательно, в число источников таможенно­го права не входят.

Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-пра­вовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК Рос­сии с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валют­ного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.

Примеры:

№1.Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона является:

1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;

3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы);

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

№2. Таможенные органы на бесплатной основе предоставляют всем заинтересованным лицам государственную услугу по информированию и консультированию по вопросам таможенного дела.

Данная услуга предоставляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденным приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128 (далее – Административный регламент).

1. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

- совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения таможенных процедур;

- порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, выпуска товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.