Во главе системы нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, стоит Конституция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.
Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепляющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможенного права и принципов перемещения товаров через таможенную границу.
Одним из основополагающих является конституционный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ.
Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты международного права играют, как говорилось выше, исключительно важную роль в системе таможенно-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регулировании).
Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).
Существенное значение для регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов имеют конституционные нормы, устанавливающие гарантии прав личности при применении различных мер юридической ответственности. Примером могут служить нормы ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, гласящие, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, нормы ст. 19, закрепляющие принцип равенства всех перед законом и судом. Важное значение в данной сфере имеют конституционные нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст. 46), о гарантии на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), презумпции невиновности (ст. 49).
Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "в" ст. 106 Конституции РФ).
На осуществление таможенного регулирования направлена ст. 74 Конституции, в с соответствии с которой на территории РФ запрещается устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы, а также какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Указанными конституционными нормами закрепляется принцип единства таможенной территории.
Приведенные выше примеры не исчерпывают всей совокупности конституционных норм, направленных на установление основ таможенно-правового регулирования.
Федеральные конституционные законы содержат незначительное количество норм, непосредственно направленных на таможенное регулирование. Для характеристики источников таможенного права гораздо большее значение имеет анализ системы федеральных законов, содержащих нормы таможенного права. Для систематизации этой категории источников представляется возможным, с некоторой долей условности, разделить весь массив федерального законодательства в данной сфере на две категории:
• федеральные законы, целью принятия которых было осуществление таможенного регулирования;
• федеральные законы, содержащие нормы таможенного права.
Основополагающее место в первой категории занимает Закон о таможенном регулировании, фактически представляющий собой кодифицированный акт в области таможенного дела, основной задачей которого является установление основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства -участника Таможенного союза. Закон является необходимым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое.
Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринимательства, раскрывающий правовые механизмы, связанные прежде всего с таможенным делом и направленные на регулирование внешней торговли. Особо следует отметить нормирование данным актом основ применения мер нетарифного регулирования.
Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные изменения. Данный Закон устанавливает основные принципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможенного союза в данной сфере.
Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией применения отдельных мер государственного воздействия на экономику. Среди них следует назвать:
• Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров;
• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле", направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом;
• Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Среди источников таможенного права особое место занимает Федеральный закон "О службе в таможенных органах", регламентирующий правовой статус сотрудников таможенных органов, несмотря на то что сфера его применения несколько сузилась после появления в таможенных органах второй категории — государственных гражданских служащих, на которых действие указанного Закона не распространяется.
Вторая категория федеральных законодательных актов состоит из законов, содержащих нормы таможенного права наряду с нормами иной отраслевой принадлежности. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающий основы перемещения иностранной валюты через таможенную границу, НК, являющийся основным актом, регламентирующим уплату налогов в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, КоАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения в области таможенного дела.
Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты в области таможенного дела. Назовем основные виды подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения.
Значение указов Президента РФ как источников таможенного права заключается в следующем.
1. В настоящий момент структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ, следовательно, место таможенных органов в системе органов исполнительной власти предопределено актами Президента, прежде всего Указом от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
2. Президент наделен особыми полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе полномочиями по нормативно-правовому регулированию перемещения товаров, подлежащих экспортному контролю.
3. Президентом регламентируются отдельные вопросы, связанные со статусом таможенных органов и прохождением службы в таможенных органах. Примером могут служить Указы Президента РФ: от 03.12.1994 № 21,52, которым утверждены описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов РФ, размещение указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунок вымпела морских и речных судов таможенных органов РФ; от 16.11.1998 № 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.
Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулировании Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлениями правительства регламентируется применение конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мере, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок применения отдельных таможенных процедур, если это предусмотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.
Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издаст акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 "О Федеральной таможенной службе").
Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела — это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений в области таможенного дела. Это установление порядка включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, правовая регламентация совершения отдельных таможенных операций, нормирование порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля.
К этой же категории следует отнести неотмененные акты ГТК России, не противоречащие действующему ТК ТС. В период 2004^2006 гг. полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Минэкономразвития России, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, являющихся источниками таможенного права. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, за исключением актов Минфина России, которому в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о таможенном регулировании предоставлено право нормативно-правового регулирования в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления не наделены полномочиями осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.