Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика на разных ступенях развития



Возникает вопрос: какие методы диагностики предпочесть на разных ступенях развития в школе? Очевидно, что методы наблюдения, компетентного мнения, устный опрос носят универсальный характер. Метод рисуночных тестов хорошо зарекомендовал себя среди дошкольников и младших школьников. Метод АТН удобен на любой ступени, но в начальной школе лучше использовать этот метод в усечённом виде – вести опрос только по алкоголю и табаку, то есть нужно заполнять не три, а два столбца.

Следует указать на приоритетность методов наблюдения и компетентного мнения. Именно по результатам этих двух методов учитель может принять правильное решение о том, какие другие методы можно использовать в конкретном классе или школе.

Методы анкетирования, АТН, баллотирования можно успешно использовать и в вузе при опросе студентов.

Выводы к главе 5

  1. В школьный период развития человеку необходимо пройти путь от беззаботного ребёнка до возраста ответственности и профессионального самоопределения. Это – трудный путь даже для благополучных детей, поэтому так велика опасность рискованного поведения в целом и наркотического в частности.
  2. В основе трезвенного воспитания 2 концепции: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепция безопасной/жизнеспособной личности.
  3. Стратегической целью трезвенного воспитания является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория. Перед учителем стоит три глобальные задачи: 1) дать объективную информацию о действии АТН соответственно возрастной ступени развития; 2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения; 3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.
  4. Цели и задачи трезвенного воспитания различаются на каждом из этапов развития. В младшей школе доля мировоззренческих знаний о последствиях употребления АТН невелика, упор делается на повышении психологических и социальных защитных факторов личности. В средней и старшей школе знания о последствиях употребления АТН также не являются определяющими.
  5. Cобриологические принципы профилактики: принципы системности, комплексности, возрастной и культурной адекватности, принцип информационной безопасности и практической целесообразности, социальной активности и аксиологичности.
  6. Модель трезвенного воспитания в школе состоит из следующих компонентов: 1) образовательный (информационно-педагогический) компонент (знания о вреде одурманивающих веществ, знания о себе, знание этических категорий); 2) психолого-коммуникативный компонент (коррекция определённых психологических отклонений личности, препятствующих нормальной социализации и формирование навыков общения); 3) социальный компонент (помощь в социальной адаптации подростка в школе, в семье, в обществе).
  7. Главных отличий отечественной профилактической модели от западной три: 1) отношение к трезвости как к нравственной категории является продолжением отечественной этической традиции. Акцент в трезвенном воспитании делается на духовно-нравственном содержании воспитания; 2) утверждается идея ориентации на трезвость, а не на концепцию «уменьшения вреда»; идея свободы выбора в подростковом возрасте неприёмлема, т. к. является провокационной: в этом возрасте запрещено пить и курить по закону, и ни о какой свободе выбора речи быть не должно. Это – возрастное ограничение; 3) важными в трезвенном воспитании являются социальная активность и общественно-полезная деятельность, восходящие к отечественной традиции соборности.

Основная литература

  1. Андреева Т. И. Этапы разработки инструментария для проведения исследований на основе опросов // Семинар «Информационные технологии в антинаркотической работе неправительственных организаций». – Алушта. – 21-25 сентября, 1998. – С. 27-32.
  2. Андреева Т. И. Анализ результатов собственных исследований // Там же. – С. 33-36.
  3. Востриков А. А., Табидзе А. А. Эмоционально-волевая саморегуляция. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, Москва, 2009. – 194с.
  4. Гринченко Н. А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов). – 2-е изд., испр. и доп. – Липецк: Липецкое издательство, 2000. – 224 с.
  5. Гринченко Н. А. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений по пропаганде здорового образа жизни. Сценарии школьных спектаклей. – Фурманов: «Издательский дом Николаевых», 2010. – 50 с.
  6. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В. Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
  7. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова (Серия «Уроки культуры здоровья».
  8. Здоровье в твоих руках. Программа курса для учащихся 7-9 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 50 с. (Серия «Уроки культуры здоровья».
  9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  10. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  11. Предупреждение табакокурения у школьников / Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. М.: Министерство образования РФ, 2003. – 97 с.
  12. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  13. Расти здоровым. Программа курса для учащихся 5-6 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 34 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
  14. Трезвый выбор. Программа курса для учащихся 10-11 классов /Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 47 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
  15. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.