Возникает вопрос: какие методы диагностики предпочесть на разных ступенях развития в школе? Очевидно, что методы наблюдения, компетентного мнения, устный опрос носят универсальный характер. Метод рисуночных тестов хорошо зарекомендовал себя среди дошкольников и младших школьников. Метод АТН удобен на любой ступени, но в начальной школе лучше использовать этот метод в усечённом виде – вести опрос только по алкоголю и табаку, то есть нужно заполнять не три, а два столбца.
Следует указать на приоритетность методов наблюдения и компетентного мнения. Именно по результатам этих двух методов учитель может принять правильное решение о том, какие другие методы можно использовать в конкретном классе или школе.
Методы анкетирования, АТН, баллотирования можно успешно использовать и в вузе при опросе студентов.
Выводы к главе 5
В школьный период развития человеку необходимо пройти путь от беззаботного ребёнка до возраста ответственности и профессионального самоопределения. Это – трудный путь даже для благополучных детей, поэтому так велика опасность рискованного поведения в целом и наркотического в частности.
В основе трезвенного воспитания 2 концепции: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепция безопасной/жизнеспособной личности.
Стратегической целью трезвенного воспитания является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория. Перед учителем стоит три глобальные задачи: 1) дать объективную информацию о действии АТН соответственно возрастной ступени развития; 2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения; 3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.
Цели и задачи трезвенного воспитания различаются на каждом из этапов развития. В младшей школе доля мировоззренческих знаний о последствиях употребления АТН невелика, упор делается на повышении психологических и социальных защитных факторов личности. В средней и старшей школе знания о последствиях употребления АТН также не являются определяющими.
Cобриологические принципы профилактики: принципы системности, комплексности, возрастной и культурной адекватности, принцип информационной безопасности и практической целесообразности, социальной активности и аксиологичности.
Модель трезвенного воспитания в школе состоит из следующих компонентов: 1) образовательный (информационно-педагогический) компонент (знания о вреде одурманивающих веществ, знания о себе, знание этических категорий); 2) психолого-коммуникативный компонент (коррекция определённых психологических отклонений личности, препятствующих нормальной социализации и формирование навыков общения); 3) социальный компонент (помощь в социальной адаптации подростка в школе, в семье, в обществе).
Главных отличий отечественной профилактической модели от западной три: 1) отношение к трезвости как к нравственной категории является продолжением отечественной этической традиции. Акцент в трезвенном воспитании делается на духовно-нравственном содержании воспитания; 2) утверждается идея ориентации на трезвость, а не на концепцию «уменьшения вреда»; идея свободы выбора в подростковом возрасте неприёмлема, т. к. является провокационной: в этом возрасте запрещено пить и курить по закону, и ни о какой свободе выбора речи быть не должно. Это – возрастное ограничение; 3) важными в трезвенном воспитании являются социальная активность и общественно-полезная деятельность, восходящие к отечественной традиции соборности.
Основная литература
Андреева Т. И. Этапы разработки инструментария для проведения исследований на основе опросов // Семинар «Информационные технологии в антинаркотической работе неправительственных организаций». – Алушта. – 21-25 сентября, 1998. – С. 27-32.
Андреева Т. И. Анализ результатов собственных исследований // Там же. – С. 33-36.
Востриков А. А., Табидзе А. А. Эмоционально-волевая саморегуляция. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, Москва, 2009. – 194с.
Гринченко Н. А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов). – 2-е изд., испр. и доп. – Липецк: Липецкое издательство, 2000. – 224 с.
Гринченко Н. А. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений по пропаганде здорового образа жизни. Сценарии школьных спектаклей. – Фурманов: «Издательский дом Николаевых», 2010. – 50 с.
Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В. Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-4 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова (Серия «Уроки культуры здоровья».
Здоровье в твоих руках. Программа курса для учащихся 7-9 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 50 с. (Серия «Уроки культуры здоровья».
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
Подласый И. П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
Предупреждение табакокурения у школьников / Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. М.: Министерство образования РФ, 2003. – 97 с.
Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
Расти здоровым. Программа курса для учащихся 5-6 классов / Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 34 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
Трезвый выбор. Программа курса для учащихся 10-11 классов /Под ред. А. Н. Маюрова, Я. А. Маюрова. М., 2006. – 47 с. (Серия «Уроки культуры здоровья»).
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.