Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории поведения потребителя и условия потребительского равновесия (оптимума).



Кардиналистский подход -количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах. Количественные оценки полезности товара имеют о индивидуальный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого.

Полезность- способность какого-либо блага удовлетворять потребности отдельных людей. П. представляется мерой, выражающей степень удовлетворения потребностей. П. как единица измерения - субъективна. Она всецело определяется вкусами и предпочтениями разных людей.

Предельная полезность — дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы какого-либо блага . Это одно из фундаментальных понятий экономической науки, на котором строятся многочисленные теории и концепции об экономическом поведении индивидуумов и фирм.

Общая полезность – общее удовлетворение, которое индивид получает от потребления данного количества продукта в определенный промежуток времени.

Первый закон Госсена констатирует убывание полезности последующих единиц продукта в одном непрерывном акте потребления и полезности первых единиц продукта при повторных актах потребления.

Второй закон Госсена.Анализ поведения потребителя позволяет установить, что постепенное насыщение потребности в благе А повышает предельную полезность блага Б. Суть этогозакона: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления становится одинаковой.

При ординалистском подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять (рис. 7.1).

Свойства кривых безразличия :

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.

Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.

Принцип предпочтенияНарастающая неудовлетворенность анализом цен и спроса обусловила поиск новых направлений развития экономической теории. В результате был взят на вооружение функциональный принцип вместо причинно-следственного подхода, принцип предельной полезности был заменен принципом предпочтения одного набора благ другому. Это сняло вопрос, как выявление основы стоимости и цены, ибо теперь можно брать две категории и рассматривать во взаимосвязи. А также, это существенно расширило использование математического аппарата в экономических исследованиях.

Предельная норма замещения — в микроэкономике это величина определяющая количество данного одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения.

Бюджетное ограничение.Различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам;

Оптиум потребителя-Экономическая теория придает этому выражению более точный смысл: «человек максимизирует полезность».

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть эффекта: потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть: при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.

Кривая «цена-потребление» Например, 1 единица блага М стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага М. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NМ1 в положение NМ2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NМ3, NМ5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

Парадокс Гиффена Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены — к повышению спроса на товар.

Эффект Веблена — достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев.

Кривая «доход-потребление» С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение М1, М2, М3, …, Мn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода

Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.