3.1. Исходя из найденных длин отдельных участков вала находим места приложения сосредоточенных внешних нагрузок Fr, Ft, Ft1 Ft2, перенеся их в центры тяжести сечений С (колесо) и D («звёздочка»), т.е. значения длин участков AC, CD, DB (рис. 1):
Рис.1.Силы на валу
AC= = ______ мм;
CD= = ______мм;
DB = AC = = ______мм.
На примере схемы нагружения № 5 (при другой схеме нагружения - внести поправки в рис. I и в дальнейшие расчеты и рисунки) строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной Мв и горизонтальнойМг плоскостях, предварительно найдя значения сил реакций опор в этих плоскостях .
3.2. Определение сил реакций опор в вертикальной плоскости:
_______ H.
________H.
Проверка:
3.3. Расчет внутренних изгибающих моментов по длине вала в вертикальной плоскости МB- и построение эпюры этих моментов – ЭМВ(рис. 2):
Н∙м;
________ Н∙м;
________ Н∙м;
_________ Н∙м;
_______ Н∙м;
_______ Н∙м.
3.4. Определение сил реакций опор в горизонтальной плоскости:
_______________________________________
_________ H.
_______________________________________
_______H.
Проверка:
3.5. Расчет внутренних изгибающих моментов в горизонтальной плоскости Мг и построение эпюры этих моментов – ЭМг (см. рис. 2);
_______ Н∙м;
_______ Н∙м;
________Н∙м;
_____________ = _______Н∙м;
___________Н∙м;
________ Н∙м.
Рис. 2. Построение эпюр моментов для схемы нагружения №5.
3.6. Расчет суммарных (полных) изгибающих моментов МΣ и построение эпюры ЭМΣ (см. рис. 2):
________ Н∙м;
______________________ = _________ Н∙м;
___________ Н∙м;
______________________ = __________Н∙м;
___________ Н∙м;
__________ Н∙м.
3.7. Построение эпюры крутящих моментов Т (см. рис. 2):
__________ Н∙м;
__________ Н∙м;
__________ Н∙м;
__________ Н∙м;
__________ Н∙м;
__________ Н∙м;
3.8. Расчет эквивалентных моментов no IV теории прочности и построение эпюры приведённых (эквивалентных) моментов – Мэкв (см.рис.2):
_____________ Н∙м;
_____________ Н∙м;
_____________ Н∙м;
_____________ Н∙м;
_____________ Н∙м;
_____________ Н∙м;
3.9. Уточненный диаметр вала d2 с учетом крутящих и изгибающих моментов:
где - максимальное значение эквивалентного момента из эпюры Mэкв, Н∙м;
σ-1 =_______ МПа - предел выносливости для заданного материала из прил. 4.
Полученное значение диаметра d2 округляется в большую сторону (прил. 1). Большее из двух найденных диаметров валаd2 (см. п, 2.6) берем за основу:
d2 =______мм.
3.10. Моменты сопротивления НЕТТО в опасном сечении II-II (где Mэкв принимает максимальное значение из эпюры на рис. 2):
- осевой момент сопротивления , мм3:
= ______ мм3;
- полярный момент сопротивления , мм3
= ______ мм3;
где d2 – диаметр вала в опасном сечении II-II в мм;
t1 = _______, мм – глубина шпоночного паза вала;
b = ______, мм - посадочная ширина шпоночного паза.
3.11. Максимальные напряжения в опасном сечении II-II:
-нормальные напряжения от изгиба σmax, МПа:
= ______ МПа;
-касательные напряжения от кручения
= ______ МПа.
3.12. Проверка статической прочности:
= _______ МПа,
_____ ≤ [σ] ≈ 0,8∙σy = 0,8∙____ = ______ МПа,
где σy из прил. 4.
4. Уточненный расчет вала (расчет на сопротивление усталости)
Необходимо рассмотреть опасное сечение II-II.
Найдём общий коэффициент безопасности n в этом сечении и сравним его с нормативным (допускаемым) = 2,0, т.е. определим выполняется ли условие = 2,0 :
Для сечения II—II:
σm= 0, σα= σmax = __________МПа;
где nσ - запас прочности по изгибу (при отсутствии кручения); nτ - запас прочности по кручению (при отсутствии изгиба);
σа и τа - амплитуды напряжений цикла;
и динамические коэффициенты;
Κσ. Κτ - эффективные коэффициенты концентрации напряжений для канавки (табл. 3 прил. 5) или галтели (табл. 2 прил. 5);
ψσ; ψτ - коэффициенты, характеризующие чувствительность материала вала к асимметрии цикла переменных нормальных и касательных напряжений (см. прил. 4);
β - коэффициент качества поверхности, учитывающий поверхностное состояние вала (прил. 7).
Следовательно, условие прочности по усталостному разрушению выполняется.