Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ имени адмирала С.О. Макарова
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
РАСЧЁТ ВАЛА
Методические указания к расчётно-графической работе по дисциплине
«Детали машин и основы конструирования»
Изд. 2-е, испр.
Санкт-Петербург 2013
ЗАДАНИЕ
Для прямого ступенчатого вала, изображенного на одной из схем (прил. 8) с заданными диаметрами делительных окружностей прямозубого колеса и «звездочки», а также с направлениями действия внешних нагрузок Fr, Ft, F1, F2 по заданной мощности Р, кВт, и частоте вращения вала п, об/мин, требуется:
- произвести предварительный расчет вала;
- разработать конструкцию вала;
- выполнить проверочный расчет вала;
- выполнить уточненный расчет вала (расчет на усталостную прочность);
- по динамической грузоподъемности подобрать типоразмер подшипников.
СОСТАВ РАБОТЫ
Работа должна состоять из пояснительной записки и чертежа вала.
В пояснительной записке, выполняемой в методичке по своим данным, дается подробный отчет о последовательном выполнении расчета вала согласно заданию. Графическая часть работы состоит из чертежа вала в соответствующем масштабе на листе формата А4 (210 х 297 мм), с указанием основных размеров и допусков на шероховатость, отклонения формы и расположения поверхностей, выносных элементов деконцентраторов напряжений (переход галтель (Г) или канавка (К)) и сечения вала по шпоночным канавкам [9, с. 99, 111].
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Основными расчетными нагрузками на вал являются моменты Т и М, вызывающие его кручение и изгиб. Для выполнения расчета вала необходимо знать его конструкцию. В то же время разработка конструкции вала невозможна без хотя бы приближенной оценки его диаметра.
Рассмотрим одну из схем нагружения вала (например, схему №5 прил. 8) - рис. 3 1.
На практике обычно используют следующий порядок расчета вала.
В предварительном расчете вала дают анализ внешних силовых факторов, действующих на вал; по заданной мощности и частоте вращения находят крутящий момент на валу; предварительно, при учете лишь крутящего момента, оценивают минимальный диаметр вала при пониженных допускаемых напряжениях на кручение с целью компенсации неучтенных напряжений изгиба. Все это дает возможность определить диаметры в различных сечениях и представить вал в конструктивном исполнении.
На валу насажаны (см. Рис.3.1): «звездочка» ведущего звена цепной передачи, ведомое зубчатое прямозубое колесо и два радиальных подшипника качения. В месте контакта зубьев колеса показаны направления действий окружной (тангенциальной) Ftи радиальной Frсилы, осевое усилие, т.к. колесо - прямозубое. На изображении «звездочки» показаны силы натяжения цепи ведущей ветви F1 и ведомой F2, действующие по касательной к делительной окружности «звёздочки», т.е. являющиеся окружными усилиями: F1 = Ft1 и F2 = Ft2 причем Ft1 = 2Ft2. Силы Ft , Ft1 и Ft2 будут скручивать вал внешними моментами кручения Тe, (Т от Torsion - кручение, а индекс е от external - внешний (англ.)), Н·м:
,
где r - радиус «звездочки» и колеса, м.
Колесо и «звездочка» крепятся на валу на шпонках: шпоночное соединение дает возможность удобного монтажа и демонтажа сопрягаемых деталей. Шпонки стандартизированы; их размеры выбираются по ГОСТу 6636-69 (см. прил. 3).
Результирующий внутренний крутящий момент Т в поперечном сечении вала находится из формулы Р = Т·ω, где Р – мощность на валу, Вт. Откуда Т, Н·м;
Угловая скорость ω, с-1определяется по заданной частоте вращения:
Откуда
Найдя величину внутреннего крутящего момента Т в поперечном сечении вала между «звёздочкой» и колесом, определяют окружное , Н, и радиальное усилие , Н, в месте контакта зубьев на колесе Fk:
где αt – угол профиля исходного контура, обычно 200
Далее рассчитывают окружныеусилия на ведомой и ведущей ветвях «звездочки»:
В то же время, если силы Ft, Ft1и Ft2 перенести в центр тяжести поперечного сечения (на нейтральную ось) вала, то под их действием он изгибается, как и от радиальной силы Fr... в плоскостях хОy yОz: (см. рис 3.1). Диаметр вала находится из условия прочности при кручении:
Откуда
где для сплошного круглого поперечного сечения полярный момент сопротивлениякручению Wр , м3, равный Wp≈0,2d3.
Оцениваем средний диаметр вала d из расчета только на кручение:
где [τ] –допустимое касательное напряжение при кручении, Па.
Конечная формула для расчета диаметра вала d , м, принимает вид: