После оценки диаметра вала приступают к разработке его конструкции.
Вал в данной работе выполнен прямым ступенчатым. Ступени вала разрабатываются таким образом, чтобы можно было на нём установить комплектующие детали. Цапфы, участки вала под подшипники, а также посадочные места под колесо и «звездочку» для повышения износостойкости подвергаются цементации и закалке токами высокой частоты (ТВЧ) с последующим шлифованием.
Конструктивные элементы вала, имеющие резкие изменения формы, и шероховатость поверхностей являются концентраторами напряжений, которые необходимо сводить до минимума. Для этого места сопряжения поверхностей двух разных диаметров вала следует оформлять в виде круговой галтели (Г) или канавки (К), согласно заданию прил. 2, а шпоночные пазы выбирать строго в соответствии с требованиями ГОСТ 6636-69 (прил. 3).
Найденный и округленный в большую сторону до ближайшего стандартного значения (прил. 1) с последней цифрой 0 или 5мм диаметр вала d, мм, по формуле обеспечения прочности при кручении принимаем за диаметр цапф dn, мм, под подшипники качения: d = dп.
По диаметру цапф под подшипники из каталога подшипников качения подбираем типоразмер подшипника, исходя из следующего соотношения: номинальный диаметр цапфы должен быть равен номинальному диаметру внутреннего кольца подшипника: d = dп1 = dп2 (рис. 3.2). Рекомендуется выбирать из каталога однорядные радиальные шарикоподшипники легкой или средней серии нулевого класса точности.
Длины цапф lп1 и lп2 (см. рис. 3.2) берут равными ширине кольца подшипника В (из каталога подшипников качения):
lп1 = lп2 = В.
На валу, где располагаются подшипники и ступицы звёздочки и зубчатого колеса, необходимо производить фаски (элементы безопасности), =1,5…2,5. Параметры концов вала общего назначения установлены ГОСТом 24266-80.
Колесо и «звездочка» крепятся на валу с помощью шпонок. Наибольшее применение в машиностроении имеют призматические шпонки. Стандартные геометрические параметры шпоночного крепления приведены в прил. 3. Рекомендуемые посадки шпоночного крепления: основного посадочного размера b, по которому происходит сопряжение поверхности шпонки с пазами вала, выполняется с небольшим натягом N (для нормального соединения поле допуска N9).
Рис. 3.2. Эскиз вала
Прежде чем определять диаметры ступиц вала под колесо и «звездочку», необходимо найти диаметры и длины переходных участков (уступов) вала, мм: d1, а1 и а2 (см. рис. 3.2):
d1=dП+3,2r,
где r - фаска подшипника (выбирается из каталога по типоразмеру подшипника), мм.
а1 = а2 = 30…50 (подбирается конструктивно),
Диаметр вала в месте установки зубчатого колеса и «звездочки» мм, предварительно рассчитывают по формуле
d2= d1 + 2t.
Длины участков вала для этих деталей находим по формуле
где t - высота буртика, мм. принимается по соотношению t ≥2f (здесь f = 2,0…4,0 размер фаски детали, мм (см. прил. 2).
По номинальным диаметрам вала d2 под колесо и «звездочку» подбирают размеры шпоночного паза (см. прил. 3): b - ширину шпоночного паза, мм; t1 глубину шпоночного паза на валу, мм.
Для ограничения осевых перемещений в средней части вала расположено усиленное переходное звено (буртик) диаметром d3, мм, и длиной a3, мм,