«Эсте Лаудер» — ныне очень известная косметическая и парфюмерная компания. Основательница этой знаменитой на весь мир фирмы — Эсте Лаудер. Ее настоящее, девичье, имя — Джозефина Эстер Менцер.
Все, связанное с жизнью и происхождением этой женщины, окутано тайной. Она никогда не признается, сколько ей лет, отказывается говорить о своем происхождении. Известно только, что ее родители — эмигранты из Восточной Европы. Хотя год ее рождения тщательно скрывается, скорее всего, ей за восемьдесят.
В многочисленных интервью, которые все же она давала различным газетам и журналам, Эсте рассказывала, что шикарного образования у нее не было, учеба прошла в школе по соседству с родительским домом.
Она практически никогда не обращалась ни к кому за помощью с самого начала своей деятельности. «Об успехе я не мечтала, я успех зарабатываю», — говорила она. Она сама себя вывела из ничем не примечательного района Нью-Йорка в аристократический круг титулованных особ, и только ее собственные энергия, деловая хватка, коммерческие и деловые способности позволили Эсте создать фирму, которая в настоящее время оценивается приблизительно в 1,9 миллиарда долларов.
По мере роста фирмы ее муж тоже приобщился к бизнесу. Хотя и без особого удовольствия, он сопровождал ее на различные приемы и вечера, помогая сблизиться с представителями деловых кругов и войти в высшие слои общества.
В дела фирмы постепенно вовлекалась вся семья. Старший сын — Леонард (ему сейчас 55 лет) уже пятнадцатилетним юношей запечатывал конверты с объявлениями. Через год родители, отправляясь на отдых во Флориду, решили на месяц оставить на него бизнес. И что же! Он достойно справился с обязанностями. «Я был вполне компетентным руководителем и знал не меньше, чем любой из сотрудников фирмы», — вспоминает он.
Правда, намеченному плану не суждено было пока свершиться: будущий президент заболел ветрянкой. По окончании Уортонской школы бизнеса и службы на флоте 25-летний Леонард вернулся домой. Его жена стала работать на фирме через два года в должности секретарши. Клиентов она просила подождать у телефона, а затем отвечала, изменив голос, чтобы создать впечатление больших масштабов крошечной фирмы.
А в 1966 году, когда в компании появился Рональд, его старший брат уже утвердился в роли наследника семейного дела. Бывшие сотрудники фирмы рассказывают, что братья не ладили между собой. Леонард признается, что работать вместе им было нелегко. Рональд покинул фирму, но как бывший посол США в Австрии помогал расширению сферы деятельности «Эсте Лаудер Инк» за границей. Леонард желал бы утвердиться в роли руководителя компании. Ведь Эсте проводит все меньше времени в штаб-квартире компании на Пятой авеню.
Трудности смены руководства вызваны тем, что судьба компании неразрывно связана с именем Эсте. В автобиографической книге она приписала себе львиную долю успеха в деле создания фирмы. Однако сегодня она охотно позволяет блистать своему сыну. В интервью госпожа Лаудер, скромно улыбаясь, говорит, что Леонард прекрасно справляется со своим делом. Среди сотрудников фирмы Лаудеру удалось заслужить уважение, но покупатели, подходя к прилавкам косметическим магазинов, попрежнему думают о его матери. Чтобы «смена караула» прошла безболезненно, Леонарду придется еще много сделать как в области разработок новой продукции, так и в привлечении более молодых покупателей. И тогда ему, возможно, удастся добиться еще большего личного успеха и выйти из тени, отбрасываемой его знаменитой матерью.
Для Эсте Лаудер особенно памятны те времена, когда она, еще молодая девушка, наблюдала за магическими действиями своего дяди Джона. Химик по профессии, фантазер и экспериментатор по жизни, он приготавливал дома бархатный крем с освежающим сладким запахом. Баночки этого «волшебного» состава она носила в местные косметические магазины, где предлагала его парикмахершам и их клиентам.
Лаудер с шуткой вспоминает случай, Эсте Лаудер когда одна женщина резко отказалась от покупки. «Я не стала предлагать ей мою маску для лица или увлажняющий крем. Но где бы она сегодня ни была, я уверена, что кожа ее выглядит ужасно». Зато купившим что-нибудь Эсте великодушно дарила баночку другого пробного крема. «Меня предупреждали, что я не добьюсь успеха, если буду раздавать свою косметику». Теперь же стало очевидным, методика Лаудер — подарок с покупкой — новая эра в коммерческой практике. С небольших заказов в фешенебельных магазинах Нью-Йорка началось триумфальное «наступление» новой фирмы на парфюмерный и косметический рынок. В универмаги и специализированные отделы стали поступать целые букеты товаров, пользующихся большим спросом уже более 20 лет: душистое масло для приема ванн — «роса молодости»; косметика для мужчин — «Арамис»; полный ассортимент товаров с пониженным содержанием аллергенов для молодых женщин — «Клиник»; стабильный набор продукции для работающих женщин среднего возраста — «Прескриптивс».
В конце 1989 года в Москве на улице Горького (Тверской) открылся парфюмерный магазин американской фирмы «Эсте Лаудер» Последние достижения в области косметики и парфюмерии, квалифицированные продавцы-консультанты, признанный во всем мире авторитет — вот что такое «Эсте Лаудер», знаменитая парфюмерная и косметическая династия.
КОППОЛА
Знаменитая семья американских актеров и режиссеров, возглавляемая «крестным отцом» Голливуда Фрэнсисом Фордом Копполой. Одна из самых обширных голливудских династий.
Фрэнсис Форд Коппола. Этот человек страшно не любит, когда его называют «великим режиссером». Пять заслуженно полученных им статуэток «Оскара» он выбросил в окно собственными руками.
Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в городе Детройт, штат Мичиган. Его отец — композитор Кармине Коппола (впоследствии совместно с Нино Рота написал музыку к фильму своего сына «Крестный отец-ІІ») и мать-актриса мечтали, что сын станет инженером. Им не хотелось, чтобы сын связывал свою жизнь и карьеру с призрачным миром искусства.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, Фрэнсис заболел полиомиелитом и на полтора года оказался прикованным к постели. Долгие месяцы борьбы с болезнью, мучительная изоляция, ужасное ощущение одиночества, невозможность играть во дворе со сверстниками в футбол или в теннис — все это оставило у Фрэнсиса ощущение болезненности и неудовлетворенности от своего детства.
Во время учебы в школе он поступил в драмкружок, но всего лишь осветителем. Он постоянно возился с техникой, прожекторами, в своей комнате устроил практически настоящую киностудию.
Однажды он случайно забрел в кино и попал на фильм Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“». Молодой человек был потрясен тем, что увидел: на немой кинопленке мелькали черно-белые кадры, но ему казалось, что с экрана в зал доносятся винтовочные залпы, крики погибающих людей. С того времени Коппола «заболел» кино. Он купил шестнадцатимиллиметровую кинокамеру и вместе с ней отправился прямиком в Лос-Анджелес на кинофакультет Калифорнийского университета осваивать секреты киномастерства.
Поначалу будущему создателю культовых «Апокалипсиса наших дней» и «Крестного отца» довелось работать ассистентом режиссера у знаменитого короля ужасов Роджера Кормана. Ему пришлось побывать и в роли звукооператора, и сценариста, казалось, что он навечно обречен на роль помощника. Но однажды Коппола показал своему боссу страничку текста, сказав, что это часть готового сценария фильма ужасов. Корману текст понравился, и он сразу выдал Фрэнсису чек на 20 тысяч долларов. На одном дыхании Коппола за одну ночь написал весь сценарий, а сам фильм, получивший название «Безумие-13», он снял всего за полторы недели.
На съемках, проходивших в Ирландии, Фрэнсис познакомился с художником по костюмам фильма Элинор Нил. Его сразу покорил спокойный, мягкий характер девушки, и их совместная жизнь продолжается до сих пор. Уже в 1965 году она родила ему первенца Джанкарло.
Надо сказать, что в Голливуде того времени фильмы стремились превратить прежде всего в коммерческий проект. Фрэнсису страшно не хотелось подчиняться общим правилам. Но что делать? Надо было кормить семью, и Коппола начал писать сценарии и снимать кассовое кино. Именно эти фильмы, сделанные на заказ, сделали его знаменитым во всем мире. За сценарий к фильму «Паттон» Фрэнсис Форд Коппола получил своего первого «Оскара». Ему был всего тридцать один год.
Фрэнсис, завершив свою работу, уехал в Париж, и самый большой успех в своей жизни встретил именно там. Через два года, когда он снимал продолжение картины, для Копполы уже были готовы сделать все, что угодно. И он пользовался этим. Например, по его указанию одну из центральных улиц Нью-Йорка для съемок города 50-х годов вымостили булыжником, сняли все кондиционеры, провода, рекламные вывески.
Труды не пропали даром. «Крестный отец» — пример очень редкого в истории кино случая, когда продолжение оказалось ничуть не хуже самого первого фильма. За вышедший в 1974 году фильм «Крестный отец-ІІ» Коппола получил огромное количество премий: «Оскар» — как лучший фильм года за режиссуру (а также значилась в номинации на премию «Золотой глобус»). Отец режиссера Кармине Коппола также получает своего «Оскара» за музыку, написанную в соавторстве со знаменитым итальянским композитором Нино Рота. Не остались обиженными и исполнители главных ролей, которые тоже получили свои награды: Аль Пачино, чья актерская звезда взошла именно после этого фильма (картина попала в номинацию на «Оскар»), кроме того, он получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль, а Роберт Де Ниро претендовал на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Теперь Коппола мог позволить себе снимать все, что только пожелает, выполняя все свои самые сокровенные мечты. И в 1979 году он приступил к работе над фильмом «Апокалипсис наших дней» по роману Джозефа Конрада «Сердце тьмы».
Коппола решил сделать киноленту на больную для американцев тему — о вьетнамской войне, обо всех ее ужасах без всяких прикрас. Снимать решили на Филиппинах, очень похожих на вьетнамские джунгли. Все 238 съемочных дней были кошмарными для всей группы, и особенно для режиссера, заложившего имущество собственной компании. Когда картина была снята уже наполовину, исполнитель главной роли капитана Бенджамина Уилларда, Мартин Шин, свалился с инфарктом. Деннис Хоппер в течение всего фильма постоянно принимал наркотики и путал текст. Марлон Брандо, приглашенный на роль полковника Куртца, оказался страшно растолстевшим, да к тому же не выучил роль. Снимать его пришлось в полутьме, да и то только лицо. Для показа Брандо в полный рост пришлось пригласить дублера. Кроме того, на соседних островах вспыхнул мятеж. Вертолеты со съемок эпизодов улетали прямо на подавление восстания. Вдобавок ко всему Коппола никак не мог придумать концовку сюжета, и группа ждала и не могла дождаться, когда же окончится весь этот кошмар.
Фильм «Апокалипсис наших дней», как лучший фильм года, был отмечен «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском кинофестивале и номинирован на «Оскар», а сам Коппола за режиссерскую работу получил «Золотой глобус» и номинировался на «Оскар».
Жена Копполы Элинор тоже привезла со съемок свой фильм — хронику о том, что творилось «по ту сторону камеры», под названием «Сердце тьмы: Апокалипсис режиссера», за которую получила премию Международной ассоциации документального кино.
Следующая картина Копполы — «Клуб Коттон» (1984) — значился в номинации на «Оскара» за монтаж и работу художника. За пятьдесят миллионов долларов Коппола снял рассказ о нью-йоркском клубе, где работали и отдыхали гангстеры, бутлегеры и музыканты. На протяжении 80—90-х годов он сделал множество фильмов: «От всего сердца», «Сад камней» (1987), «Дракула Брэма Стокера» (1992) и др.
Фрэнсис Форд Коппола всегда стремился задействовать в своих проектах как можно больше членов своей собственной семьи. В 1990 году он решил продолжить съемки знаменитой гангстерской эпопеи, в которой продолжается рассказ о делах итальянской мафиозной «семьи» дона Корлеоне. И Коппола делает заключительную часть «Крестный отец-ІІІ», в которой сыграли его дочь София, сын Роман, родная сестра Талия Шайр и племянник Николае Кейдж. Этот фильм опять получил номинацию на «Оскар» за лучший фильм года и за режиссуру, а также попал в номинацию на «Золотой глобус».
Вообще-то дебют его дочери Софии состоялся еще в 1972 году, когда ей было всего несколько месяцев: она появилась в первой части «Крестного отца» в сцене крестин ребенка Корлеоне. Сегодня можно сказать, что София пошла по стопам своего отца. Дизайнер, актриса, в 1999 году она привезла на Каннский кинофестиваль свой собственный режиссерский дебют — картину «Самоубийства девственниц».
Племянник Френсиса Форда Копполы Николае Кейдж появлялся в его картинах неоднократно: в драме 1983 года «Боевая рыбка», в 1984 году — в «Клубе Коттон». Николае Коппола (настоящее его имя — Николае Ким Коппола) родился 7 января 1964 года в пригороде Лос-Анджелеса Лонг Бич (Калифорния) в семье профессора Августа Копполы и хореографа Джой Фогельзанг. Большую часть детства он провел без матери, которая страдала хронической депрессией и часто лежала в больнице. Будущий актер и два его старших брата росли под неусыпным контролем отца, который старался привить мальчикам любовь к прекрасному — искусству, литературе и конечно же кинематографу. Лето семья проводила у дяди Фрэнсиса в его поместье «Нибаум-Коппола» в долине Напа под Сан-Франциско.
В 15 лет Николае поступил в летнюю школу при городском театре «American Conservatory Theater» в Сан-Франциско. Вернувшись в ЛосАнджелес, он экстерном сдал экзамены и получил аттестат об окончании средней школы в Беверли Хиллз на год раньше своих ровесников. Пару лет Николае Коппола снимался в различных телесериалах. И только в 1982 году он дебютировал в полнометражной комедии «Веселые времена в школе Риджмонт». В этом своем первом фильме Николае снялся в эпизодической роли американского обывателя.
Николасу не было еще и двадцати лет, а он уже был весьма известен публике. О нем ходила масса слухов, и именно это, а не его роли делало его исключительно популярным. Например, говорили, что для фильма «Птичка» он без анестезии выдирал себе зубы. В фильме «Поцелуй вампира» Кейдж съел живого таракана и не поморщился. В одной из сцен ему нужно было съесть сырое яйцо, но у актера появилась другая идея: «А почему бы не таракана?» Николае боялся насекомых и таким вот необычным способом надеялся одновременно и расправиться со своим страхом, и пощекотать нервы зрителю. Режиссер дал согласие и отснял целых два дубля. Кейдж съел двух тараканов. Как говорил он впоследствии, страх не прошел, но кошмары снились. После выхода этой карти ны Николае в интервью для MTV долго уверял публику, что в его повседневном меню тараканы отсутствуют.
Молодому актеру не нравилось, что его фамилия наводила всех на мысль о родстве с создателем «Крестного отца» и «Апокалипсиса наших дней». И Николае меняет фамилию Коппола на Кейдж. Комедия «Провинциалка» (1983) — первый фильм, в котором Николае Коппола стал Николасом Кейджем.
Однако он не отказался от предложений играть в картинах своего дяди. В 1986 году Николае Кейдж снова снялся в фильме Френсиса Копполы «Пегги Сью выходит замуж», где его партнершей стала Кетлин Тёрнер.
Критики и режиссеры не раз отмечали его способность менять не только голос, но и внешность. Это качество, по-видимому, и объясняет тот факт, что какое-то время зрители не могли запомнить Николаев. Тем не менее Шер и братья Коэны страстно желали заполучить молодого актера в свои картины. В 1987 году на американский экран вышло два фильма — «Забастовка на луне» и «Поднимающаяся Аризона». Обе картины закрепили успех Кейджа. А «Поцелуй вампира» (1990) и «Медовый месяц в Вегасе» (1992) просто подтвердили наличие огромного актерского потенциала у молодого человека.
К 1994 году Николае Кейдж получал примерно по 4 миллиона долларов за каждый фильм. А затем наступил звездный час актера. Когда режиссер Майк Фигис предложил ему сняться в малобюджетной картине «Покидая Лас-Вегас», актер согласился и не ошибся. Роль склонного к самоубийству алкоголика принесла Николасу Кейджу премию «Оскар» как лучшему актеру 1995 года.
Когда Джессика Ландж объявила обладателем «Оскара» в номинации «Лучший актер» Николаев Кейджа, тот вышел на сцену и произнес с большим волнением несколько слов и фразу «Я тебя люблю», относящуюся к своему сыну Уэстону от бывшей подруги Кристины Фултон. Уэстон родился в том же 1995 году, и в этом же году, 8 апреля, Кейдж женился на актрисе Патриции Аркетт.
Из последних работ Кейджа нельзя не отметить картины «Скала», «Воздушная тюрьма», «Глаз змеи», «Без лица» и «Город ангелов».
Николае имеет дома в Малибу, Германии, Сан-Франциско и ЛосАнджелесе. Дома у него живет ящерица по имени Доктор Шин.
ДЖЕКСОНЫ
Джексоны — американская музыкальная династия, в которой родился легендарный «король поп-музыки» Майкл Джексон.
В обычном негритянском семействе Джексонов было девять детей, когда глава семьи Джозеф решил организовать из своих малышей ансамбль под названием «Джексон-5». В состав группы сперва вошло четверо старших братьев. Майкла, который был седьмым ребенком, поначалу включили в группу как экзотический элемент. Но вскоре у пятилетнего малыша обнаружились незаурядные музыкальные способности. Юное дарование и вывело семейный ансамбль из разряда местных знаменитостей на, профессиональный путь — к первому серьезному контракту. Между 1969 и 1971 гг. группа выпустила шесть песен, ставших хитами, среди которых знаменитые композиции «I Want You Back» и «АВС». В течение всех 70-х годов группа оставалась неутомимой машиной по созданию хитов.
Майкл Джексон родился в городке Гэри, штат Индиана. Он вошел в шоу-бизнес в том возрасте, когда большинство детей еще «ходят под стол пешком». Когда в 1971 году его первая отдельная композиция «I'll Be There» вышла в хит-парадах на 4-е место, всем стало ясно: на музыкальном небосклоне появилась новая суперзвезда. К тридцати годам он достиг потрясающих коммерческих и творческих высот: многомиллионные продажи альбомов, музыкальные видеоклипы по всем телеканалам и всеобщее признание его музыкального гения. При всем при том, «король поп-музыки» во многих отношениях стал жертвой собственного успеха. Кажется, что Джексона преследует его детство, которого толком и не было, и вместе с тем ненасытная жажда развлечений.
Подросшего Майкла постепенно перестала удовлетворять популярность в группе, и вскоре он сделал свои первые самостоятельные шаги.
Продолжая работать с братьями, Джексон записал несколько песен, ставших хитами («Rockin Robin» и «Ben»), и выпустил свой первый альбом. В 1976 году он вместе с группой «Jackson-5» подписал контракт со студией «Epic». В конце 70-х Джексон первый раз появился в кинематографе, снявшись вместе со знаменитой певицей Дайаной Росс в афро-американской версии старого фильма «Волшебник из страны Оз» («The Wizard of Oz»).
Картина не имела особого успеха, но состоялось знакомство Джексона с легендарным продюсером Куинси Джонсом.
Джонс и Джексон стали вместе работать над следующим альбомом молодого певца под названием «Off the Wall» (1979), который вывел певца из разряда детских звездочек в разряд взрослых суперзвезд. Мгновенно было распродано около 10 миллионов копий. Критика встретила альбом восторженно, объявив «Off the Wall» шедевром современной звукозаписи. А в 1982 году певец превзошел самого себя, выпустив небольшой альбом «Thriller». Было продано более 40 миллионов копий этого альбома, и рекорд этот не побит до сих пор. Совместная работа с Куинси Джонсом принесла 8 наград «Грэмми» и единодушное признание критики. Танцевально-музыкальные композиции «Billie Jean», «Beat It» и «Thriller» покорили зрителей. В «горячую десятку» входило рекордное для одного альбома количество песен — шесть, начиная от дуэта с Полом Маккартни «The Girl Is Mine» в ноябре 1982 года и заканчивая знаменитым «Thriller» в феврале 1984 года. Телевизионная сеть MTV поддерживала популярность этого альбома с помощью видеоклипов, обеспечивая их постоянный показ. Летом 1984 года Джексон достиг зенита славы, когда организовал со своими братьями совместный тур, названный «Тур Победы».
И хотя следующие альбомы Майкла «Bad» (1987) и «Dangerous» (1991) все еще продавались миллионными тиражами и возглавляли хит-парады, ажиотаж уже начал спадать. Зрительский интерес вернулся после того, как Джексон объявил о намерении выпустить видеоклип на композицию «Black and White» из альбома «Dangerous». В прессе много об этом писали, публика ждала его с нетерпением, но последние кадры, где Джексон в буйстве разбивает машину молотком, отвратили зрителей от певца. А песня «It don't matter if you're black or white» вызвала некоторую иронию, так как после пластических операций и косметических процедур Майкл перестал походить на чернокожего.
Восторги зрителей поутихли не только из-за часто меняющейся внешности певца, но и от его причуд и пристрастий. В страхе перед микробами Майкл не снимал на публике перчаток и закрывал лицо, в своем доме он держал гроб и возвел алтарь в честь Элизабет Тейлор. Видели его исключительно в окружении детей. Все это стало вызывать неприятные разговоры и недвусмысленные домыслы. В 1993 году Майкл Джексон дал интервью самой популярной ведущей Америки Опре Уинфри, в котором рассказал, что изменение внешности произошло из-за дефектов пигментации кожи и что он перенес всего лишь две пластические операции. Еще он поведал о своем сказочном проживании на ранчо «Neverland» в парке развлечений в окрестностях Лос-Анджелеса (он сравнил это с жизнью Питера Пэна) и о своей личной жизни, назвав своей девушкой актрису Брук Шилдс. Но в конце 1993 года он снова привлекает пристальное внимание публики. Тринадцатилетний мальчик обвинил Джексона, всегда гордившегося своим отношением к детям, в сексуальных домогательствах во время его ночевки в «Neverland». Это обвинение так сразило Майкла, что ему пришлось прервать свой тур. В результате он потерял рекламный контракт с фирмой «Pepsi» и нанес непоправимый урон своей репутации.
Джексон за 20 миллионов долларов договорился с родителями мальчика, и в 1994 году дело было закрыто.
В мае 1994 года Джексон неожиданно для всех на тайной церемонии в Доминиканской Республике сочетался браком с Лайзой Марией Пресли, дочерью Элвиса Пресли. Это событие вызвало различную реакцию: одни увидели в этом шаге попытку защитить свою репутацию, другие нашли этот союз двух выдающихся музыкальных семей трогательным. Во всех интервью Майкл и Лайза настаивали на том, что у них настоящий брак и они любят друг друга. Но вместе они были всего лишь 18 месяцев. Во время совместного проживания с Лайзой Джексон выпустил двойной альбом «HIStory» (1995), куда вместе с новыми композициями включил и старые. Альбом вызвал восторженное признание старых песен и весьма скупые оценки по поводу новых. Несмотря на то что альбом вошел в первую десятку, по прежним стандартам Джексона продажа альбома шла плохо.
В конце 1996 года Джексон женился на Деборе Роу, ассистентке его дерматолога. Бракосочетание состоялось в Австралии. Спустя три месяца Роу родила Майкла Джексона-Младшего.
Знаменитая американская актерская династия Миннелли — Гарленд. Для нас самое популярное имя из этой известной династии — Лайза Миннелли, которая блистательно сыграла роль певички Салли Боулз в знакомом всем фильме Боба Фосса «Кабаре». Но у Лайзы были не менее известные в свое время родители — актриса Джуди Гарленд и кинорежиссер Винсент Миннелли, и нельзя что-либо рассказать о ней, предварительно не упомянув их хотя бы вкратце.
Джуди Гарленд. Любимица публики, в 1940 году вошедшая в десятку наиболее популярных актрис Америки. Ее настоящее имя и фамилия — Фрэнсис Этель Гамм. Джуди в буквальном смысле слова выросла в Голливуде, а киномагнат Луис Мейер исполнял при ней роль приемного отца. И воспитание это не было легким, а дальнейшая жизнь актрисы стала классическим примером судьбы артиста, взращенного шоу-бизнесом.
Рожденная в артистической среде, она дебютировала в два с половиной года в водевильном шоу «Детишки Гамм», где уже тогда выделялась среди своих сестер талантливым исполнением знаменитой песенки «Колокола джунглей». Амбициозная мать Джуди упорно продвигала своих детей в кино и в конце концов все-таки добилась, чтобы их просмотрели на студии «Metro-Goldvin-Maier». По легенде, Джуди — вернее, тогда еще Фрэнсис — не успели ни переодеть, ни причесать; но именно естественность и непринужденность девочки и привлекла Луиса Мейера, подписавшего с ней контракт без кинопроб, — единственный случай за всю историю компании. Так в 1935 году «MGM» «удочерила» 13-летнюю Гарленд.
Отныне студия взяла ответственность за ее жизнь, судьбу, образование.
Вначале она покорила искушенную аудиторию голливудских кинематографистов, исполнив на праздновании дня рождения Кларка Гейбла песенку «Вы заставляете меня вас любить», а затем и простых американцев в сериале «Семья Гарди», где ее партнером был Микки Руни и, конечно же сыграв незабываемую Дороти в сказочном фильме «Волшебник из страны Оз» (1939 г.). Нам этот образ больше знаком по русскому «пересказу» как Элли из «Волшебника Изумрудного города».
Обаятельная, живая, непосредственная, с приятным, чуть хрипловатым голосом, со своеобразной эмоциональной манерой пения, во многом копируемой дочерью — Лайзой Миннелли, Гарленд была очень хороша в музыкальных комедиях и мелодрамах типа «Бродвейская мелодия», «Пойте все», «Любовь находит дебютантку», «Встретимся в Сент-Луисе», «Для меня и моей девушки», «Летние гастроли» и многих других. Она считалась одной из самых остроумных актрис Голливуда.
Из милого, непосредственного, шаловливого ребенка Гарленд постепенно превращалась в девушку «американской мечты». Большой она так и не выросла, детскими остались до конца ее недолгой жизни и ясные карие глаза, с изумлением и обидой взиравшие на не очень-то добрый по отношению к ней мир и так контрастирующие с вывернутыми чувственными губами. Жесточайший контроль со стороны киностудии за каждым ее шагом не позволил Джуди по-настоящему сформироваться как личности. Она не только не имела права выбора фильмов, в которых принимала участие, «MGM» также диктовала актрисе, с кем дружить, встречаться, кого любить. Совершенно случайно Гарленд обнаружила, что единственная подруга, с которой она снимала квартиру, была нанята студией. Даже мать девушки докладывала (доносила) Мейеру обо всем, связанном с дочерью. А первый ее брак, не одобренный студией, был вскоре расторгнут.
И Гарленд не успела оглянуться, как ее ежедневный рацион стала составлять целая груда таблеток: для работоспособности, для сна, для похудания, для поддержания бодрости духа… Зависимость от лекарств, которых требовалось все больше и больше, в конечном счете не могла не привести ее к зависимости от наркотиков. С Джуди было связано слишком много проблем: опоздания, болезни, долговременные пребывания в больницах, злоупотребление транквилизаторами, нервные срывы. В 1951 году «MGM» разрывает контракт. В этом же несчастливом для нее году Джуди разводится и со своим вторым мужем, отцом Лайзы, режиссером Винсентом Миннелли.
Отвергнутая кинематографом, Гарленд стала выступать с концертами в Карнеги-Холл и лондонском Палладиуме. Но ни эмоционально, ни физически создать новой карьеры уже не смогла, ибо «MGM» вытянула из нее все силы и возможности. И неудивительно, что одна из последних работ Джуди в кино оказалась связанной с трагедией. Свидетельница на «Нюрнбергском процессе» С. Крамера (1961 г.) — потерянная, жалкая и одновременно мужественная женщина, прошедшая через ад нацизма, запомнилась всем. Несомненно, маленькой Дороти, побывавшей в волшебной стране Оз, единственной девочке, получившей специального «Оскара» за лучшее исполнение женской роли, пришлось пройти долгий путь, чтобы на закате своей кинокарьеры так сыграть эту роль. И смерть актрисы, не прожившей и года в ее последнем, пятом, браке со служащим дискотеки, от случайной передозировки снотворного в Лондоне в 1969 году стала трагическим комментарием к деятельности Голливуда, превратившего в жертву одно из собственных творений.
Вторым мужем Гарленд и отцом их общей дочери — актрисы-певицы Лайзы Миннелли — был Винсент Миннелли, известный американский кинорежиссер. Во всем мире он известен как классик музыкального кино.
России, увы, он знаком только как папа Лайзы Миннелли. Родился Винсент в начале века в семье чикагского дирижера. Фильм «Хижина в небесах» открыл ему дорогу в профессиональный кинематограф. С тех пор он один из виднейших режиссеров Голливуда. О его разносторонности ходили легенды, он мог работать на съемках двух фильмов разных жанров одновременно.
Так что неудивительно, что съемочная площадка для Лайзы, дочери знаменитой кинозвезды Джуди Гарленд и режиссера Винсента Миннелли, стала привычной средой обитания. Уже в три года — в 1949 году— мать впервые привела ее на съемки фильма «Чудесным летом». В семь лет малышка танцевала на сцене нью-йоркского театра, пока мама Джуди пела в «Лебедушке». В тринадцать она уже участвовала в телепередаче вместе с самим Джином Келли. В семнадцать — пела с Гарленд в Лондоне. Тут уж было не до учебы. Поступив в Сорбонну, шестнадцатилетняя Лайза ушла оттуда через несколько месяцев.
Еще до того, как девочка начала ходить, мать попала в больницу с психическим расстройством. Постоянная нервозность кинозвезды, мгновенная смена настроений не могли не сказаться на ребенке. В облике худой, нервной, подвижной (как ею не стать при такой-то жизни!) девушки поражали «глаза клоуна с разбитым сердцем» — огромные, печальные, удивительно выразительные.
Лайза уже по праву рождения в богатой актерской семье могла бы претендовать на счастливое, безоблачное детство. Но оно таковым, увы, не оказалось. И судьба и природа как бы предуготовили Лайзе карьеру актрисы. Но тот же рок, что преследовал мать, часто вмешивался и в жизнь дочери. В 1963 году Лайза должна была дебютировать в главной роли в спектакле «Лучшую ногу вперед», однако перед самой премьерой как раз эту часть тела и сломала. Но песню «Вы созданы для любви» она успела записать на пластинку, которая разошлась тиражом более полумиллиона экземпляров.
Очень даже неплохо для начинающей семнадцатилетней певицы! Недаром впоследствии французы окрестили ее «маленькая Эдит Пиаф».
Два года спустя Лайза все-таки покорила Бродвей мюзиклом «Флора, красная угроза» и получила высшую театральную премию «Тони». Много выступала с концертными программами в самых модных ночных клубах. 1968 год знаменовал начало сразу двух этапов в жизни уже приобретшей известность певицы: первое появление на экране во второстепенной драматической роли в «Чарли Бабблзе» и замужество. Она стала женой молодого австралийского певца Питера Аллена. В этом же году, отказавшись от роли в бродвейском мюзикле «Обещания, обещания», Лайза исполнила в фильме А. Пакулы «Бесплодная кукушка» грустную историю нелепой, взлохмаченной студентки Пуки Адаме, терпящей поражение в любви. Лайза играла столь выразительно и самозабвенно, что в 1969 году была выдвинута на премию «Оскар». Накануне торжественной церемонии присуждения премий снова вмешалась судьба, и Лайза явилась туда с гипсом — сломала плечо. Муки оказались напрасными: награду отдали другой.
Три месяца спустя разразилась настоящая трагедия. Джуди Гарленд умерла от слишком большой дозы снотворного, и дочери пришлось не только ее хоронить, но и платить многочисленные долги. Волнения этих месяцев отразились в фильме О. Преминджера «Скажи, что ты любишь меня, Джуди Мун», где Лайза сыграла роль несчастной девушки, которой ревнивый поклонник плеснул серной кислотой в лицо.
Настоящий успех пришел к Лайзе лишь в 1972 году, после того как в известном нам фильме Боба Фосса «Кабаре» Миннелли сыграла Салли Боулз — кабаретную певичку в Берлине начала 30-х годов. Изломанная и в то же время пластичная фигурка в экстравагантных нарядах, с зелеными ногтями на тонких пальцах, чуть хрипловатый голос, незабываемая манера исполнения шлягеров, среди которых на первом месте — знаменитые «Деньги, деньги, деньги», удивительно органичное сочетание лживости с искренностью… Все это без какой-либо нарочитой пародийности способствовало показу зарождения фашизма в редком для искусства аспекте: его китчевом эстетическом безобразии. Целый букет премий стал заслуженной наградой актрисе — «Оскар», «Золотой глобус», премия Британской киноакадемии. И в том же столь счастливом для нее году она получила «Эмми» за лучшее телевизионное представление «Лайза через З».
После развода с Алленом она вышла замуж за кинопродюсера и режиссера Джека Хейли-младшего, у которого комментировала фильм «Вот это развлечение!» — монтаж отрывков из знаменитых музыкальных картин прошлых лет, где было много фрагментов и с участием Джуди Гарленд.
Следующие почти двадцать лет оказались не слишком удачными для редкой по своему таланту актрисы, в чем-то скопировавшей судьбу матери. Мало снималась, повторяя уже найденное. Картины с ее участием можно пересчитать по пальцам: романтический мюзикл «Нью-Йорк, НьюЙорк»; комедии «Артур» и «Артур II»; эпизодическое появление в фильмах «Немое кино» и «Вот это танец». Лайза выступала в основном в ночных клубах. Много пила, меняла любовников (среди которых числились такие известные лица, как Роберт Де Ниро, Михаил Барышников, Питер Селлерс) и мужей. Третьим из них был скульптор Марк Геро, четвертым — некий Билли Стритч, на 13 лет ее моложе.
В 1987 году Миннелли сыграла в знакомом нам фильме «Полицейский по найму» Дж. Лондона. Как и всегда, она была смешна и убедительна в роли нелепой встрепанной проститутки, ковыляющей на слишком высоких каблуках, драматичным было ее перерождение под влиянием любви. Одна из последних работ Лайзы — фильм «Начиная танцевать»(1991).
Известно, что в последние годы она много болела, перенесла несколько операций на ногах (ей вживляли искусственные стержни), а летом 2000 года пережила седьмой инсульт. Ее тело давно устало от болезней, но ее неутомимая душа никак не находит успокоения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1991.
2. Аксаков С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука. М.: «Художественная литература», 1982.
3. Аксельрод А., Филлис Ч. Диктаторы и тираны. В 2 т. Смоленск: «Русич», 1997.
4. Андреев А. Р. Строгановы. XIV–XX века. М.: «Белый волк», 2000.
5. АнисовЛ. Третьяков. М.: ИнтерДиалект; АМТ, 1998.
6. Античная литература. Учебник для педагогических институтов / Под ред. проф. Тахо-Годи А.А. М.: «Просвещение», 1973.
7. Ахматова А.А. Сочинения. В 2 т. М.: «Художественная литература», 1990.
8. Безелянский Ю. Две жизни Ольги Чеховой // В журн. «Cosmopolitan», сентябрь, 1998.
9. Безрукова Д. Третьяков и история создания его галереи. М.: «Просвещение», 1970.
10. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке //В журн.: «Смена», №№ 5, 8, 1994.
11. Бенуа А. Мои воспоминания. В 2-х тт. М.: «Наука», 1993.
12. Бердников Г. А.П. Чехов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
13. Бер-Тамоева С. Кавалерист-девица. В журн. «Cosmopolitan», сентябрь, 1996.
14. Богатые мира сего. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
15. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 26. М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1977.
16. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая российская энциклопедия», 1998.
17. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М.: «Наука», 1971.
18. Бродский Б. Свидетели старинного века. М.: «Детская литература», 1978.
19. Брокгауз — Ефрон. Хронология всеобщей и русской истории: 9-е прил. к журн. «Вестник и Библиотека Самообразования» за сент. 1905 г., СПб. / Сост. В.Л. Ранцов. М: РИА «Аргумент», Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 1995.
20. Буромеев В.П. Всемирная история в лицах: XIX–XX века. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
21. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Новое время. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
22. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
23. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М.: «Музыка», 1982.
24. Вейдер Б., Хэпгуд Д. Кто убил Наполеона? Свердловск: «Уральский рабочий», 1993.
60. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. В 2 т. СПб.: НИЦ «Альфа», 1993.
61. Кармона М. Мария Медичи. Ростов-на-дону: «Феникс», 1998.
62. Кассиль Л. Сергей Михалков. М.: Детгиз, 1954.
63. Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце. Ростов-на-Дону: «Феникс»; Харьков: «Фолио», 1997.
64. Киреев Р. Анна Ахматова: «Моя судьба быть его женой» // В журн. «Домашний очаг», февраль, 1999.
65. Клула И. Борджиа. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
66. Клула И. Екатерина Медичи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
67. Колчина И. В гостях у Аполлинария Васнецова УУ В журн. «Работница», июнь, 1997.
68. Кони Ф. Фридрих Великий. Ростов-на-Дону: «Феникс»; М.: «Зевс», 1997.
69. Красовская В. История русского балета. Л.: «Искусство», 1978.
70. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина. В 2-х тт. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
71. Ксенофонт. Киропедия. М.: «Наука», 1976.
72. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М.: «Просвещение», 1984.
73. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. Мн.: «Народная асвеста», 1989.
74. Кшесинская М. Воспоминания. Смоленск: «Русич», 1998.
75. Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. / Под ред. Д.К. Бурлака. СПб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1995.
76. Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. М.: «Прогресс», 1971.
77. Лозинский С.Г. История папства. М.: Изд-во политической литературы, 1986.
78. Лотман Герберт Р. Ротшильды — короли банкиров. Мн.: «ИнтерДайджест»; Смоленск: ТОО «Эхо», 1997.
79. Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
80. Макаров С.М. Советская клоунада. М.: «Искусство», 1986.
81. Малая Советская энциклопедия. М.: государственное научное издво «Большая советская энциклопедия», 1960.
82. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV. М.: «Правда», 1988.
83. Манн Г. Зрелые годы короля Генриха IV. М.: «Правда», 1989.
84. Мейлих С. Иоганн Штраус. Л.: «Музыка», 1975.
85. Мень А. История религии. Т.6.
86. Монестье А. Легендарные миллиардеры. СПб.: «Академический проект», 1996.
87. Морозов С.А. Бах Иоганн Себастьян. М.: «Молодая гвардия», 1975.
88. Морозов С.Т. Дед умер молодым. М.: «ТЕРРА», Издательский дом «Экономическая газета», 1996.
89. Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. М.: «Книга», 1989.
91. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М.: «Правда», 1989.
92. Ненарокомова И. Почетный гражданин Москвы. М.: «Молодая гвардия»,1978.
93. Носов А. Маргарита Серебряного века//В журн. «Cosmopolitan», ноябрь,1998.
94. Озерский В. Правители России. Династия Рюриковичей. Армавир, 1995.
95. Пастон Э. Василий Поленов. М.: «Слово», 1998.
96. Пикуль В. Нечистая сила. М.: «Современник», 1993.
97. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. М.: «Правда», 1990.
98. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. М.: «Правда», 1987.
99. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М.: «Независимая газета», 1997.
100. Порватов А., Рутковская С. Савва Великолепный //В журн.: «Театральная жизнь», № 5, 1990.
101. Проверь свои знания: Энциклопедия. В 10 т. Т. 7. Д.: «Сталкер», 1997.
102. Прохоровы: Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799–1915 гг. / Сост. П.Н. Терентьев. М.: «ТЕРРА»; Издательский дом «Экономическая газета», 1996.
103. Радзинский Э. Сочинения. В 7 т. T.I. М.: «Вагриус», 1998.
149. Энциклопедический музыкальный словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1966.
150. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: «Педагогика», 1989.
151. Энциклопедия «Америка». М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация,1998.
152. Яковлев Н.Н. Преступившие грань. — М.: «Международные отношения», 1970.
[1]Полное имя: Каэм-Уазэт, «Появляющийся в Фивах».
[2]От «бармак» — наследственный верховный жрец.
[3]По другой транскрипции Асока Пиядаси.
[4]По преданию, угрызения совести пробудило в Ашоке мужество монахабуддиста Упагупты, попавшего в плен. Сначала монах немного смутился, представ пред очи самого царя. Он не знал, какие слова подобрать, чтобы пронять монарха, но собравшись с мыслями, он сказал: «Великий царь! Если сама земля со всеми горами подвергнется разрушению, то что и говорить о твоем царствовании! Великий царь! Стоит об этом подумать».
[5]Он получил свое прозвище из-за любимого военного плаща — короткой туники (кельтского или германского происхождения).
[6]Невестой Ричарда долгое время считалась Алиса Вексенская, сестра французского короля Но этот брак так никогда и не состоялся Дело в том, что, когда невеста прибыла ко двору Генриха II, король положил на нее глаз и достаточно скоро стал ее любовником В результате этой связи родился мальчик, о дальнейшей судьбе которого история умалчивает Вследствие этого обстоятельства Ричард наотрез отказался жениться на ней Кроме того, важной для Ричарда была и его личная неприязнь к будущему шурину, французскому королю Филиппу (и это несмотря на то, что поначалу отношения между ними были весьма дружескими, они даже ели из одной тарелки и спали в одной постели — что дало повод некоторым историкам говорить об их гомосексуальной связи).
[7]Это стало необходимо в связи с тем, что в отсутствие Ричарда Иоанн очень неумело и неумно распорядился землями, ему не принадлежавшими.
[8]Византийцев.
[9]В конце XIV века, а именно 20 сентября 1378 года, кардиналы, взбунтовавшиеся против папы Урбана VI, избрали антипапу — Роберта Женевского, который взял имя Климента VII и возвратил папский престол в Авиньон.
[10]Конклав — собрание кардиналов после смерти папы, имеющее целью выбор нового папы.
[11]У папы Иннокентия VIII, к примеру, было 12 незаконнорожденных детей.
[12]Согласно традиции, жены, покинутые мужьями, обязаны были удалиться в монастырь.
[13]Слово «курфюрст» в переводе со старонемецкого значит «избирать». Императора избирали на сеймах — собрании немецких князей-курфюрстов.
[14]Реформация (от латинского «reformatio» — преобразование) — широкое общественное движение в XVI веке, принявшее форму борьбы против католической церкви Началась в Германии с выступления Мартина Лютера
[15]Комунерос (исп. comuneros, от comuna — община) — восстание городов Кастилии в 1520–1522 гг против абсолютизма. В битве при Вильяларе (1521) повстанцы были разгромлены, в 1522 году прекратили сопротивление. Правительственные репрессии продолжались до 1526 года.
[16]«Армада» по-испански — флот, эскадра.
[17]Регент — в монархических государствах лицо, временно осуществляющее полномочия правителя страны в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха (от латинского «regens» — правящий).
[18]Жакерия — восстание 1358 года. «Жак-Простак» — прозвище, данное крестьянину французскими дворянами
[19]Герцогами (немецкое Herzog) еще в древних германских племенах называли избранных военных вождей племени. С конца средних веков— один из высших дворянских титулов, герцоги были самыми главными после короля знатными вельможами
[20]Дофином (dauphin) во Франции с середины XIV века называли наследника престола. Этот титул произошел от названия французской провинции Дофине, которая со времен Карла V традиционно принадлежала старшему сыну короля.
[21]Интересный факт: после смерти своей жены Элеоноры Кастильской Эдуард I приказал воздвигнуть «кресты Элеоноры» на месте каждой остановки погребальной процессии на пути из Ноттингемшира в Лондон.
[22]Гугенот — «товарищ по клятве».
[23]«Фронда» («fronde») в переводе с французского значит «праща». Фрондерами в Париже называли уличных мальчишек, которые, прячась по придорожным канавам, швыряли с помощью пращи камни в полицейских
[24]Был снесен в начале 90-х годов XIX века.
[25]Фонд братьев Рокфеллер — это управляемое братьями благотворительное учреждение, занимающееся преимущественно финансированием большого числа медицинских, научных, культурно-просветительных и тому подобных учреждений.
[26]Радзинский Э. Сочинения. В 7 т. T.I. M.: «Вагриус», 1998. С. 34.
[27]Это название навевает прямые ассоциации с первыми словами британского гимна: «Рул, Британия», то есть «Правь, Британия».