Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трехгорная мануфактура



 

Прохоровы — известная в России XIX века династия, представители которой занимались ситценабивным промыслом. Прохоровы первыми в России основали ремесленное фабричное училище, они же первыми из фабрикантов завели для своих рабочих лечебницу и богадельни.

Во время русско-турецкой войны на фабрике Прохоровых был устроен лазарет для раненых.

Продукция Прозоровских фабрик, отличавшаяся качеством и оригинальностью, неоднократно удостаивалась золотых и серебряных медалей на различных выставках в России и за рубежом (в Париже, Антверпене, Чикаго). Более того, им пять раз было даровано право изображения государственного герба.

Знаменитая впоследствии Трехгорная мануфактура была основана в июле 1799 года Василием Ивановичем Прохоровым и Федором Ивановичем Резановым.

Василий Иванович был сыном «Ивана Прохоровича сына Прохорова», принадлежавшего к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой лавры. Иван Прохорович по делам часто бывал в Москве и как человек предприимчивый попробовал торговать кустарными изделиями Троице-Сергиева посада. В 1764 году, когда у монастырей были отобраны вотчины, он освободился от крепостной зависимости и вместе с семьей переехал в Москву. Чем он занимался в белокаменной, неизвестно. Известно только, что его сын Василий был определен приказчиком к старообрядцу, занимавшемуся пивоварением.

В 1771 году Василий Иванович тяжело заболел во время моровой язвы, и его отправили на излечение к старообрядцам на Рогожское кладбище, где он завел полезные знакомства среди купцов и перешел в раскол.

Возможно, новые знакомые помогли Василию Ивановичу открыть свое дело — пивоварню, а 3 ноября 1784 года Василий Иванович приписался в московские купцы.

В жизни Василий Иванович был человеком мягким, добродушным и необыкновенно религиозным. Много внимания он уделял чтению книг, особенно богословского, религиозно-нравственного и мистического содержания, любил рассказывать о прочитанном и поучать в вопросах религии и нравственности.

Будучи уже зрелым человеком (41–42 года), он женился на семнадцатилетней Екатерине Никифоровне Мокеевой, дочери московского купца.

Екатерина Никифоровна прониклась его убеждениями и взглядами на жизнь, много времени посвящала молитве, чтению житий святых и пению псалмов. Она никогда не сидела без дела, всю себя отдавала детям, а их было десять душ: две падчерицы, четыре сына и четыре дочери. Кроме того, она воспитывала и нескольких девочек из дальних родственниц.

Пивоварение противоречило мировоззрениям старообрядцев, поэтому Василий Иванович присматривался и к другим занятиям. Поэтому, когда Ф.И. Резанов предложил открыть ситценабивную фабрику, Василий Иванович согласился. Прохоров внес в дело деньги, а Резанов — знания. Чтобы упрочить отношения, Василий Иванович выдал за Резанова одну из своих родственниц.

Свою деятельность предприниматели начали в наемных фабричных помещениях на Трех горах за речкой Пресней. Ситценабивное дело было новым для России, поэтому пришлось набирать заграничных специалистов и обучать рабочих всем специальностям. Под наблюдением Василия Ивановича велись постройки, заготовка строительных материалов и дров, ремонт зданий, расчеты с рабочими.

Чтобы не зависеть от других фабрик или мастерских, Прохоров и Резанов при своей фабрике имели не только набивочные станки и красильню, но и подготовительные отделения: отбельную, резную, рисовальню.

В 1803 году, когда стало понятно, что новое дело прочно, Прохоров ликвидировал пивоварню и переехал на Пресню.

В 1810 году Резанов открыл собственную бумагопрядильную фабрику, а в 1812 году компаньоны разделились.

Когда в Москву вошли французы, Василий Иванович отправил своего сына Тимофея в Рязанскую губернию с частью товара, а сам вместе со старшим сыном остался охранять от грабежа и пожара фабрику и имущество.

Раздел фабрики, нашествие французов привели Василия Ивановича чуть ли не к банкротству. Совершенно незнакомый с технической стороной предприятия, он не мог руководить фабрикой. Старший сын его, Иван, имел другую специальность и тоже не мог заниматься этим делом, и поэтому ведение всех дел фабрики было поручено второму сыну Василия Ивановича, Тимофею, которому было тогда всего-то шестнадцать лет.

Несмотря на молодость, Тимофей Васильевич к тому времени уже был знаком с «секретами» составления красок и даже имел некоторый опыт ведения ситценабивного дела.

Ограниченный материально, Тимофей Васильевич вынужден был пойти на поклон к другим купцам. Ему поверили, помогли, и вскоре начали поступать заказы, число которых быстро увеличивалось, одновременно расширялась и фабрика.

Для успеха Трехгорной мануфактуры главным было то, что после нашествия французов все ситценабивные фабрики в Москве были разрушены, и у Прохоровых не осталось конкурентов, а качество товара выделялось как чистотой отделки, так и красотой и оригинальностью рисунка.

Дела на фабрике шли великолепно, за два года производство увеличилось в десять раз, когда в 1815 году после продолжительной болезни умер Василий Иванович, завещав фабрику жене и детям в нераздельную собственность. Дело продолжал Тимофей Васильевич, в торговых делах ему помогал Иван Васильевич. В 1816–1817 годах была открыта ткацкая фабрика для выработки собственных широких тканей. Успех платков, шалей, покрывал и шлафроков был так велик, что Прохоровы вынуждены были существенно снизить производство ситцев и расширять бумаготкацкое дело.

Тимофей Васильевич стремился к знаниям, он много читал, приглашал к себе преподавателей по разным предметам, особенное внимание уделяя химии. Подумал он и о других: в 1816 году Тимофеем Васильевичем была основана фабрично-ремесленная школа. Учебный процесс делился на два этапа: часть дня дети обучались различным специальностям в мастерских, а часть дня проводили в школе, где преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, черчение и рисование узоров. Тимофей Васильевич ежедневно посещал школу и следил за тем, как дети относятся к учебе.

К 1820 году Тимофею Васильевичу стали активно помогать младшие братья, Яков и Константин, ставшие специалистами.

Весной 1832 года Тимофей Васильевич отправился в поездку по Германии с целью получить необходимые сведения о технической стороне мануфактурного дела в Европе и по вопросам образования. Он объехал все центры мануфактурного производства. Во время этой поездки он особенное внимание уделял изучению народного образования в Германии и укрепился в мысли посвятить себя делу технического образования в России.

Вернувшись в Россию, Тимофей Васильевич решил отделиться от братьев и заняться своим делом. Для этого он купил дом на Швивой горке, где организовал фабрику-школу. Его деятельность на этом поприще было замечена императором и принесла Тимофею Васильевичу звание мануфактур-советника.

«Для улучшения народной нравственности» Тимофей Васильевич организовал фабричный театр, в котором выступали ученики. Он следил за подготовкой актеров, а Екатерина Никифоровна шила костюмы для них. Продолжателем своего дела он хотел видеть своего единственного сына Александра, но тому помешала крайняя слабость здоровья. А после смерти жены Тимофей Васильевич совсем пал духом.

Руководство предприятием Прохоровых полностью перешло в руки братьев Якова Васильевича, Ивана Васильевича и Константина Васильевича.

Иван Васильевич заведовал ткацким делом, управлял фабричным хозяйством, то есть наблюдал за жизнью рабочих, занимался приобретением топлива, строительных материалов и вообще строительством.

Первый раз Иван Васильевич женился в 1831 году на Евдокии Григорьевне Авариной, подарившей, ему сына Василия. Он вел патриархальный образ жизни и ежегодно посещал святые места: Троице-Сергиеву лавру, Киев, Воронеж. В общении был кроток и миролюбив, боялся всяких общественных выступлений.

Константин Васильевич отвечал за техническую сторону предприятия. Он в деталях знал все особенности производства и всегда мог предъявить мастерам точные и обоснованные требования или претензии, если замечал дефекты на товаре.

Он получил домашнее образование, был искусен в различных ремеслах: умел шить башмаки, платья для кукол своих сестер, хорошо рисовал.

Он был чрезвычайно религиозен и по нескольку раз в год посещал всевозможные обители: Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских, Тихона Задонского и др.

В 1848 году, заразившись холерой, Иван Васильевич умер в Воронеже. После его смерти ткацкое дело на Прохоровской фабрике надолго ушло на второй план.

Сын Ивана Васильевича, Василий, большую часть времени уделял спорту и светским развлечениям, чем торговле на украинских и Нижегородской ярмарках.

Константин Васильевич состоял действительным членом Российского общества садоводства, почетным членом Императорского общества сельского хозяйства, членом Миссионерского общества.

В 1838 году он женился на Елизавете Афанасьевне Шелапутиной, которая родила ему сыновей — Василия, Николая и Сергея (умер ребенком), второй его женой стала Пелагея Николаевна Троилина, родившая сына Константина. Всем сыновьям Константин Васильевич дал хорошее домашнее образование, приглашая к ним иностранок-гувернанток и учителей гимназии, кроме того, он отправлял их в путешествия за границу, чтобы они могли учиться и поработать на лучших фабриках и заводах в Германии и Эльзасе.

В 1848–1849 годах Василий Константинович, которому было всего 18 лет, был уже заведующим ситценабивной фабрикой. У него могло бы быть большое будущее на этом поприще, но в 1854 году он умер от холеры, а в 1857 году умер Николай Васильевич. Потеряв двух взрослых сыновей, Константин Васильевич все больше стал удаляться от дел и предаваться религии.

Яков Васильевич занимался торговлей. И у него это хорошо получалось, т. к. он был человеком общительным и обаятельным.

Как и другие братья, Яков Васильевич был дважды женат, от первого брака у него было три дочери, а от второго — две дочери и два сына, Иван и Алексей. Он не был так религиозен, как старшие братья, вел более светский образ жизни.

Для обучения детей иностранным языкам он приглашал иностранок-гувернанток, и даже «учители танцевальный и фортепианный».

Своего сына, Ивана Яковлевича, отец рано начал приучать к фабричному и торговому делу. Особенно много времени Иван Яковлевич уделял работе в лаборатории и занятиям теоретической и прикладной химией.

Так как дядя Константин Васильевич из-за нервного расстройства не мог заниматься делами, а физическое здоровье Якова Васильевича все более и более ухудшалось, единственным хозяином на фабрике остался двадцатидвухлетний Иван Яковлевич, помощником которому был определен несовершеннолетний Константин Константинович.

После смерти отца (1858) Иван Яковлевич стал полновластным хозяином фабрики. Он решительно реорганизовал производство, пойдя по пути расширения и развития фабрики. Несмотря на всеобщий застой в промышленности тех лет, дела фабрики шли удовлетворительно до 1863 года, когда все-таки пришлось совсем остановить производство и распустить рабочих.

В это тяжелое время пришлось работать по чужим заказам, например, выполнять заказ Т.С. Морозова, у которого сгорела фабрика в Твери.

Работать было тяжело, поэтому Иван Яковлевич надеялся на помощь Константина Константиновича, но брат готовил ему сюрприз: женившись на Параскеве Герасимовне Хлудовой, он охладел к делам Трехгорной фабрики и занимался предприятиями тестя. Понимая, что сын ведет себя не совсем честно по отношению к семейному бизнесу, Константин Васильевич решил передать все дела Ивану Яковлевичу.

К этому времени Иван Яковлевич имел уже большой опыт работы и мог справиться с любыми трудностями.

Он продолжал исполнять заказы, что позволило избежать неприятностей в 1872–1875 годах — период промышленного застоя. Одновременно он реконструировал фабрику. Чтобы облегчить управление фабрикой и защитить ее от возможного безвластия, Иван Яковлевич решил создать «Товарищество Трехгорной мануфактуры», взяв в пайщики жену, брата и двух старых служащих.

На первом собрании пайщиков он был избран директором-распорядителем, а ведение всех дел было возложено на Алексея Яковлевича.

В 1877 году «Товарищество» сделало два серьезных приобретения: были куплены ситценабивная и красильная фабрика М.К. Балашовой и фабрика Игнатова в Серпухове. Вторая покупка была вынужденной: в ночь с 22 на 23 декабря сгорели все фабричные корпуса, расположенные по берегу Москвы-реки, пришлось подыскивать оборудованную фабрику.

Наладив производство на серпуховской фабрике, Иван Яковлевич занялся разработкой проекта ситценабивной фабрики в Москве. По проекту, сырой товар, поступив на фабрику, постепенно переходя из одной мастерской в другую, должен был выйти в совершенно готовых изделиях.

Строительство фабрики было уже почти закончено, когда 23 октября 1881 года в возрасте 45 лет внезапно скончался Иван Яковлевич Прохоров. После его смерти Алексей Яковлевич передал руководство всеми коммерческими и техническими делами племянникам, Сергею Ивановичу и Николаю Ивановичу.

Сергей Иванович закончил естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, а Николай Иванович — юридический факультет.

Для изучения преимуществ красильного и ситценабивного дела Сергей Иванович поступает в школу химиков в Мюльгаузене, затем посещает лучшие фабрики этого города.

Уже в 1882 году он основал на своей фабрике научную химико-аналитическую лабораторию, где вскоре был получен канарин — совершенно новый краситель.

Чтобы расширить производство, было решено возродить бумаготкацкое дело и заняться бумагопрядением.

Сергей Иванович взял на себя техническую сторону производства, все силы отдавая работе. С утра до вечера он находился на фабрике, знал всех рабочих не только в лицо, но и поименно.

Николай Иванович занялся коммерческой стороной дела, постепенно преобразовав торговлю. Теперь товарами «Товарищества» торговали не только в центре России, склады и магазины стали появляться и на окраинах страны, и даже в Персии.

Согласно семейной традиции, Прохоровы поддерживали образование в фабрично-ремесленном училище. В 1898 году при училище были открыты вечерние и воскресные классы для женщин, а в 1884 году по инициативе С. И. Прохорова были открыты классы оркестровой музыки.

Продолжая семейную традицию, Прохоровы устраивали бесплатные народные спектакли, артистами выступали сами рабочие. В репертуаре были пьесы Островского, Гоголя, Писемского, Аверкиева.

В 1899 году, 41 года от роду, умер Сергей Иванович. Он был членом Московского отделения «Совета Торговли и Мануфактур», членом присутствий по фабричным делам, членом советов училищ Александровского коммерческого, Строгановского и Практической академии, руководителем «Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности».

После его смерти сиротами остались три сына и три дочери, младшей из которых было всего два года.

После смерти Сергея Ивановича директором-распорядителем и председателем правления стал Николай Иванович.

Николай Иванович состоял почетным попечителем Мануфактурнотехнического училища, членом Учетного ссудного комитета по торговопромышленному кредиту в Московской конторе Государственного банка, членом от Биржи в общем присутствии Московской Казенной палаты по дополнительному промысловому налогу, членом московского отделения «Совета Торговли и Мануфактур», в течение нескольких лет был председателем 1-го Пресненского отделения Городского попечительства о бедных, состоял членом совета общины сестер милосердия во имя св. Апостола Павла.

Николай Иванович был женат на Татьяне Григорьевне Полуэктовой, у них было восемь детей: пять сыновей и три дочери.

24 августа 1912 года со всем своим потомством Николай Иванович Прохоров был высочайше возведен в потомственные дворяне. Развивалось бы семейное дело и дальше, но в 1918 году предприятия Прохоровых были национализированы.

 

ШТРАУСЫ

 

 

Венские композиторы

 

История семьи Штраусов представляет собой веху в развитии музыки XIX века. Они были известны как музыканты и композиторы. Все Штраусы сочиняли вальсы, а Иоганн Штраус-сын даже носил титул «короля вальсов». Их личная жизнь не всегда складывалась счастливо, но, возможно, именно это обстоятельство и помогло им раскрыться в музыке.

В конце XVIII века Микаэл Штраус переехал из Будапешта в пригород Вены Леопольдштадт.

Его сын Франц Боргиас был трактирщиком, и заведение, которым он владел на Флосгассе, 7, называлось «У святого Флориана».

Франц Боргиас был женат на Барбаре Доллман, доброй женщине, благодаря которой в семье царили мир и согласие. Барбара умерла, когда 0Х сыну Иоганну было четыре года. Еще через восемь лет мальчик остался сиротой: труп франца Боргиаса нашли в Дунае. Опекуном Иоганна и его старшей сестры Эрнестины стал Антон Миллер.

Иоганн Штраус с детства мечтал стать музыкантом: он водил палочкой по дощечке, делая вид, что играет на скрипке, в трактире отца он любил сидеть рядом с оркестром, внимательно следя за игрой музыкантов.

Несмотря на склонность Иоганна к музыке, его отдали на обучение переплетчику. Но Штраус все равно находил время для игры на скрипке, которой его обучал друг семьи скрипач Помешанский.

Вскоре Иоганн Штраус вместе с другими музыкантами — Лайнером и братьями Драханек — создал группу, которая со временем превратилась в оркестр. Этот музыкальный коллектив вскоре стал пользоваться популярностью у владельцев танцевальных залов. Однако между Лайнером и Штраусом возникли разногласия, и оркестр разделился на два самостоятельным коллектива. С разделом оркестра поклонники музыкантов разделились на ланнеровцев и штраусовцев. Вражда между музыкантами дошла до того, что однажды Штраус и Ланнер подрались во время концерта.

Вскоре после этого инцидента Иоганн Штраус женился на дочери владельца ресторана «У пылающего петуха» Анне Штрейм. Это была красивая стройная брюнетка, страстно любившая танцы и отлично игравшая на гитаре. Медовый месяц молодые провели в деревне, а потом вернулись в Вену, где Иоганну предложили контракт на шесть лет в театре. Одновременно музыкант-самоучка брал уроки контрапункта, гармонии, оркестровки и т. д.

Эти уроки дали возможность Штраусу написать вальсы, покорившие Вену: «Филомелы», «Лорелея», «Сесилия», «Демоны». Всего он написал 251 произведение.

В 1834 году Иоганн Штраус давал концерты в Берлине. Здесь его заметил российский император Николай I и пригласил на гастроли в Петербург.

Капелла Штрауса много гастролировала по Германии: в Аусбурге, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне и по соседним Бельгии, Голландии, Франции, Англии. За два месяца гастролей они дали 93 концерта, что совершенно обессилело маэстро. Несколько месяцев Иоганн Штраус провел в постели. Болезнь совершенно расстроила его финансовые дела, к тому же вращаясь среди знати, он приобрел привычку сорить деньгами. Поэтому еще не совсем оправившись, он был вынужден вернуться к работе. Венцы тепло приняли поправившегося Штрауса, но при императорском дворе предпочитали музыку других композиторов.

Вскоре после возвращения на сцену Иоганн Штраус увлекся одно из своих поклонниц — Эмилией Трамбурги — и оставил ради нее семью, которой было трое сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — и дочь.

Старший сын Иоганна Штрауса занимался музыкой втайне от отца, т. к. отец хотел, чтобы он занялся коммерцией. Несмотря на материальные трудности, Иоганн Штраус-младший создал собственный оркестр. Отец всеми силами противодействовал стремлениям сына.

Первый концерт Штрауса-сына состоялся 15 октября 1844 года в казино Долгмейра. Он стал событием в музыкальной жизни Вены. Несмотря на то, что первые вальсы Иоганна-младшего («Молодые венцы», «Песни гор», «Сангвиники») почти не отличались от вальсов его отца, он покорил Вену.

Отношения между отцом и сыном были весьма прохладными до тех пор, пока в день рождения отца Иоганн Штраус с утра пораньше не поздравил его исполнением одного из лучших произведений отца «Дунайские песни» под его окнами.

Вскоре после этого Иоганн Штраус-сын отправился на гастроли по Венфии, Трансильвании, Сербии, Валахии, Молдове.

Когда во Франции началась революция, Иоганн вместе с братом Йозефом записался в революционную Национальную гвардию, они стали рядовыми солдатами.

Стоя в карауле на площади Кармелитов, Иоганн Штраус написал самый популярный марш восставших — «Венскую Марсельезу». Потом он написал еще вальсы «Песни баррикад», «Песни борьбы», польку «Вздохи лигуров».

После поражения восстания за участие в революции Иоганн Штраус был отлучен от императорского двора.

Иоганн Штраус-отец выступал против революции и из-за этого потерял популярность в Вене.

Оставшись без работы, он заболел лихорадкой. Его гражданская жена Эмилия, забрав своих детей, сбежала от него. Вскоре он заболел скарлатиной и умер 25 сентября 1849 года в полном одиночестве.

Иоганн Штраус-сын продолжил дело отца. Он с успехом исполнял свои вальсы и вальсы отца, давал по нескольку концертов в день и в то же время еще и сочинял музыку. Такая интенсивная работа подорвала его силы, и он отправился на лечение в горы.

Летом 1858 года Иоганн Штраус, получивший ангажемент в России, встретился с дочерью русского генерала Василия Николаевича Смирнитского Ольгой, искусной пианисткой и композитором (она писала романсы). Когда Ольга сообщила родителям о своей любви к Штраусу, ее мать устроила композитору скандал, потребовав оставить ее дочь и вернуть ее письма. Но Ольга и Иоганн еще несколько раз встречались. Однако после смерти брата она объявила, что не может ослушаться родителей, и навсегда разорвала отношения.

Пережив эту трагедию, Иоганн Штраус женился на вдове Генриетте Трефц, которая была на семь лет старше него. Генриетта имела привлекательную внешность и отлично пела. В молодости у нее было несколько бурных романов, в память о которых остались две дочери и сын. Женившись на ней, Иоганн обрел тихую пристань.

В отсутствие Иоганна делами капеллы занялся брат Йозеф. Йозеф не был профессиональным музыкантом. Он закончил политехнический институт и работал проектировщиком в городской управе, потом был инженером на ткацкой фабрике.

Музыкой он занимался только в свободное время. Но тем не менее он был талантливым композитором и прославился вальсами, в которых воспевал природу родного края: «Лесная фея», «Воспоминания из дальних стран», «Ласточки австрийских сел». Некотрые произведения, в том числе и «Польку пиццикато», он писал вместе с Иоганном.

Сначала Йозеф не хотел заниматься оркестром, но Иоганн много гастролировал, и в конце концов он уговорил Йозефа, и впоследствии управление делами оркестра полностью перешло в его руки.

Когда Йозеф тоже стал выступать и гастролировать, он, в свою очередь, обратился к младшему брату Эдуарду. Эдуард был красавцем и интеллектуалом, щедро одаренным талантом. Он получил классическое образование, знал греческий и латынь, получил основательное музыкальное образование.

Эдуард проявил себя как способный дирижер и удачливый администратор: он легко улаживал проблемы с музыкантами, антрепренерами, владельцами залов и издателями нот. Братья часто выступали и гастролировали втроем, и вскоре их стали воспринимать как одного человека.

В конце 1860-х— начале 1870-х годов творчество Иоганна Штрауса достигло своего высшего расцвета. За ним утвердился титул единоличного короля вальсов. Примерно в это же время он начинает сочинять оперетты. 10 февраля 1871 года состоялась премьера его первой оперетты «Идиго, или Сорок разбойников».

Начало 1870-х было и временем личных потерь для Иоганна Штрауса. Сначала умерла мать.

Однажды на концерте в Варшаве один из скрипачей сфальшивил, из-за него весь оркестр сбился с ритма. Йозеф так расстроился, что его хватил удар, он упал в оркестровую яму и получил сотрясение мозга. Родные перевезли его в Вену, но лечение не дало результатов: в 1870 году он умер.

Отношения с женой, разница в возрасте с которой становилась все более заметной, ухудшались. К тому же Штраусу сильно досаждал его пасынок Иетти, вытягивавший все деньги у матери. Не выдержав, он запретил юноше появляться в их доме. Иетти в ответ на это забросал мать письмами с угрозами. И однажды, получив такое письмо, она умерла от сердечного приступа.

Чтобы отвлечься, Иоганн Штраус решил уехать в Италию. В этой стране он встретил немецкую певицу Ангелику Дитрих и женился на ней. Но Ангелика вскоре оставила короля вальсов, уехав с его другом Штейнером.

Боль от этой потери Штраус заглушал работой. Успехом пользовались его оперетты «Кружевной платок королевы» и «Веселая война», «Ночь в Венеции». Среди лучших его произведений оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон» и др.

В начале 1880-х годов Иоганн увлекся молодой вдовой своего приятеля и однофамильца Адель Штраус. Он хотел на ней жениться, но католическая церковь запретила ему венчаться, т. к. Ангелика все еще оставалась его женой. Тогда Штраус перешел в протестантизм, отказался от австрийского гражданства и уехал в Кобург-Готт. Адель была ему верной подругой жизни, доброй и чуткой женой. Последние годы жизни Иоганн Штраус наконец-то смог прожить в полном покое и согласии. Он умер 3 июня 1899 года.

После смерти обоих братьев Эдуард, ожесточенный их успехом, решил сжечь их рукописи. Договорившись с владельцем фаянсового завода о сожжении макулатуры в печах для обжига глины, он лично сопроводил подводу, нагруженную бумагами. Когда, смекнувший в чем дело, заводчик попытался спасти хотя бы часть наследия Штраусов, Эдуард стал с остервенением бросать листы с подписями Иоганна и Йозефа Штраусов в печь и следил за огнем, пока не сгорела последняя страничка.

 

АКСАКОВЫ

 

 

Писатели-патриоты

 

Писатели Аксаковы происходили из древнего дворянского рода и прославились своей любовью к Родине, которая проявлялась как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях, будь то стихотворения или повести, серьезное научное исследование или газетная передовица.

Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе, а его отец вместе с семьей и крестьянами перебрался в Оренбургскую губернию из Симбирской и обосновался в имении Новое Аксакове.

У Тимофея Степановича было двое детей — дочь и сын Сергей. Сережа поступил в Казанскую гимназию в 1801 году, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет.

В университете у Сергея Тимофеевича обнаружился интерес к литературе и он попробовал сочинять сам. Его первые стихотворные произведения были напечатаны в студенческом журнале. В 1807 году С. Аксакова приняли в «Общество вольных упражнений в российской словесности» при университете. Увлекался он и театром, принимал участие в студенческих спектаклях, а попав на спектакли гастролировавшего в Казани П.А. Плавилыцикова, он просто «заболел» театром.

Приехав в 1808 году в Петербург, Сергей Тимофеевич поступил на службу в комиссию по составлению законов. Но его интересы сосредоточивались на литературе и театре — и в этом кругу молодой Аксаков быстро завел обширные знакомства. В это же время в столице состоялся его литературный дебют: журнал «Русский вестник» напечатал басню С. Аксакова «Три канарейки». Занимался он и переводами: «Школа мужей» Ж.-Б. Мольера, «Филоктет» Софокла по французскому переводу Лагарпа.

В 1816 году Сергей Тимофеевич женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери суворовского генерала, и его семья стала быстро расти: сын Константин, дочь Вера, еще сыновья — Григорий и Иван. Всего у Аксаковых было десять детей. Родители уделяли большое внимание их воспитанию, отношения в семье все были очень теплыми, а атмосфера пропитана духовностью и любознательностью.

Весной 1821 года С.Т. Аксакова избрали в действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском университете. С 1826 года Аксаковы стали постоянно жить в Москве.

Сергей Тимофеевич устроился цензором в Московском цензурном комитете. Во времена реакции требования к его работе были очень высокими, и избежать ошибок было невозможно. Так, в 1832 году разразился скандал из-за пропущенной Сергеем Тимофеевичем книжки И. В. Проташинского «Двенадцать спящих будочников». Дело дошло до царя, и Николай I отстранил Аксакова от цензорской должности.

С 1833 года бывший цензор стал инспектором Константиновского землемерного училища, при преобразовании которого в Межевой институт он стал его первым директором (1835–1838).

Но по-прежнему круг интересов Аксакова составляли литература и театр. В доме установился день дружеских встреч друзей, так называемые «аксаковские субботы», на которых бывали М.Н. Загоскин и А.И. Писарев, М.П. Погодин и Н.И. Надеждин, М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, М.Г. Павлов. Бывал у Аксаковых и Н.В. Гоголь.

Вершиной раннего творчества С.Т. Аксакова стала небольшая повесть «Буран», в которой наметилась характерная для писателя манера описания переживаний человека через его восприятие природы, переданное в биографическом аспекте.

Появлявшиеся впоследствии книги развивали мастерство писателя. Огромный успех имели «Записки об уженье рыбы» (1847), побудившие автора написать «Записки ружейного охотника Оренбургской области» (1849).

Пятидесятые годы стали для Сергея Тимофеевича тяжелым испытанием. Он болезненно пережил смерть Гоголя. Болью в его сердце отозвалось и поражение русских войск в Восточной войне 1853–1855 гг. Но несмотря на все огорчения и потери, Сергей Тимофеевич упорно работает, и в период с 1856 по 1858 г. выходят книги, с которыми, он, собственно, и вошел в историю литературы: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Литературные и театральные воспоминания». Кроме художественных и литературных достоинств они обладают ценностью и как исторические документы.

В последний год жизни С.Т. Аксакова увидели свет «Собирание бабочек» и «Встречи с мартинистами». Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве в ночь на 30 апреля 1859 года. Особенно тяжело переживал смерть отца старший сын, Константин Сергеевич, который на нервной почве даже заболел чахоткой.

Константин Сергеевич, как и отец, рано почувствовал позыв к творчеству. Свои первые стихи он написал лет в 10–12, а в 15 он уже дебютировал в печати.

В 1832–1835 гг. он учился в Московском университете на словесном отделении и входил в кружок студентов и молодежи, объединившихся вокруг Н.В. Станкевича. Уже тогда он готовился к участию в общественной деятельности. Входивший в кружок Станкевича В.Г. Белинский привлек К.С. Аксакова к сотрудничеству в газете «Молва» и журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель» и «Отечественные записки».

Это было время увлечения Константина Сергеевича немецким романтизмом, поэтикой видений, грез и тайн. Он отдал дань традиции романтиков, посетив Германию и Швейцарию в 1838 году, а вернувшись, увлеченно переводил немецких поэтов.

Жизнь Константина Сергеевича перевернули две прочитанные им статьи — «О старом и новом» А.С. Хомякова и «В ответ А.С. Хомякову» И. В. Киреевского. Аксаков забросил свои переводы и включился в полемику, став одним из идеологов славянофильства. Пропагандируя свои идеи, он даже в одежде отказался от всего, принесенного с запада — сюртуков, шляп, фраков… Он сшил себе длиннополый зипун «святославку» и головной убор «мурмолку» и отпустил бороду, считая, что она «есть часть русской одежды». Одеваясь таким образом, он стал появляться в обществе, а иногда надевал еще сапоги и красную рубаху. Общественный резонанс был огромен. Молодые люди стали наряжаться в «мурмолки» и отращивали бороды. Однако «мурмолки» царили недолго: в 1849 году правительство, напуганное революционным движением в Европе и усмотревшее во внешних проявлениях известный образ мыслей, специальным циркуляром запретило дворянам ношение бород, а с братьев Аксаковых были взяты специальные расписки, в которых они обязывались не появляться в общественных местах «в русской одежде».

У славянофилов были большие трудности с изданием своих произведений, и многие из них ходили в списках. Константин Сергеевич увидел выход в преподавательской деятельности, считая, что с кафедры он сможет донести свои идеи до общественности. Для исполнения задуманного он защитил на степень магистра русской словесности диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Но в Московском университете места на кафедре не оказалось, а от места в Киевском университете он решительно отказался, т. к. одна мысль о возможности разлуки с родителями была ему невыносима.

Чтобы иметь возможность хоть каким-то образом выразить свои мысли, обратился к русской истории и ее древнейшему периоду: «Родовое или общественное явление было „изгой“?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «О состоянии крестьян в Древней, Руси»; занимается филологическими исследованиями («О русских глаголах»).

После смерти Николая I цензура несколько ослабла, и славянофилы получили разрешение издавать журнал «Русская беседа» и газету «Молва», активным сотрудником которых стал Константин Сергеевич — Аксаков. Его публицистическая деятельность была яркой, но непродолжительной. «Русская беседа» незаметно «умерла», а «Молву» закрыли после язвительной статьи К.С. Аксакова «Опыт синонимов. Публика — народ».

Константин Сергеевич снова занялся филологией, увлеченно работая над «Опытом русской грамматики» и считал этот труд главным делом своей жизни. К сожалению, «главный труд» не был закончен, т. к. вскоре после смерти отца до того полный сил и имевший богатырско телосложение Константин Сергеевич начал таять на глазах и спустя всего полтора года умер на острове Занте. Иван Сергеевич перевез его тело в Москву, и прах Константина Сергеевича был похоронен в Москве рядом с отцом.

Иван Сергеевич Аксаков был третьим сыном Сергея Тимофеевича. Он закончил Петербургское Императорское училище правоведения, где готовили кадры для министерства юстиции, и поступил на службу в Уголовный департамент Московского сената. Он очень серьезно относился к своим обязанностям, работая по 16–17 часов в сутки. Но даже при таком каторжном труде он находил время для сочинительства (писал стихи) и исполнения сыновних обязанностей. Иван Сергеевич был преданным сыном и никогда не забывал о родителях. Даже находясь в отъезде, он каждые три дня писал им письма, в которых подробно рассказывал о том, где был, с кем встречался, что обратило на себя его внимание. Письма и стихи были как бы своеобразной отдушиной для него в рутине служебных дел.

Летом 1846 года Иван Сергеевич попытался опубликовать сборник своих произведений, но когда увидел, что сделал с его творениями цензор, понял, насколько он был наивен. В дальнейшем он печатал отдельные стихотворения в славянофильском «Московском литературном и ученом сборнике», в «Современнике». Его поэзия носила ярко выраженный гражданский характер и явилась предвозвестницей поэзии Н.А. Некрасова.

В 1849 году Ивана Сергеевича арестовали по подозрению в участии в тайном обществе, но никакого общества не обнаружили и, продержав Аксакова четыре дня под стражей, отпустили под негласный надзор полиции. Чтобы у Ивана Сергеевича не было времени и возможности славянофильствовать и осуждать столичное общество, ему нашли работу скучную и сложную: провести ревизию всего городского хозяйства Ярославской губернии, дать полное статистическое и топографическое описание недвижимого имущества и поземельной собственности, состояния служб, бюджета, промышленности, ремесел, делопроизводства и т. д. На выполнение этого задания ушло два года.

В январе 1851 года Аксаков был вынужден объясниться с министром внутренних дел по поводу своей поэмы «Бродяга», результатом которого стала отставка Ивана Сергеевича, навсегда расставшегося с государственной службой.

В 1852 году он издает первый том «Московского сборника» и отрывки из «Бродяги». Обе публикации вызвали недовольство цензуры, второй том сборника запретили, а рукопись конфисковали. Аксакову было лично государем велено представлять свои произведения в Главное управление цензуры в Петербурге, что было равносильно запрету печататься.

В 1853 году по просьбе Географического общества описать украинские ярмарки Иван Сергеевич уехал на Украину, где провел почти год.

«Исследование о торговле на украинских ярмарках» было удостоено большой медали Общества и «половинной» премии Академии наук. Во время Крымской войны, 18 февраля 1855 года, Аксаков записался в Серпуховскую дружину Московского ополчения, с которой дошел до Бессарабии, но принять участия в боевых действиях ему не довелось.

В 1857 году Иван Сергеевич поехал за границу, был в Мюнхене, Париже, Неаполе, Берне, Цюрихе. Тайно он посетил Лондон, где встретился с Герценом, и в последующие годы в герценовских изданиях появлялись статьи Ивана Сергеевича за подписью «Касьянов».

Вернувшись на родину, Иван Сергеевич издавал журнал «Русская беседа» и газету «Парус». Но журнал выходил нерегулярно, а «Парус» закрыли после выхода второго номера. В январе 1860 года Иван Сергеевич отправился в путешествие по славянским странам.

Вернувшись, он активно включился в общественную жизнь России: издает газеты «День» и «Москва», пишет для них передовицы, охватывая весь круг проблем внешней и внутренней политики правительства. Издание этих газет было нерегулярным и в конце концов прекратилось.

В 1872–1874 гг. И.С. Аксаков был председателем «Общества любителей российской словесности» при Московском университете. Он возглавлял «Московское славянское благотворительное общество», непосредственно участвовал в оказании помощи Сербии и Черногории, воевавших против Турции. С началом русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он помогал болгарским дружинам, собирал средства для приобретения и переправки им оружия.

На собрании «Московского славянского благотворительного общества» Иван Сергеевич позволил себе резко критиковать решения Берлинского конгресса и позицию на нем русской делегации, за что сам Аксаков незамедлительно был выслан из Москвы, а славянские благотворительные общества — распущены.

Вернувшись из ссылки, он издавал газету «Русь», в которой выступал как публицист и литературный критик, но сердце его не выдержало накала борьбы, и 27 января 1886 года Иван Сергеевич Аксаков скончался.

Славянские народы высоко оценили деятельность И.С. Аксакова: его именем названы улицы в Софии и Белграде.

 

ПУШКИНЫ

 

До и после Александра Сергеевича Пушкины известны с древнейших времен, их корни уходят к родословным старинных княжеских и царствовавших фамилий: Рюриковичей, Гедиминовичей, Романовых, византийских императоров, английских, греческих и польских королей. Они были любимцами царей и бывали в опале. Среди них были военные и поэты. Так или иначе, но их жизни всегда соприкасались с жизнями монархов — российских и европейских.

Род Пушкиных известен на протяжении почти всей русской истории. Его первым представителем был дружинник одного из новгородских князей по имени Ратша. Праправнук Ратши Гаврила был витязем в дружине Александра Невского. Летопись сохранила рассказ о его военных подвигах в битве со шведами на реке Неве.

Его правнук по имени Григорий получил прозвище Пушка, которое и стало основой фамилии Пушкиных. Из этой фамилии происходили многие знаменитые боярские роды России, впоследствии включенные в «Бархатную книгу» и «Государев родословец». При Иване Грозном было более ста семей из рода Пушкиных.

Более пяти тысяч Пушкиных были государственными деятелями, полководцами, окольничими, послами, думскими дворянами, воеводами и даже святыми православной церкви. Они владели огромными поместьями и были любимцами царей. Но попадали и в опалу. Когда на престол ступил молодой Петр I, Пушкины выступили против него. За участие в заговоре одного из них казнили, а другого сослали в Сибирь. С тех пор Пушкины занимали только незначительные места при дворе или служили в гвардии.

Александр Пушкин служил сержантом Преображенского полка. Он был женат на дочери графа Головина, первого кавалера Андреевского ордена и адмирала.

Сын их Лев Александрович дослужился до звания полковника, хотя и провел год в заключении за то, что после переворота, совершенного Екатериной II, он остался верен присяге, данной Петру II.

У Льва Александровича Пушкина было два сына и дочери. Из сыновей стал известным Василий Львович. Василий Львович получил прекрасное домашнее образование. Он знал французский, немецкий, итальянский и латинский языки, прекрасно знал античную, европейскую и русскую литературу. Был страстным библиофилом и театралом, участвовал в домашних спектаклях.

В 1791–1797 годах Василий Львович служил в гвардии в Измайловском полку в Петербурге. Он вышел в отставку в чине поручика и поселился в Москве вместе с женой Капитолиной Михайловной (в девичестве Вышеславцевой). Но в начале XIX века она ушла от Василия Львовича к владельцу стекольных заводов Гусь-Хрустального Ивану Акимовичу Мальцову. Пушкин не препятствовал жене и впоследствии посещал ее салон.

В 1803–1804 годах Василий Львович путешествовал по Европе, побывал во Франции и Германии, где познакомился с писателями Делилем, Сен-Пьером, Фонтаном и знаменитым трагиком Тальма.

В 1806 году он снова женился, на этот раз на купчихе А.Н. Ворожейкиной, которая родила двоих детей.

Во время нашествия Наполеона Пушкины жили в Нижнем Новгороде, но потом опять вернулись в Москву.

Василий Львович был поэтом. Уже первая его публикация — стихотворение «К камину» — имела успех. Шумную литературную славу принесла ему поэма «Опасный сосед» (1811). Из-за фривольного содержания поэму не печатали, но она широко распространилась в списках.

Самым любимым жанром В.Л. Пушкина была басня, но он писал и стихотворные сказки, дружеские послания, романсы, эпиграммы, мадригалы, был мастером писать стихи «на случай». Василий Львович много переводил европейских и античных авторов — Катулла, Тибулла, Оссиана, Лафонтена, Беранже и др. В 1830 году в Париже он перевел несколько русских стихотворений на французский язык.

Пушкин был членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, одним из учредителей Общества любителей российской словесности при Московском университете и старостой «Арзамаса». Он дружил и был близок со многими российскими литераторами: Жуковским, Вяземским, Дмитриевым, Батюшковым и др.

Брат Василия Львовича, Сергей Львович, тоже был не чужд литературным занятиям. Среди его знакомых было много писателей. Он был поклонником французских классиков и сам писал французские и русские стихи, которые были известны только знакомым и родственникам.

От имений предков в Нижегородской губернии до него дошло немногое; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Измайловском полку, а потом перешел на гражданскую службу и был статским советником в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

Сергей Львович женился на Надежде Осиповне Ржевской, внучке знаменитого арапа Петра I. Согласно легенде, арап был младшим из девятнадцати сыновей эфиопского князя. Когда ему было восемь лет, его похитили и продали на турецком базаре. Покупателем стал русский посланник, подаривший арапчонка царю, который любил всякие диковинки.

Петр I окрестил арапа, дал ему имя Абрам Петрович и сделал своим наперсником. Когда Абраму Петровичу исполнилось восемнадцать лет, Петр послал его во Францию, где тот служил в армии регента. Ганнибал вернулся в Россию в чине лейтенанта французской гвардии с разрубленной головой и больше с царем не расставался. В 1759 году Абрам Петрович стал генерал-аншефом.

Сын Абрама Петровича, Иван, тоже стал генерал-аншефом. Он отличился в битвах при Чесме и Наварине и основал город Херсон. Иван Абрамович был крестным отцом Надежды Осиповны.

Сама Надежда Осиповна отличалась капризностью, упорством и властолюбием. С детьми (Ольгой, Александром и Львом) она держалась строго, а иногда и сурово. Был случай, что она почти год не разговаривала с Александром, чтобы выразить ему свое недовольство по какому-то поводу.

Из их троих детей самым известным стал Александр Сергеевич. Он не был любимым ребенком в семье, да и вообще родители не слишком-то заботились о своих детях. Воспитание Пушкина было бессистемным.

Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на детей, в значительной степени предоставленных самим себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в село Захарове, в подмосковное имение бабушки Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал). Бабушка нанимала внуку учителей, учила его грамоте.

По протекции Василия Львовича Александра Пушкина устроили в открывшийся 19 октября 1811 года Царскосельский лицей. Обстановка в лицее способствовала развитию поэтического дара Александра, впервые сложившего рифму в восемь лет. Еще в лицейские годы он был принят в литературное общество «Арзамас».

Окончив лицей, Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Но служба не интересоваламолодого поэта. Он все чаще посещает театр и светские салоны, круг его знакомств быстро увеличивался. В 1819 году он стал членом литературно-театрального общества «Зеленая лампа», которым руководил «Союз благоденствия». Он не принимал участия в тайных организациях, но был близко знаком со многими участниками.

В эти годы он пишет поэму «Руслан и Людмила», но больше был известен своими вольнолюбивыми стихотворениями, ходившими в списках. Весной 1820 года Пушкина чуть было не сослали в Сибирь, но по ходатайству Карамзина, Чаадаева, Н.Ф. Глинки ссылка была заменена переводом по службе в Екатеринослав. По дороге Пушкин встретился с героем войны 1812 года Н.Н. Раевским и вместе с ним путешествовал по Кавказу, пока в сентябре 1820 года не прибыл к новому месту службы — в Кишинев. В этом городе он написал сатирическую поэму «Гаврилиада», поэму «Братья разбойники», начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».

В 1823 году Пушкин, по его просьбе, был переведен в Одессу. Здесь он закончил поэму «Бахчисарайский фонтан» и влюбился в графиню Е. К. Воронцову, жену своего начальника. О его влюбленности и благосклонности к нему Воронцовой вскоре поползли слухи по городу. Наместник Новороссийского края, М.С. Воронцов, почувствовав себя оскорбленным, начал притеснять поэта, загружая служебными делами. Особенно оскорбила поэта командировка для наблюдения за саранчой. Пушкин подал прошение об отставке, забыв, что на самом деле он находится в ссылке.

В 1824 году его просьбу все-таки удовлетворили, и Александр Сергеевич отправился в Михайловское под надзор отца. Пушкин-младший жестоко поругался с Пушкиным-старшим, когда тот попытался объяснить ему, что не стоит выступать против царя и правительства.

Чтобы как можно реже встречаться с родными, поэт почти все свободное время проводит в соседнем имении Тригорское в семье П.А. Осиповой-Вульф. Но несмотря на переживания, Пушкин в это время много работал. Он написал стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы», трагедию «Борис Годунов». 13 и 14 декабря 1825 года он писал шуточную поэму «Граф Нулин», еще не зная о событиях на Сенатской площади.

В сентябре 1826 года Пушкина потребовал к себе новый царь — Николай I. Опасаясь обыска, Пушкин сжег все свои бумаги, в которых он упоминал о друзьях, попавших в опалу после Декабрьского восстания.

Намекнув на возможность реформ, царь предложил поэту свое покровительство и пообещал стать его личным цензором. Пушкин согласился.

Поначалу отношения поэта и императора складывались удачно: Пушкин в надежде на перемены перестал поносить правительство, а царь предоставил ему возможность работать в архиве — поэт как раз заинтересовался историей.

Но впоследствии конфликт между ними становился все заметнее, поэту пришлось объясняться с шефом третьего отделения А.Х. Бенкендорфом. В 1828 году за Пушкиным был учрежден негласный полицейский надзор.

В эти годы выходят из печати многие его произведения. Одновременно он приступает к роману «Арап Петра Великого», продолжает писать «Евгения Онегина», в короткое время заканчивает поэму «Полтава».

Почувствовав необходимость перемен, Александр Сергеевич надумал жениться. В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной. Но попытка эта расстроилась по вине самого Пушкина.

В 1829 году Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к красавице и бесприданнице Наталье Николаевне Гончаровой, но получает отказ.

Разочарованный, Пушкин уехал на Кавказ, вопреки запрещению Николая I. Свою поездку на Кавказ Пушкин описал в «Путешествии в Арзрум». Его влекло на Кавказ желание участвовать в Турецкой войне, а также повидаться с друзьями, служившими в то время там. Возвращение Пушкина с Кавказа было принято царем с величайшим раздражением.

В апреле 1830 года Пушкин снова сделал предложение Наталье Гончаровой, и на этот раз оно было принято. Мать Натальи Николаевны потребовала от Пушкина официальное удостоверение от Бенкендорфа, что он не находится под полицейским надзором. Также ее интересовало материальное положение жениха. Чтобы обеспечить молодых, отец подарил Александру Сергеевичу к свадьбе часть своего нижегородского имения — деревню Кистеневку.

Пушкин отправился в Кистеневку, чтобы принять хозяйство. На месте он увидел, что на самом деле деревня разорена и что ожидать доходов от этого имения нельзя. Приходилось рассчитывать только на свой литературный труд. Уже на обратном пути Александр Сергеевич натолкнулся на эпидемические заслоны, поставленные в связи с распространением холеры. Он беспокоился о судьбе невесты, оставшейся в холерной Москве, но не мог к ней прорваться.

Вынужденно он почти на три месяца задержался в имении отца Болдино. Этот период его жизни и творчества получил название «Болдинской осени». За столь короткое время он написал много критических и публицистических статей, около тридцати стихотворений, закончил работу над романом «Евгений Онегин». Основная работа в Болдино заключалась в написании «Повестей Белкина». Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества.

18 февраля 1831 года Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой, а весной переехал в Петербург. Царь пожелал, чтобы Наталья Николаевна своим присутствием украшала придворные балы.

Последний период творчества Пушкина связан с работой над историческим материалом. Он пишет роман «Дубровский», записывает историю Абрама Ганнибала — «Арап Петра Великого».

Осенью 1833 года Пушкин снова приехал в Болдино. Здесь он пишет стихотворение в октавах «Осень», «Песни западных славян», заканчивает работу над «Историей Пугачева», создает поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Накануне 1834 года царь произвел своего историографа Александра Пушкина в низший придворный чин камер-юнкера. Пушкин счел себя, взрослого женатого человека и отца, оскорбленным и подал в отставку.

Но добиться немедленной отставки он не смог, т. к. жалованье историографа приносило весьма незначительный доход, а литературные труды не издавались без особого разрешения царя. К тому же поползли слухи о том, что поэт продался правительству, и его популярность резко упала — а ведь гонорар Пушкина напрямую зависел от читательского спроса.

В июле 1832 года Пушкину было разрешено издавать собственный литературный журнал — «Современник», но после выхода в свет семи его номеров стало понятно, что это предприятие убыточно, и Александр Сергеевич прекратил издание журнала.

В Петербурге вместе с Пушкиными жили две сестры Натальи Николаевны. Чтобы содержать такую большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибег к займам и залогу драгоценностей. Долг составлял 60 тысяч рублей, и ему пришлось просить помощи у царя, чем он оказался окончательно привязан ко двору. В марте 1836 года умерла мать Пушкина, оставив в наследство Михайловское.

В 1835 году молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она не противилась. При дворе ходили мерзкие сплетни. Пушкину было прислано анонимное письмо, где указывалось на измену его жены с Николаем I. Пушкин заподозрил в авторстве этого письма Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль Дантеса. Только вмешательство Жуковского предотвратило дуэль.

По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой. Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшемся в доме Идалии Полетики, ненавидевшей Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну, но вместо него вызов принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.

Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 10 февраля 1837 года он умер. Тело Пушкина было перевезено в село Михайловское и погребено у Свято горского монастыря.

У Пушкина осталось четверо малолетних детей: в мае 1832 года у Пушкиных родилась дочь Мария, в июле 1833 года — сын Александр, в 1835 году родился сын Григорий и 1836 году — дочь Наталья.

Наталья Николаевна после смерти Пушкина долгое время не выходила замуж, хотя ей постоянно делали предложения. Она выждала в надежде найти человека, который смог бы заменить отца ее детям. И нашла его в лице генерала Н.Н. Ланского.

Старшая дочь поэта родилась чрезвычайно похожей на своего отца, но со временем в ее облике стали преобладать материнские черты. От отца она переняла только заразительный смех.

Мария Александровна закончила Екатерининский институт и в 1852 году была пожалована во фрейлины, а спустя восемь лет она вышла замуж за офицера Леонида Николаевича Гартунга. Они с мужем жили в его имении под Тулой. В 1877 году Леонида Николаевича обвинили в подлоге и краже некоторых ценных бумаг. Генерал-майор не вынес позора и покончил жизнь самоубийством — застрелился в зале суда. Но суд вынес оправдательный приговор.

Детей у Гартунгов не было, замуж Мария Александровна больше не выходила, отдав все силы воспитанию племянников — детей брата Александра и своих сводных сестер Ланских.

Мария Александровна принимала активное участие в организации в Москве библиотеки имени Пушкина.

Мария Александровна единственная из детей Александра Сергеевича дожила до революции 1917 года. Советское правительство даже назначило ей персональную пенсию, но получить ее старшей дочери поэта было уже не суждено. Она умерла в 1919 году.

После смерти поэта Николай I позаботился о его сыновьях: они были записаны в пажи. Александр и Григорий учились в одной гимназии, окончили Пажеский корпус и служили в лейб-гвардии конном полку под началом своего отчима. Но потом их пути разошлись.

Александр стал командиром старейшего и прославленного 13-го гусарского Нарвского полка, вместе с которым он прошел всю русскотурецкую войну 1877–1878 годов и принимал участие в освобождении Болгарии от турецкого владычества. За личную храбрость и талант военачальника его наградили золотой георгиевской саблей с надписью «За храбрость» и орденом св. Владимира 4-й степени.

В 1890 году Александр Александрович был уже генерал-лейтенантом, а его грудь украшали многие российские и иностранные награды. В 1908 году он стал председателем Московского присутствия опекунского совета.

Александр Александрович Пушкин женился в 1858 году на дальней родственнице своего отчима Софье Александровне. В этом браке родилось одиннадцать детей, десять из которых выжили. Но Софья Александровна рано умерла — в 1875 году, и Пушкин женился еще раз, на Марии Александровне Павловой, которая родила ему еще одного сына, названного Николаем, и дочь Елену.

В 1880 году Александр Александрович многие рукописи своего отца передал в дар Румянцевскому музею в Москве. За заслуги перед русской культурой он был в 1899 году избран почетным членом московского Румянцевского музея. Умер прославленный генерал в день начала Первой мировой войны — 19 июля 1914 года.

Во время Первой мировой войны в рядах русской армии сражались девять потомков Пушкина — пять офицеров и четыре медсестры. Трое из них погибли. (Во время Великой Отечественной войны потомки Пушкина тоже принимали участие в боях, и все они остались живы.)

Григорий Александрович в чине подполковника вышел в отставку и в 1866 году поселился в Михайловском. Жизнь его проходила в делах по сохранению усадьбы, уходу за могилами предков и в общественной работе: он был почетным мировым судьей по Опочецкому уезду и присяжным заседателем Петербургского окружного суда.

В 1899 году Григорий Александрович продал имение государству и переехал жить в Литву, в имение своей жены Варвары Алексеевны Мельниковой. Там он и умер в 1905 году.

Младшая дочь поэта, Наталья, которую по-домашнему называли Ташей, была удивительно красива и умна. Замуж она вышла в первый раз в шестнадцать лет, но брак был неудачным. Полковник Михаил Дубельт оказался грубияном, страстным картежником и необузданным ревнивцем. Наталья Александровна не выдержала такой жизни и ушла от него. Несколько лет спустя она получила развод. Но еще до получения развода она, оставив детей матери и тетке Дубельта, уехала за границу и вышла там замуж за немецкого принца Николая Вильгельма Насаусского. Этот брак считался морганатическим, т. к. Наталья Александровна не принадлежала к королевской фамилии. Не помогло даже присвоение ей титула графини Меренберг. Однако этот брак оказался счастливым, у принца и графини родились две дочери — София и Александра и сын Георг.

Наталья Александровна умерла в 1913 году, а прах ее, согласно ее завещанию, был развеян над могилой принца Насаусского.

Георг Николай Меренбрг в начале XX века мог стать герцогом Люксембургским, но парламент отказал ему в этом праве на том основании, что его родители были не равного происхождения. Ему заплатили солидную компенсацию за отказ от дальнейшей борьбы за герцогство.

Георг Николай женился на светлейшей княжне Ольге Александровне Юрьевской, дочери Александра II и его морганатической супруги Екатерины Михайловны Долгорукой.

Георг Николай всю жизнь прожил в Германии. В годы Первой мировой войны он воевал в кайзеровской армии, выпросив, однако, разрешение участвовать в боевых действиях на Западном фронте во Франции, чтобы не сражаться против русских. Он умер в 1948 году. Его потомки и сейчас живут в Висбадене.

Старшая дочь Натальи Александровны, София, вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича Романова, внука Николая I. Этот брак вызвал гнев двоюродного брата Михаила Михайловича — императора Александра II, объявившего этот союз недействительным в России. И графиня де Торби (так стала называться София Николаевна после замужества) вместе с двумя детьми поселилась в Англии. У нее, как и у ее матери, было две дочери — Надежда и Анастасия и сын Михаил.

Михаил Михайлович Романов, граф де Торби, был художником, но прославился как ценитель и собиратель китайского фарфора. Надежда Михайловна (Нада) де Торби в 1916 году вышла замуж за немецкого принца Георга Баттенбергского, во время Первой мировой войны изменившего звучание своей фамилии и ставшего Маунтбеттеном.

В заслугу Наде ставят то, что она в отрочестве заменила мать своему племяннику по мужу — принцу Филиппу Греческому, мужу английской королевы Елизаветы II.

Маркиза Нада умерла в 1963 году во Франции, в Канне. Ее младшая и единственная сестра Анастасия, или леди Зия, как ее называли, в 1917 году вышла замуж за баронета Гарольда Уэрнера, владельца имения Лутон Ху — второго по ценности частного музея в Англии. У них родились две дочери — Джорджина и Майра и сын Александр.

Александр был летчиком и погиб в годы Второй мировой войны в возрасте двадцати четырех лет. У каждой из его сестер по четыре дочери и сыну. Леди Зия первой из потомков поэта посетила Советский союз в 1961 году, но она же была последней, помнившей русский язык и читавшей на русском языке стихи своего прадеда. Анастасия Михайловна умерла в 1977 году, когда ей было восемьдесят пять лет.

Сегодня английские потомки русского поэта тесно связаны с английской аристократией и английским королевским двором.

Помимо Англии и Германии потомки Александра Сергеевича живут во Франции, в Бельгии, Швейцарии, Аргентине, в Марокко и в Италии, в Северной Америке и на Гавайских островах.

Последняя из внучек А.С. Пушкина, живших в России, Анна Александровна, умерла в 1949 году. В России больше всего потомков Пушкина живет в Москве.

Ни один из детей Пушкина или их потомков не писал стихов.

 

ДЮПОНЫ

 

 

Торговцы смертью

 

Это самая богатая семья в Америке. Дюпоны — семейная финансово-промышленная группа США, их основное предприятие, концерн «Дюпон де Немур», выпускает синтетические волокна, пластмассы, химикаты, нефте- и газопродукты, добывает уголь.

Дюпоны контролируют крупнейшие промышленные корпорации, ряд кредитно-финансовых институтов.

Дюпоны происходят от французских гугенотов, а родоначальником династии является Пьер Сэмуэль Дюпон, в 1803 году основавший «Дюпон де Немур». На сегодняшний день насчитывается около двух тысяч его потомков, все они люди далеко не бедные. Но есть в этой семье и своя финансовая элита, насчитывающая до трехсот человек.

Потомки Дюпонов, несомненно, более образованны, чем их родители и прародители. Они гораздо шире смотрят на мир и легче относятся к превратностямсудьбы.

Кстати, судьба Дюпонов опровергает народное поверье, что через три поколения разбогатевшие бедняки возвращаются к бедности. На сегодняшний день уже как минимум девятое поколение Дюпонов купается в золоте, и они вовсе не собираются разоряться.

Крупнейшей компанией Дюпонов является старейшая из них — «Дюпон де Немур», но среди Дюпонов есть и множество более мелких предпринимателей. Действуя все вместе, они составляют большую силу. В отличие от других семей, в которых сотрудничество чаще всего развивается между родными братьями и сестрами (как Рокфеллеры, например), у Дюпонов хорошо развита координация и между кузенами и даже между более дальними родственниками.

Двоюродные братья и сестры Дюпоны объединены сетью семейных холдинговых компаний и попечительских фондов, что обеспечивает единообразие в управлении семейными предприятиями.

«Дюпон де Немур», преодолев первые трудности развития, начала бурно развиваться. Ее владельцы, получившие образование во Франции, выпускали высококачественный порох. Расцвету компании способствовала как война с Англией 1812 года, так и (в большей степени) гражданская война.

После окончания войны, когда страна была переполнена излишками пороха, Дюпоны совместно с владельцами других пороховых заводов организовали Ассоциацию по торговле порохом, известную как «Пороховой трест», которая полностью контролировала рынок пороха и взрывчатки и диктовала цены на них. Они продавали свою продукцию дешевле, чем конкуренты, пока те не ликвидировали свои предприятия, а затем снова подняли цены.

Различные компании, разоренные трестом, были куплены или поглощены Дюпонами. В 1912 году против Дюпонов было возбуждено дело по обвинению в создании монополии. Выступившие на процессе свидетелями генералы и адмиралы показали, что монополию Дюпонов на производство бездымного боевого пороха нужно не только сохранить, но и поддержать в интересах национальной безопасности. Суд согласился с мнением военных.

В период Первой мировой войны «Дюпон де Немур» стала флагманом американской промышленности: 40 % снарядов, производившихся союзниками, выбрасывалась из орудий силой дюпоновских взрывчатых веществ, компания удовлетворяла 50 % внутренних потребностей страныв динамите и в черном порохе.

На деньги, заработанные в ходе этой войны, Дюпоны купили долю в «Дженерал моторз корпорейшн», образовавшейся в результате слияния 21 самостоятельной автомобильной компании, а вскоре приобрели и контрольный пакет акций этой компании.

Кроме автомобильной промышленности, после Первой мировой войны Дюпоны смогли проникнуть в химическую, нефтяную и резиновую отрасли промышленности. Они имеют солидные портфели акций и в других крупных компаниях: «Юнайтед

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.