Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Купцы, коллекционеры, врачи



 

Выходец из посадских людей города Торопца, Петр Кононович Боткин стал московским купцом первой гильдии и потомственным почетным гражданином Москвы. Не получив образования, он, однако смог стать «пионером чайного дела в России» (по выражению П.А. Бурышкина) и привлекал к себе очень образованных людей: А.С. Пушкина, А. В. Кольцова, И.И. Панаева, профессора Т.Н. Грановского.

У Петра Кононовича было 9 сыновей и 5 дочерей. Всем им он дал хорошее образование, прививал любовь к знаниям и искусству. Дочь Мария, вышла замуж за поэта А.А. Фета. Старший из сыновей, Василий Петрович, стал известным публицистом и литературным критиком, писал статьи об искусстве дружил с В.Г Белинским и А.И. Герценом, печатался в журналах «Телескоп», «Молва» «Московский наблюдатель», «Отечественные записки». Он писал критические статьи о музыке, живописи, литературе, переводил Э.Т.А. Гофмана. Самое известное его произведение — «Письма об Испании» (1847–1849).

Как литературный критик Василий Петрович Боткин был большим авторитетом: писатели (в том числе и Л.Н Толстой) слали ему свои произведения на рецензию, а коллеги-критики (В.Г. Белинский, П.В. Анненков, А В Дружинин) прислушивались к его мнению.

Влюбившись во французскую модистку Арманс Рульяр, подталкиваемый Герценом и Белинским, он женился на ней, но очень скоро понял, что совершил ошибку, и всего лишь через три месяца покинул жену.

Михаил Петрович Боткин — живописец, автор картин религиозного содержания и гравер, он также пробовал свои силы на литературном поприще, написав книгу о художнике А.А. Иванове. Михаил Петрович состоял во всевозможных художественных комиссиях и комитетах, был добродушен и даже ласков в обращении, но тем не менее имел репутацию коварного интригана.

Дмитрий Петрович вместе с Петром Петровичем, знаменитым своей скаредностью, продолжал чайное дело отца, и, кроме того, он прославился как собиратель живописи и графики западноевропейских и русских художников XIX века.

Дмитрий Петрович занялся коллекционированием еще в молодые годы, покупал современные произведения искусства на аукционах в Вене и Париже, в антикварных лавках, при распродаже собраний и у художников лично. Основу коллекции составляли полотна западноевропейских художников, особенно широко представлена французская и немецкая живопись.

Со временем у Дмитрия Петровича собралась солидная коллекция картин и русских живописцев: А.А. Иванова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, В.В. Харламова, А.А. Риццони. Но особенно ценил Боткин картину своего друга А. П. Боголюбова «Английский бот», В.Г. Перова «Учитель рисования» и портрет жены, С.С. Боткиной, кисти И.Н. Крамского. Покровительствуя русским художникам, он пожертвовал на их нужды 50 тысяч рублей.

Вместе с А. П. Боголюбским Дмитрий Петрович приобретал произведения искусства для музея Радищева в Саратове, помогал в собирательстве и своему родственнику и близкому другу П.М. Третьякову. В дар Третьяковской галерее он принес картину Ф.А. Васильева «После грозы».

Сначала коллекция Дмитрия Петровича находилась в отцовском доме, но в 1867 году он купил усадьбу на Покровке, где в пышно отделанных залах устроил картинную галерею, ставшую в конце XIX века одной из достопримечательностей Москвы. О ней, наряду с Третьяковской и Солдатенковской галереями, даже упоминалось в путеводителях по Москве.

Наряду с картинами, особняк Д.П. Боткина украшали и другие произведения искусства- рисунки и акварели, скульптуры, ценные гобелены, старинные немецкие и венецианские вещи из резного дерева, обращала на себя внимание и изразцовая печь.

Дмитрий Петрович вел серьезную общественную работу: с 1882 по 1889 год (до самой смерти) он бы председателем Московского общества любителей художеств, состоял членом Московского художественного общества В 1884 году он был избран почетным членом Академии художеств.

После смерти Дмитрия Петровича хозяевами его коллекции стали сыновья Сергей и Петр. Свою часть наследства Сергей Дмитриевич увез в 1896 году в Париж, а наследство Петра Дмитриевича, насчитывавшее 130 полотен осталось в России. В 1917 году часть из этих картин, в том числе полотно поля Делароша «Дети Эдуарда IV», попали в Музей изобразительных искусств.

Сергей Петрович Боткин стал знаменитым русским врачом, он был лейб-медиком Александра II и Александра III. По специальности он был терапевтом. Его заслугой является основание клиники внутренних болезней как научной базы в России и организация в 1860–1861 годах клиникоэкспериментальной лаборатории, в которой проводились первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии Он высказал предположение об инфекционной природе катаральной желтухи (гепатита), получившей впоследствии его имя — «болезнь Боткина».

Сыновья Сергея Петровича, Сергей и Евгений, тоже избрали профессию врача. Не менее отца был знаменит Сергей Сергеевич, профессор Военно-медицинской академии и коллекционер живописи. Сергеи Сергеевич был женат на дочери Павла Михайловича Третьякова, Александре, и вместе с женой собирал свою коллекцию русской живописи (преимущественно рисунки). Еще он обожал балет.

Конец жизни Сергея Сергеевича, женатого человека, воспитывавшего двух дочерей — Александру и Анастасию, был омрачен несчастной любовью: он потерял голову от обворожительной Тамары Карсавиной (она не ответила на его чувства и вышла замуж за другого).

Скромный врач Георгиевской больницы Евгений Сергеевич Боткин отличался необычайной душевностью. Это качество было определяющим при назначении его лейб-медиком государыни императрицы Александры Федоровны в 1914 году, к тому же этим как бы продолжалась традиция лейб-медиков Боткиных. Кто мог предположить тогда, что он станет последним русским лейб-медиком!

После отречения Николая II Евгений Сергеевич Боткин не отказался от царской семьи и вместе с ними, а также с гофмаршалом Долгоруковым, генерал-адъютантом Татищевым, воспитателем цесаревича П. Жильяром и несколькими фрейлинами царицы отправился в изгнание — в Тобольск. С ним была и его дочь Татьяна, оставившая воспоминания о том, как они жили в этом городе.

Евгений Сергеевич, помимо своих непосредственных обязанностей, выполнял и другие мелкие поручения царской семьи. В частности, все вопросы к коменданту, возникавшие у содержавшихся под стражей Романовых, решал доктор Боткин.

12 апреля 1918 года Евгений Сергеевич, перекрестив и поцеловав дочь на прощание, отправился из Тобольска в Екатеринбург (хотя в тот момент он еще не знал, куда именно повезут бывшего царя и его семью).

В последнюю ночь своей жизни Евгений Сергеевич писал письмо своему другу-однокурснику, в котором дал реальную оценку своего положения: «Мое заточение здесь настолько же временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование… У детей моих может быть надежда, что мы с ними свидимся когда-нибудь в этой жизни, но я лично себя этой надеждой не балую…» И действительно, надежды не было: в ночь с 16 на 17 июля 1918 года доктор Боткин был ранен, а потом добит и ограблен. Разделив тяготы изгнания с бывшим царем, он разделил с ним и смерть.

Первый сын Евгения Сергеевича Боткина, Сережа, умер полугодовалым, другой — Дмитрий — был убит в декабре 1914 года, т. к. не захотел сдаться в плен.

 

ДУРОВЫ

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.