Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, способствующие получению травм



Лекция № 4. Травмобезопасность при практике хатха-йоги.

Общие положения

 

У каждого из нас свой путь, своя судьба, свое предназначение и практическая йога позволяет сделать этот путь более осознанным. Хатха-йога есть, по сути, инструмент, который каждый из нас может использовать для того, чтобы свой путь в этой жизни сделать более полноценным, более радостным, более свободным от страдания. Поскольку хатха-йога – это инструмент, то неизбежно возникает необходимость знания техники безопасности пользования этим инструментом. Это справедливо для любого инструмента, начиная от граблей и кончая практикой хатха-йоги. Если мы не умеем пользоваться граблями, разбрасываем их по двору, и потом наступаем на них получаем удар палкой по лбу, вряд ли кому-нибудь придет в голову винить в этом неприятном событии сами грабли. Итак, если мы не знаем правил техники безопасности работы с тем или иным инструментом, мы можем причинить себе вред. Причем, чем более мощным является инструмент, тем более мощно он может воздействовать как на благо, так и во вред.

Хатха-йога - это действительно очень мощный инструмент, который позволяет очень серьезно многое менять, и если мы применяем его неправильно, мы можем получить очень серьезные проблемы. Во второй главе «Хатха-йоги Прадипики» про пранаяму, главную практику хатха-йоги, говорится буквально следующее: «При правильной практике пранаямы все болезни искоренятся. При неправильной практике могут возникнуть любые болезни».

Логично экстраполировать это утверждение и на асаны. Асаны являются менее мощным инструментом, чем пранаямы, но, тем не менее, являются частью хатха-йоги. Поэтому, безусловно, при правильной практике асан, может быть не все, но многие болезни могут быть излечены. Верно и обратное: может быть не все, но многие болезни можно некорректной практикой и заработать. Это надо учитывать с самого начала, такова своего рода аксиома хатха-йоги. Если мы его не принимаем и не осознаем этого, возникает вопрос: «Чем мы вообще занимаемся?» Практикующий должен в полной мере осознавать собственную ответственность за то, что он делает на коврике. Если человек получает травму в процессе практики, хатха-йога здесь, по большому счету, ни при чем. Равно как и инструктор, книга или видео-фильм, по которому человек занимался. Ответственность лежит лишь на том, кто практиковал – и был при этом недостаточно осознан. Об этом необходимо помнить с самого начала.

Действительно здоровое тело повредить асанами практически невозможно. Если человек здоров, то надо очень сильно постараться, чтобы позой хатха-йоги себе всерьез что-нибудь повредить. Вопрос в другом: где эти здоровые люди? Здоровых людей найти нелегко, и, что характерно, обычно они не особенно интересуются йогой, развитием и прочими подобными вещами. Весьма редко случается такое, чтобы адекватный и гармонично развитый человек со здоровым телом, прекрасной семьей и замечательной работой пошел еще и йогой заниматься.

Чаще всего йогой начинают интересоваться люди уже больные, услышав, что с помощью йоги тело можно как-то восстановить. А нездоровое тело асанами действительно можно повредить. Это во многом связано еще и с тем, что для человека, который начинает заниматься хатха-йогой, все то, что происходит в зале, является абсолютно непривычным. Нормальная жизнь человека, т.е. жизнь его тела и ума - это постоянное движение, постоянные изменения. Мы не можем ни секунды просидеть на одном месте, не двигая телом. Еще труднее остановить ум. И тело, и ум являются проявлением Пракрити («Природа», «материя», вместе с Пурушей (Духом) – два ключевых понятия в мироздании, согласно философии Санкхьи и Йоги). А свойством Пракрити является постоянное движение: она должна меняться, переходить из одной формы в другую. К примеру, ум по сути принципиально не отличается от камня: и то и другое – это материя, просто более тонко или более плотно организованная.

В практике асан человек попадает в ситуацию, когда необходимо довольно длительное время оставаться в одном положении. И это является совершенно непривычным состоянием для тела и психики. Плюс эти позы обычно задействуют предельную амплитуду во всех суставах тела. Естественно, предельными для каждого человека будут разные абсолютные величины. Но для конкретного человека это всегда будут предельные величины.

Сочетая эти два момента, при неправильной практике появляется достаточно большой шанс получить какие-либо проблемы.

 

Факторы, способствующие получению травм

  1. Генетическая предрасположенность.

В рамках западной терминологии – «генетическая предрасположенность», в терминах йоги, естественно, это – «карма».

Человек приходит в этот мир, уже что-то имея за спиной. Самый простой пример – это соматотипы и соответствующие им психотипы. Три основных соматотипа – это вата, питта, капха, в терминологии Аюрведы; или астеник, нормостеник, гиперстеник, если мы используем современные западныетермины. В реальной жизни мы чаще встречаем сочетание этих психо- и соматотипов, определяющих предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям. То же самое присутствует в астрологии, когда определенным знакам Зодиака соответствуют определенные ослабленные участки. Верим мы в прошлые воплощения или не верим, но очевидно, что человек рождается, уже неся в себе груз каких-то предрасположенностей, в том числе и к определенным проблемам. Это есть у всех и в тот или иной момент может проявиться в форме того или иного заболевания. К примеру, люди Вата-доши будут более склонны к нервным расстройствам, Питта-доши – к проблемам с сердцем, а Капха-доши – к ожирению и сопутствующим патологиям, тому же диабету 2го типа.

 

  1. Образ жизни

Неправильное питание, некорректное отношение к другим людям – все то, что человек создает в своей жизни собственными действиями, тоже может сформировать определенные заболевания. Эти заболевания, например, хронические патологические изменения в позвоночнике, произошедшие вследствие нерациональной ежедневной нагрузки на поясницу (длительная сидячая работа с округленной спиной или избыточные резкие нагрузки) впоследствии также могут предрасполагать к получению травм.

 

  1. Возраст

Этот фактор, безусловно, надо учитывать. Но здесь ситуация двоякая. С одной стороны, чем человек старше, тем организм постепенно становится все слабее и уязвимее. Двадцать–тридцать лет – это расцвет, а затем внутренние ресурсы организма начинают медленно, но верно ослабляться. Казалось бы, это увеличивает риск получения травмы, но, с другой стороны, когда люди взрослеют, обычно они дополнительно становиться и умнее. J

Практика показывает, что травмы чаще получают молодые и даже почти здоровые люди, но одержимые желанием научиться побыстрее выполнять сложные асаны. Часто травмы возникают не потому, что тело ослаблено, а потому, что ум совершенно нами не контролируется. Вместо того, чтобы жаждать получить всего и сразу в обычных областях жизни, человек начинаем искать этого в практике асан хатха-йоги. Принципиально это не будет отличаться от обычного желания накопить побольше денег или других материальных ценностей. Такую практику трудно будет в полной мере считать йогой, и она будет предрасполагать к получению травм.

 

  1. Пол

В меньшей степени, но этот фактор тоже надо учитывать: у женщин одни слабые места, у мужчин другие. Известно, например, что практика перевернутых поз и брюшных манипуляций женщинами в период месячных несет в себе риск возникновения воспалительных процессов в брюшной полости.

 

  1. Личностное участие

Человек, занимаясь йогой, может допускать определенные ошибки, к примеру, некорректно выполнять асаны, и получать в итоге травмы. Здесь можно выделить следующие моменты:

· изучение хатха-йоги только по книгам. Книги бывают разными, далеко не все идеальны настолько, чтобы по ним можно было заниматься. Действительно хороших книг по хатха-йоге мало. В книжных магазинах, в отделах эзотерической литературы, достаточно много похожих по названиям и содержанию книг: «Йога для начинающих», «Йога для чайников», «Хатха-йога для новичков», «Йога для офиса», «Офисная йога» и т.д. Часто разные авторы друг у друга переписывают одно и то же, включая ошибки. Поэтому изучение хатха-йоги исключительно и только по книгам, не имея хоть какого-то наставника и пусть небольшого, но сообщества людей, также занимающихся йогой – это не самый лучший подход. Хотя в целом людей необходимо стимулировать к индивидуальной практике дома, однако занятия исключительно дома и без наставника – это весьма вероятный путь к проблемам.

· отсутствие разминочных мероприятий. Тот факт, что отсутствие разминочных мероприятий является фактором, увеличивающим вероятность получения травм, разделяют все школы хатха-йоги, даже школа Айенгара, в которой какие-либо разминочные упражнения приняты минимально. Многие авторы, по крайней мере, на Западе, открыто говорят о том, что разминочные мероприятия перед началом практики важны и нужны для подготовки суставов, чтобы последующая практика асан была более корректной и менее опасной. Поэтому необходимо пользоваться хотя бы минимальной разминкой. Однако здесь тоже есть противоположная сторона медали: если человек очень хорошо размялся, согрелся, тело стало очень гибким, то у него будет больше шансов обнаружить утром, что после вчерашнего занятия, к примеру, болит спина. Это судьба многих практиков, которые развили в себе очень хорошую гибкость и обожают два-два с половиной часа вечером активно попрактиковать с большим количеством виньяс и в предельных позах. От этого чувствительность тела будет значительно понижена, и на следующее утро возможно человек обнаружит: «Ой, а я что-то хромаю и болит спина». При этом во время практики неприятных ощущений он не чувствовал.

· выбор времени для занятий. Утром и вечером тело ведет себя по-разному. С утра телу гораздо сложнее нанести вред: оно менее гибкое, более чувствительное и нежное, поэтому с утра травму получить сложнее, тело просто не позволит приблизиться к опасным пределам в асане. Например, даже если Халасана человеком полностью и уверенно освоена – с утра вряд ли легко получится просто опустить пальцы прямых ноги за голову на пол. Вечером тело значительно более гибкое, легче подпускающее к пределам, а, порою и за пределы безопасной глубины асаны. И об этом порою можно будет узнать лишь на следующее утро. J

· выход из асаны. При длительной фиксации асаны и тело, и сознание устают. Усталость, которая накапливается к концу фиксации позы, часто приводит к тому, что, с трудом продержавшись необходимое время, выход из асаны человек производит излишне резко и быстро. К этому времени суставы уже находятся в предельном положении, мышцы утомлены, иподобный резкий переход может привести к проблемам. Необходимо помнить, что с т.з. травмобезопасности, выход из асаны всегда является более важным моментом, чем вход и фиксация. Многие травмы происходит во время выхода из длительной фиксации сложной для человека асаны. Это также необходимо помнить

 

  1. Деятельность инструктора

Это уже не напрямую неверные действия самого практикующего, однако так же сфера его личной ответственности. Бывают такие инструктора, которые из лучших побуждений хотят помочь человеку сделать асану еще «лучше»: глубже наклониться, таз раскрыть посильнее или больше прогнуться. Например, инструктор может «править» ученика в Пащимоттанасане, садясь ему на спину, или просто оказывая давление сверху-вниз. Известна ситуация, когда женщина пожилого возраста получила компрессионный перелом тела позвонка вследствие подобной некорректной правки в наклоне. Конечно, в пожилом возрасте уже достаточно ярко проявлен остеопороз, однако очевидно, что без участия инструктора подобной травмы не произошло бы. Инструктор в таких случаях во многом просто реализует какие-то свои собственные комплексы,свою непроработанность изнутри. Людям, практикующим в зале, есть смысл избегать подобных правок со стороны инструктора, если они чувствуют какие-то опасения. Не нужно стесняться сказать: «Спасибо. Меня так править не нужно», равно как и не нужно, самому будучи инструктором, обижаться на учеников, просящих их не править подобным образом. В конечном итоге, хатха-йога практика сугубо индивидуальная и с этой точки зрения вряд ли есть значительный смысл в «дотягивании» тела в ту или иную форму, ведь у каждого есть свое собственное тело и собственное сознание.

Но некоторым, благодаря именно такой суровой практике, удавалось почувствовать, как можно расслабиться, например, в Пащимоттанасане. Когда у человека нет выбора: либо страдать, либо расслабится, процесс обучения идет обычно быстрее. Возникает вопрос баланса: с одной стороны, быстрее научился расслабляться, но, с другой стороны, к примеру, возникла межпозвонковая грыжа. Нужно ли это было? На этот вопрос каждому следует ответить индивидуально.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.