Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Diskagma buttonii, 2 200 000 000 лет



В след за появлением многоклеточности у грибов, появилась многоклеточность и у растений. Grypania – это первая многоклеточная водоросль (около 10 миллиметров), появившаяся приблизительно 2 100 000 000 лет назад, в позднем риасийском периоде, к моменту окончания гуронского оледенения. Она также, как и одноклеточные водоросли и цианобактерии являлась фотосинтезирующей. Количество кислорода в атмосфере всё возрастало. Но, однако, усложнение растений (не считая появления полового размножения) не происходит вплоть до ордовиковского периода палеозойской эры фанерозойского эона (около 450 000 000 лет назад). Чего не скажешь о животных…

Grypania spiralis, многоклеточная водоросль, 2 100 000 000 лет.

И так, на момент 2 100 000 000 существовали 5 групп живых организмов, – цианобактерии, одноклеточные водоросли и одноклеточные простейшие животные, многоклеточные водоросли и многоклеточные грибы. Для полной сформированности жизни на Земле остался последний пазл – многоклеточные животные. И этот пазл возникает.

Около 2 000 000 000 лет назад (орозийский период палеопротерозойской эры) появляются многоклеточные животных. Дискообразные отпечатки, похожие на аспиделлу, в 2007 году были обнаружены в составе «Стирлинговской биоты», жившей около 2 000 000 000 лет назад. Не исключено, что эти организмы по своей организации были прообразом коралловых полипов, то есть являлись кишечнополостными (стрекающие). Но, скорее всего, это были прикреплённые губки.

Пласт «Стирлинговской биоты», жившей около 2 000 000 000 лет назад

Граница климийского и эктазийского периодов мезопротерозойской эры (около 1 400 000 000 лет назад) ознаменовалась появлением первых кишечнополостных (стрекающих). Первым многоклеточным колониальным животным с тканевым уровнем организации стала Horodyskia. По своей организации Horodyskia напоминала кишечнополостных (коралловых полипов).

Horodyskia, многоклеточное животное с тканевой организацией, около 1 400 000 000 лет.

В дальнейшем многоклеточная животная жизнь всё усложнялась. Если палеонтологические данные – истины, то к началу стенийского периода мезопротерозойской эры (1 200 000 000 лет назад) на мелководье древних морей и океанов уже была чёткая сформированная жизнь из достаточно большого количество штаммов цианобактерий; «восстановившихся» после кислородной катастрофы штаммам анаэробных бактерий; видов одноклеточных и многоклеточных водорослей (как зелёных – фотосинтезирующих, так и бурых и красных, не способных к фотосинтезу); грибов; большого количества видов одноклеточных и многоклеточных животных – простейших, губок, стрекающих (коралловые полипы и гидроидные). Кроме того, что важно, некоторые из этих многоклеточных животных организмы имели тканевую организацию. У них (губок и стрекающих) была своя традиционная тканевая организация (у губок – водоносная система, 2 слоя эпителия – гастральный и дермальный, мезоглея; у стрекающих – стрекательные клетки, соединительная ткань (мезоглея), половая «ткань» (половые клетки), эпителиальная ткань – внутренний и внешний эпителий, нервная ткань (нервная система диффузного типа), и, кроме того, возможно, имели балансо-чувствительный орган – статоцист).

Следующим этапом в эволюции органического мира стало появление червей (или их аналогов). Какие это были черви именно – плоские, круглые или кольчатые – сказать точно нельзя, но, скорее всего, учитывая особенности сегментации и предположительное отсутствие полости, эти черви были плоскими. Также, возможно, это был общий червеобразный предок. Первые червеобразные формы многоклеточных животных относятся к началу тонийского периода неопротерозойской эры, около 1 000 000 000 лет назад. Одной из самых первых червеобразных форм является Parmia (обитала около 1 000 000 000 лет назад) – классифицируется сейчас как «сегментированный червь».

В дальнейшем – в тонийском периоде и раннем криогении (1 000 000 000 – 740 000 000 лет назад), в морях уже буквально «кишащими» бактериями, водорослями, простейшими, губками и стрекательными, занимают свою нишу черви. Доказательством тому, помимо Parmia, служат ископаемы останки других червеобразных, таких как Protoarenicola, Pararenicola (740 000 000 лет назад) и Sinosabellidites (850 000 000 – 800 000 000 лет назад), а также же целые две биоты – Тиманская (около 1 000 000 000 лет назад) и Хайнаньская (около 740 000 000 – 840 000 000 лет назад). В итоге, к моменту активного замерзания Земли – «активной» части криогения неопротерозойской эры, – наша планета представляла собой такой хороший «суп», где существовали цианобактерии (образовавшие почти сантиметровый мат), анаэробные бактерии, простейшие, водоросли, многоклеточные тканевые животные (губки, стрекающие, черви); где существовали автотрофы и процесс фотосинтеза, гетеротрофы и пассивное хищничество (у многоклеточных животных по отношению к простейшим и бактериям). Но приближалась тяжёлая пора для жизни на Земле – можно сказать второй «кризис» после кислородной катастрофы – «Земля-снежок», самый продолжительный ледниковый период в истории.

Вкратце, о периоде «Земля-снежок». Соприкасаясь с воздухом, силикатные горные породы подвергаются химическому выветриванию, которое удаляет диоксид углерода из атмосферы. В общем виде эти реакции выглядят так: минерал + CO2 + H2O → катионы + бикарбонат + SiO2. Пример подобной реакции — выветривание волластонита:

CaSiO3 + CO2 + H2O → Ca2+ + SiO2 + HCO3

Освобождённые катионы кальция реагируют с растворённым бикарбонатом в океане, образуя карбонат кальция как химически осаждённую горную породу. Это переводит углекислый газ из воздуха в литосферу, и в стабильном состоянии на геологических масштабах времени компенсирует выделение углекислого газа вулканами.

Когда Земля охлаждается (из-за естественных климатических флуктуаций и изменений в солнечной радиации), скорость химических реакций падает, и этот тип выветривания замедляется. В результате меньшее количество диоксида углерода извлекается из атмосферы. Повышение концентрации диоксида углерода, являющегося парниковым газом, приводит к обратному эффекту — Земля разогревается. Эта отрицательная обратная связь лимитирует силу похолодания. Во времена криогения все континенты были в тропиках возле экватора, что делало этот сдерживающий процесс менее эффективным, так как высокая скорость выветривания сохранялась на суше даже во время охлаждения Земли. Это позволило ледникам продвинуться далеко от полярных регионов. Когда ледник продвинулся достаточно близко к экватору, положительная обратная связь через увеличение отражательной способности (альбедо) привела к дальнейшему похолоданию, пока Земля целиком не обледенела.

Теперь, собственно, что же произошло с жизнью за 100 000 000 лет (начиная с 740 000 000 лет назад по 640 000 000 лет назад), пока она находилась подо льдом. Дело в том, что те организмы (начиная от бактерий и до стрекающих и червеобразных форм животных), которые, обитали в теплых карбонатных бассейнах, заселенных, в частности, строматолитами, – вымерли. Организмы же, «приученные» к условиям холодных вод умеренных и, даже, полярных широт – не карбонатных, а силикластические бассейнов – эти организмы смогли выжить, хоть и не без потерь… И если бактерии, цианобактерии, многоклеточные и одноклеточные водоросли, простейшие оказались относительно незатронутыми ледяным куполом, то вот многоклеточные животные с лихвой ощутили сложности «белого шарика». В следующем периоде (последнем в неопротерозойской эре и, вообще, протерозойском эоне, да и вообще времени «скрытой жизни» – докембрии) – эдиакарском периоде, мы не находим червеобразных форм жизнь – они не пережили «холода»; зато, помимо простейших, губок, коралловых полипов, сцифоидных и гидроидных (которые в сумме составляли чуть больше ¼ фауны эдиакарского периода), появляется самая масштабная биота в истории Земли до этого момента – вендобионты – разнличные мягкотелые организмы, 90% которых сложно отнести к какому-либо из существующих сегодня таксонов царства животных; понятно только одно – они эукариоты и многоклеточные животные с достаточно сложной организацией. Но это уже новый параграф истории развития органического мира и новый параграф нашей книги…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.