МОДЕЛЬ (лат.— мера, образец) — объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория). Возможны два способа конструирования М. Если первый идет от эмпирически выявленных свойств и зависимостей объекта к его М., то второй уже в исходной точке предполагает доопытное воссоздание объекта в М., и поскольку М. известна, то считается познанным и объект. Проблема соответствия М. оригиналу отодвигается на второй план благодаря отделению вопроса о построении М. от вопроса о ее интерпретации. Формальное построение М. в эмпирическом исследовании оказывается основой для содержательной интерпретации объекта-оригинала. При этом уделяется особенное внимание полноте М.: М. реализуют оригинал в конечном числе отношений, что является крите-рием их типологизации.
Моделювання (від франт. - ліпити, формувати) – метод пізнання явищ і процесів, що грунтується на заміні конкретного об’єкта дослідження (оригінала) іншим, подібним до нього (моделлю).
Процес моделювання складається з трьох операцій: перша з них – це побудова моделі; друга – експериментальне дослідження моделі, тобто спостереження за її функціонуванням (вимірювання, планомірна зміна режиму її праці, варіювання експериментальних умов тощо); третя – перенесення результатів спостереження за моделлю на об’єкт дослідження.
19. Формализация и математизация в научном познании.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ — способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму — знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики. Логическая Ф. часто служит для попыток модели-рования мышления. . Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями,-в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Формализация (лат.— вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Формализация ~- метод изучения посредством отображения содержания в знаковой форме какого-либо искусственного языка. Информация о результате познания при этом трансформируется, переводится в форму символов языка. Формализовать данные опыта - это перевести данные на язык формул, логических символов. Достоинства формализации составляет то, что она: 1) является способом систематизации научных данных; 2) помогает избавиться от субъективного произвола в научном познании; 3) дает ясность, однозначность, строгость в толковании и осмыслении положении теории, т. е. меньшую погрешнмость знания; 4) предлагает более мощные средства коммуникации и сжатия информации до конкретных формул; 5) позволяет разрабатывать и использовать в научных исследованиях компьютерную технологию, которая постоянно прогрессирует благодаря средствам формализации (и существенно влияет на развитие содержания формализации); 6) упрощает изучаемую ситуацию или фрагмент знания, обеспечивая более простую ориентацию их исследования.
Математизация есть перевод значений данных, полученных при познании объекта, на язык математических средств для создания математической конструкции этого объекта. Математическое знание - древнейший его тип, основанный на числовом оформлении количественных отношений. Число есть принцип синтеза единого и иного, единого и материи. Число - это смысловой метод конструирования бытия вообще". Мат-ция основана на том, что любая вещь, предмет имеет количественную сторону или характеристику: размер, число, объем и другие количественные параметры. Таким образом, это воссоздание объекта по данным изучения его количественного (математического пли цифрового) аналога. Как способ познания мат-ция стала базой многих точных дисциплин Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам
Анализ и синтез
АНАЛИЗ и СИНТЕЗ — термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А.— мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика А. зависит от природы исследуемого объекта. В рамках каждого научного направления существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий А. Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Расчленение целого на составные части позволяет выявить стооение исследуемого объекта, его структуру; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А. - познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит К выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. Синтез., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится о ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. и с. противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приёмов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классик ческой буржуазной политической экономии в 17-18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишённые односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.
Индукция и дедукция
Индукция (лат.— наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений. Аристотель указал на особенности индуктивного умозаключения Он определяет его как восхождение от частного к общему, отличал полную индукцию от неполной, указал на роль индукции при образовании первых принципов, Бэкон - родоначальник современной И. Сущность учения Бэкона сводится к тому, что при постепенном обобщении нужно придерживаться известных правил, то есть нужно сделать три обзора всех известных случаев проявления известного свойства у разных предметов: обзор положительных случаев, обзор отрицательных (то есть обзор предметов, сходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство отсутствует) и обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в различных степенях, и отсюда делать уже обобщение
Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Как метод научного познания, индукция представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. С точки зрения познавательных задач различают ещё индукцию как метод открытия нового знания и индукцию как метод обоснования гипотез и теорий. Большую роль индукция играет в эмпирическом познании.
Переход от посылок к следствиям на основе применения правил логики, называют дедукцией. Дедуктивные умозаключения бывают: условно категорические, разделительно-категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д. Дедукция – метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка. Дедуктивный метод исследования, заключается в следующем: для того, чтобы получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во-первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во-вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих положений. В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок. Аристотель под дедукцией понимал доказательства, использующие силлогизмы. Превозносил дедукцию великий французский учёный Рене Декарт. Он противопоставлял её интуиции. Развитие учений о дедукции привело к созданию достаточно прогрессивного гипотетико-дедуктивного метода – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
22. Исторический и логический методы познания.
Исторический-сложность обьекта есть историч. возникшая сложность, в теории мы должны отразить исторически развивающий обьект.
Соотношение истор. и логич.: 1. Историч. эмперизм, поддерживающий за отказ от всякой логики в описании якобы абсолютно уникальных, неповторимых исторических событий(это соотнош . это голый хронологизм, фактоописание, перемешанное с выдумками и слухами; отсутствуют критерии различия факта от псевдофакта) 2.абстрактный историзм,конструирущий действительную историю из некой идеи при помощи только абстрактной и формальной логики.(подгонка фактов под субьектное, абсолютизированное основание; Карл Поппер-реализац.таинствен. образом предзаложенного в начале этой истории ее фатально неизбежного финала). Соотнош.- это единство реального истор. процесса и логически его отраж. в познающем мышлении.В любой истории есть наличие законов, закономерностей, сущности развивающего предмета, тоесть наличие обьективной логики самого истор. процесса.историч. в челов деят. выступ. как обьективный процес, а логическое-как сущность этого процесса. Историческое выступает в ф. истории познания, а логическое-в ф. логики этого познания(движение от незнания к знанию).
Истор. развитие философии порождает из себя содержательную логику. Логическое,в сути своей есть историческое внутри себя. При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.
Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы.