АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — философские категории, отражающие диалектический характер познания, достижения объективной истины. Мир, к-рый окружает человека и к-рый он познает и преобразует, бесконечен и неисчерпаем. Бесконечно число его связей, отношений и взаимодействий, неисчерпаема и безгранично сложна его структура. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (Ленин). К тому же любой предмет, любое явление, как и весь мир, находятся в непрерывном движении и изменении. Поэтому человеческое познание не в состоянии не только понять все явления сразу, но и дать абсолютно полное, исчерпывающее объяснение любому отдельному предмету или явлению. Это также обусловлено историческим характером человеческого познания, ведь познавательные возможности не только отдельных людей, но и целых поколений ограничены историческими условиями: достигнутым уровнем развития производства, техники, науки. А. и о. и. выражает соотношение между тем, что уже познано людьми, и тем, что будет познано с дальнейшим развитием науки. В этой связи можно говорить о двух различных смыслах терминов «А.» и «о. и.». Во-первых, абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, к-рое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания; относительная истина — это неполнота наших знаний, их незавершенность Во-вторых, в процессе изучения конкретных явлений н сторон окружающего мира человек может получить сведения, к-рые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки. Эти верные элементы наших знаний также можно рассматривать как абсолютно истинные (их называют иногда вечными истинами; к вечным истинам относятся также твердо установленные частные факты, знания об уже совершившихся событиях, напр. запуск первого искусственного спутника Земли, смерть Толстого и т. п.; подобного рода истины часто тривиальны и не представляют значительной ценности для научного познания). Те знания, к-рые отражают действительность неточно и могут быть в дальнейшем уточнены или изменены, являются относительно истинными. Изменчивость наших знаний связана и с тем, что истина всегда конкретна. Это означает зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в к-рых они существуют и развиваются. Истинное суждение о предмете, находящемся в одних условиях, может оказаться ложным, если предмет попадает в другие условия. Так, утверждение, что вода кипит при 100° С, будет правильно лишь при наличии нормального атмосферного давления (в 760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. Поскольку само явление и условия его существования изменяются с течением времени, то меняется соответственно и знание, отражающее это явление. Поэтому суждение о нем, истинное для одного момента времени, может оказаться ложным для другого момента. Признавая относительный характер научных истин, незавершенность наших знаний, диалектический материализм в отличие от релятивизма не считает, что наши знания только относительны, что в них нет никаких элементов абсолютной истины. «...Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии пауки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, по пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин). Подчеркивание относительности, ограниченности наших знаний мешает им превратиться в догмы, в мертвые, застывшие схемы. Наличие в научных теориях элементов абсолютной истины свидетельствует о том, что эти .теории не есть нечто произвольное, субъективное, что наше познание представляет собой процесс все более точного, все более глубокого отражения объективного мира.
37. Истина и практика. Основные представители прагматизм и марксизм. Марксизм – на практике человек доказывает истинность своего мышления. Однако использование практики как критерия истинности вызывает свои трудности. Необходимо ответить на вопрос: что есть практика и каковы ее критерии? В марксизме практика связывается с революционными преобразованиями общества. Однако это теоретические категории, которые применяются к понятию «истина», т.е. опять же теория определяется через теорию. С другой стороны, истинное не всегда работает на практике. Рассмотрим 2 теории электричества: Ломоносова и Этенуса. Ломоносов хотя и рассматривал электричество как движение частиц (что истинно), но рекомендовал не заземлять громоотводы, поскольку полагал, что движение частиц в металле должно замедлять и гасить движение частиц в воздухе. Этенус же рассматривая в качестве источника электричества некую электрическую жидкость (что ложно), рекомендовал заземлять громоотводы для того, чтобы электрическая жидкость стекала в землю.
Прагматизм. Один из его основателей У. Джемс определял истину как процесс приятного вождения по опыту. Т.е. истина – то, что даст возможность с большим успехом переносить жизнь и организовывать опыт. Идея Джемса – плюрализм истины, но в науке эта идея не применима.
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью.
Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:
1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:
а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);
б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);
в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:
а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;
б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;
в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.
Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.