Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абсолютная И Относительная Истина



АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — философские категории, отражающие диалектический характер познания, достижения объективной истины. Мир, к-рый окружает человека и к-рый он познает и преобразует, бесконечен и неисчерпаем. Бесконечно число его связей, отношений и взаимодействий, неисчерпаема и безгранично сложна его структура. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (Ленин). К тому же любой предмет, любое явление, как и весь мир, находятся в непрерывном движении и изменении. Поэтому человеческое познание не в состоянии не только понять все явления сразу, но и дать абсолютно полное, исчерпывающее объяснение любому отдельному предмету или явлению. Это также обусловлено историческим характером человеческого познания, ведь познавательные возможности не только отдельных людей, но и целых поколений ограничены историческими условиями: достигнутым уровнем развития производства, техники, науки. А. и о. и. выражает соотношение между тем, что уже познано людьми, и тем, что будет познано с дальнейшим развитием науки. В этой связи можно говорить о двух различных смыслах терминов «А.» и «о. и.». Во-первых, абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, к-рое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания; относительная истина — это неполнота наших знаний, их незавершенность Во-вторых, в процессе изучения конкретных явлений н сторон окружающего мира человек может получить сведения, к-рые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки. Эти верные элементы наших знаний также можно рассматривать как абсолютно истинные (их называют иногда вечными истинами; к вечным истинам относятся также твердо установленные частные факты, знания об уже совершившихся событиях, напр. запуск первого искусственного спутника Земли, смерть Толстого и т. п.; подобного рода истины часто тривиальны и не представляют значительной ценности для научного познания). Те знания, к-рые отражают действительность неточно и могут быть в дальнейшем уточнены или изменены, являются относительно истинными. Изменчивость наших знаний связана и с тем, что истина всегда конкретна. Это означает зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в к-рых они существуют и развиваются. Истинное суждение о предмете, находящемся в одних условиях, может оказаться ложным, если предмет попадает в другие условия. Так, утверждение, что вода кипит при 100° С, будет правильно лишь при наличии нормального атмосферного давления (в 760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. Поскольку само явление и условия его существования изменяются с течением времени, то меняется соответственно и знание, отражающее это явление. Поэтому суждение о нем, истинное для одного момента времени, может оказаться ложным для другого момента. Признавая относительный характер научных истин, незавершенность наших знаний, диалектический материализм в отличие от релятивизма не считает, что наши знания только относительны, что в них нет никаких элементов абсолютной истины. «...Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии пауки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, по пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин). Подчеркивание относительности, ограниченности наших знаний мешает им превратиться в догмы, в мертвые, застывшие схемы. Наличие в научных теориях элементов абсолютной истины свидетельствует о том, что эти .теории не есть нечто произвольное, субъективное, что наше познание представляет собой процесс все более точного, все более глубокого отражения объективного мира.

 

37. Истина и практика. Основные представители прагматизм и марксизм. Марксизм – на практике человек доказывает истинность своего мышления. Однако использование практики как критерия истинности вызывает свои трудности. Необходимо ответить на вопрос: что есть практика и каковы ее критерии? В марксизме практика связывается с революционными преобразованиями общества. Однако это теоретические категории, которые применяются к понятию «истина», т.е. опять же теория определяется через теорию. С другой стороны, истинное не всегда работает на практике. Рассмотрим 2 теории электричества: Ломоносова и Этенуса. Ломоносов хотя и рассматривал электричество как движение частиц (что истинно), но рекомендовал не заземлять громоотводы, поскольку полагал, что движение частиц в металле должно замедлять и гасить движение частиц в воздухе. Этенус же рассматривая в качестве источника электричества некую электрическую жидкость (что ложно), рекомендовал заземлять громоотводы для того, чтобы электрическая жидкость стекала в землю.

Прагматизм. Один из его основателей У. Джемс определял истину как процесс приятного вождения по опыту. Т.е. истина – то, что даст возможность с большим успехом переносить жизнь и организовывать опыт. Идея Джемса – плюрализм истины, но в науке эта идея не применима.

Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.

Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью.

Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:

а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);

б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);

в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:

а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;

б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;

в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.

Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.