Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалектика содержательного и формального в познании.



Формальное и содержательное понимается в следующих значениях:

1) производных от категорий содержания и формы в их общефилософском понимании, когда к Формальному относят правила, операции, методы, ориентированные преимущественно на исследование формы (структуры) предмета или явления (математические, системно-структурные методы, функциональный метод кибернетики и т. д.), а все остальные правила, операции и методы рассматриваются как Содержательному;

2) производных от понятий содержания и формы мышления; в этом случае Формальное наз. исследование познавательных и логических структур в относительной независимости, во-первых, от конкретного содержания мышления, во-вторых, от свойств и связей природных и социальных явлений как их объективной основы, а Содержательное — исследование познавательных и логических форм в органической связи с исторически сформировавшейся совокупностью понятий, моделей, идеализации, абстракций, относящихся к предмету данной науки, и всеобщими сторонами и отношениями действительности, выражаемыми философскими категориями;

3) в совр. формальной логике и в основаниях математики под Формальным понимают синтаксические операции и методы, принимающие во внимание только вид и порядок символов языковых выражений, а под Содержательным — семантические операции и методы, учитывающие их значение и смысл.

Формальная Л. — наука о формах (логических схемах) мышления (рассуждения), их систематизации и условиях отбора правильных форм (логических законов). Одной из основных задач Л. является систематическая формализация и каталогизация правильных способов рассуждений, т. е. общезначимых (всегда истинных) рациональных форм языкового выражения результатов мышления, а также выявление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Центральным в Л. является понятие логической формы как способа построения, выражения, связи мыслей и их частей различного конкретного содержания, осуществляемого в процессе познания. Использование в познании той или иной логической формы оп-ределяется характером отражаемого в мышлении содержания (имена, простые и сложные высказывания, дефиниции, выводы, доказательства и др.).

Содержательная логика – оперирует категориями; описывает внутреннюю структуру познаваемого объекта; данная логика имеет более широкое применение в познании

12. Диалектика исторического и логического. Основные требования к конкретно-историческому подходу в изучении системы.

Историческое и логическое - философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Л.- те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату, в к-ром последовательно складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли «полной зрелости, своей классической формы» (Энгельс). И. и л. находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую н определенному результату. Во-вторых, единство И. и л. выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого.

Абстрактный историзм – это изучение истории объекта с помощью только логического. Абстрактный историзм порождает искаженную передачу информации об объекте.

Принцип историзма и конкретно-исторический подход позволяют анализировать материальные системы и процессы как со стороны внутренней, так и со стороны внешней, со стороны связи данной материальной системы с другими. Отличие принципа историзма от конкретно-исторического подхода заключается еще и в-том, что принцип историзма есть, в значительной мере, логический метод познания, в то время как конкретно-исторический подход позволяет рассматривать материальную систему во всей полноте ее индивидуальности. Это объясняется тем, что восстановить историю уже ставшей материальной системы можно только логическим путем.

Диалектика эмпирического и теоретического в познании. Эмпирические и теоретические уровни методологии (на примерах анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического методов).

Емпіричний (від грец. - досвідчений) рівень знання - це таке знання, зміст якого в основному одержано з досвіду (зі спостережень та експериментів), підданого деякій раціональній обробці, тобто сформульованого певною мовою. Характерною особливістю емпіричного пізнавального рівня є те, що він включає в себе безпосередній контакт дослідника з предметом за допомогою органів відчуттів або приладів, що їх подовжують; дає знання зовнішніх, видимих зв’язків між явищами. Вершиною емпіричного пізнання є фіксація повторення явищ без пояснення причин. Емпіричні знання спираються на емпіричні факти й співвідношення, дані спостереження, показання приладів, записані в протокол, зведені в таблицю чи подані графічно тощо.

Теоретичний (від грец. - розгляд, дослідження) рівень пізнання це, по-перше, логічне узагальнення практичного досвіду людей: по-друге, протилежні емпіричним методам наукові методи пізнання. Теоретичне знання має загальний і необхідний характер і містить відомості про внутрішні закономірності спостережуваних явищ. На цьому рівні можна отримати певні знання не тільки за допомогою досвіду, але й абстрактного мислення.

14. Понятие факта. Роль факта в теории и практике.

ФАКТ (лат.— сделанное) — понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой — несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект). В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Научная теория в саморазвертывании генерирует возможность возникновения новых Ф., описывает и объясняет их, выполняет предсказательную функцию. Таким образом, эмпирические Ф. и теория диалектически взаимосвязаны в процессе развития научного знания. Противопоставление или отождествление их ведет к крайностям фактуализма и теоретизма — противоположным подходам к пониманию роли Ф. в са-модвижении научного знания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.