Формальное и содержательное понимается в следующих значениях:
1) производных от категорий содержания и формы в их общефилософском понимании, когда к Формальному относят правила, операции, методы, ориентированные преимущественно на исследование формы (структуры) предмета или явления (математические, системно-структурные методы, функциональный метод кибернетики и т. д.), а все остальные правила, операции и методы рассматриваются как Содержательному;
2) производных от понятий содержания и формы мышления; в этом случае Формальное наз. исследование познавательных и логических структур в относительной независимости, во-первых, от конкретного содержания мышления, во-вторых, от свойств и связей природных и социальных явлений как их объективной основы, а Содержательное — исследование познавательных и логических форм в органической связи с исторически сформировавшейся совокупностью понятий, моделей, идеализации, абстракций, относящихся к предмету данной науки, и всеобщими сторонами и отношениями действительности, выражаемыми философскими категориями;
3) в совр. формальной логике и в основаниях математики под Формальным понимают синтаксические операции и методы, принимающие во внимание только вид и порядок символов языковых выражений, а под Содержательным — семантические операции и методы, учитывающие их значение и смысл.
Формальная Л. — наука о формах (логических схемах) мышления (рассуждения), их систематизации и условиях отбора правильных форм (логических законов). Одной из основных задач Л. является систематическая формализация и каталогизация правильных способов рассуждений, т. е. общезначимых (всегда истинных) рациональных форм языкового выражения результатов мышления, а также выявление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Центральным в Л. является понятие логической формы как способа построения, выражения, связи мыслей и их частей различного конкретного содержания, осуществляемого в процессе познания. Использование в познании той или иной логической формы оп-ределяется характером отражаемого в мышлении содержания (имена, простые и сложные высказывания, дефиниции, выводы, доказательства и др.).
Содержательная логика – оперирует категориями; описывает внутреннюю структуру познаваемого объекта; данная логика имеет более широкое применение в познании
12. Диалектика исторического и логического. Основные требования к конкретно-историческому подходу в изучении системы.
Историческое и логическое - философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта. Л.- те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату, в к-ром последовательно складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли «полной зрелости, своей классической формы» (Энгельс). И. и л. находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую н определенному результату. Во-вторых, единство И. и л. выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого.
Абстрактный историзм – это изучение истории объекта с помощью только логического. Абстрактный историзм порождает искаженную передачу информации об объекте.
Принцип историзма и конкретно-исторический подход позволяют анализировать материальные системы и процессы как со стороны внутренней, так и со стороны внешней, со стороны связи данной материальной системы с другими. Отличие принципа историзма от конкретно-исторического подхода заключается еще и в-том, что принцип историзма есть, в значительной мере, логический метод познания, в то время как конкретно-исторический подход позволяет рассматривать материальную систему во всей полноте ее индивидуальности. Это объясняется тем, что восстановить историю уже ставшей материальной системы можно только логическим путем.
Диалектика эмпирического и теоретического в познании. Эмпирические и теоретические уровни методологии (на примерах анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического методов).
Емпіричний (від грец. - досвідчений) рівень знання - це таке знання, зміст якого в основному одержано з досвіду (зі спостережень та експериментів), підданого деякій раціональній обробці, тобто сформульованого певною мовою. Характерною особливістю емпіричного пізнавального рівня є те, що він включає в себе безпосередній контакт дослідника з предметом за допомогою органів відчуттів або приладів, що їх подовжують; дає знання зовнішніх, видимих зв’язків між явищами. Вершиною емпіричного пізнання є фіксація повторення явищ без пояснення причин. Емпіричні знання спираються на емпіричні факти й співвідношення, дані спостереження, показання приладів, записані в протокол, зведені в таблицю чи подані графічно тощо.
Теоретичний (від грец. - розгляд, дослідження) рівень пізнання це, по-перше, логічне узагальнення практичного досвіду людей: по-друге, протилежні емпіричним методам наукові методи пізнання. Теоретичне знання має загальний і необхідний характер і містить відомості про внутрішні закономірності спостережуваних явищ. На цьому рівні можна отримати певні знання не тільки за допомогою досвіду, але й абстрактного мислення.
14. Понятие факта. Роль факта в теории и практике.
ФАКТ (лат.— сделанное) — понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой — несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект). В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Научная теория в саморазвертывании генерирует возможность возникновения новых Ф., описывает и объясняет их, выполняет предсказательную функцию. Таким образом, эмпирические Ф. и теория диалектически взаимосвязаны в процессе развития научного знания. Противопоставление или отождествление их ведет к крайностям фактуализма и теоретизма — противоположным подходам к пониманию роли Ф. в са-модвижении научного знания.