Дело в том, что Томас Кун считает, что «взрывной» переход от одной парадигмы к другой невозможно понять и выразить с помощью логики. И это действительно так, но только если принимать во внимание лишь одну-единственную логику (а именно она-то больше всего и бросается в глаза) — логику формальную. Однако кроме нее есть и другая — содержательная логика. Мы имеем эти две логики потому, что в знании человека действуют и взаимодействуют между собой две формы
Одна из них — содержательная форма — это отражение внутренней формы самого изучаемого объекта. Эта внутренняя форма есть специфический способ организации какого-либо определенного материала, то есть эта форма равняется объективной универсальной форме бытия, взаимодействия и развития содержания любого изучаемого объекта. Без знания этой формы, выражающейся в категориях и законах диалектики, никакой ученый не способен вообще увидеть и понять свой конкретный, специфический объект. Определение и развитие таких форм осуществляется совместными усилиями науки (понятие) и философии (категория).«Мыслить и означает, собственно, устанавливать между понятиями категориальную связь, раскрывать их категориальное значение.
Кроме содержательной формы, в составе нашего мышления функционирует форма формальная. По выражению С.Н.Мареева, «...это форма, безразлично, формально относящаяся к своему содержанию»16. Задача логики, основанной на формальной форме, — овеществить, опредметить любое знание в языке, превращая его тем самым в информацию с тем, чтобы знание можно было хранить, передавать и использовать. Такую логику мы называем формальной, или традиционной. Если нарушать законы формальной логики, то исчезает возможность понимания и значит, — общения. Формальная логика в силу того, что она хранит и передает информацию, имеет коммуникативную функцию.
Однако функция формальной логики связана не только с производством, но и с использованием информации. Не ставя перед собой задачу разбираться с содержанием и содержательной формой объекта, формальная логика берет их как данность и начинает эту данность «препарировать» в соответствии со своими правилами. Это позволяет применять в познании так называемый метод формализации, в состав которого, в частности, входит и метод математизации. Мышление здесь выступает «...как формальное преобразование исходных формул по известным правилам, которые аналогичны правилам счета в алгебре; логическое мышление отображается в логическом исчислении»19. Вся современная компьютерная техника способна работать только на основе такого «логического исчисления».
Содержательный и формальный компоненты мышления также не следует альтернативно противопоставлять друг другу. Просто у них разные, хотя и взаимосвязанные, функции в познании. Если формальный компонент мышления основан на принципе самотождественности, устойчивости и является воплощением рассудка, то содержательный компонент мышления органически соединяет устойчивость с изменчивостью, рассматривая их в противоречивом единстве и являясь выражением диалектики. Поскольку же диалектика не может функционировать без применения рассудка, постольку и формальный момент познания является совершенно необходимым моментом развития содержательного познания действительности. Система формальных определений мышления является совершенно необходимой «подсистемой» логики содержательной как системы теоретических определений мышления, главным принципом и целью которой является постижение объективной логики (логоса) предмета исследования. А значит, содержательная логика — это логика диалектическая.
Диалектическая логика есть логика саморазвития. Свобода и творческий характер человека проявляются прежде всего в той его способности, наличием которой он резко отличается от животных, а именно — в его способности изобретать способы действовать по логике объекта.