Гегель допускает, что каждый из индивидов, взятый порознь, мыслит абстрактно-рассудочно. И если выявить законы и категории логики на пути отвлечения того одинакового, которое свойственно сознанию индивида, – получили бы "рассудочную логику", Каждый отдельно взятыйиндивид образует свое сознание по законам "рассудка". Но, несмотря на это или, вернее, благодаря этому результатом их совокупных познавательных усилий оказываются формы "разума". формы разума – формы, которым на самом деле, независимо от сознания каждого из индивидов, подчиняется процесс развития всеобщего человеческого сознания, естественно, нельзя отвлечь в качестве того "одинакового", которым обладает каждый отдельный индивид. Их можно выявить в рассмотрении всеобщего развития, в качестве законов этого развития. В сознании каждого отдельного индивида законы "разума" осуществляются крайне однобоко – "абстрактно", и это абстрактное обнаружение "разума" в единичном сознании и есть "рассудок". Индивида, который не владеет категориями разума, всеобщий процесс развития все-таки заставляет принять "точку зрения разума" на вещи. Сознание, которое ему навязывает общественная жизнь, поэтому всегда и расходится с тем сознанием, которое он способен выработать сам, пользуясь категориями рассудка, точнее, односторонне понятыми категориями "разума". Поэтому и сознание отдельного индивиданевозможно объяснить исходя из категорий "рассудка". В нем всегда имеется результат, абсолютно необъяснимый с точки зрения этих категорий, этого понимания категорий. Рассудок" предстает как способ идеальных действий абстрактного, обособленного индивида, противостоящего всем другим индивидам, – как способ, оправданный точкой зрения "абстрактного" изолированного индивида. "Разум" же – как способ действий, исходящий из точки зрения общественного человечества, как способ, соответствующий этой и только этой точке зрения. "Рассудок" совпадает в терминологии Гегеля с "метафизикой" в нашем, в диалектико-материалистическом понимании, а логика, подытоживающая формы действий "рассудка", – с логикой метафизического мышления, абстрактно разрывающего объективно сращенные определения вещей. "Рассудок" всегда абстрактен, "разум" же, напротив, конкретен, поскольку он выражает любую вещь как единство взаимопредполагающих определений, кажущихся "рассудку" несоединимыми, взаимоисключающими. "Рассудок", как форма деятельности субъекта в познании, в отражении внешнего мира, предшествует "разуму" и по времени и по существу. Он составляет такую стадию в развитии интеллекта, на которой этот последний еще не до конца обособился от животной формы отражения. Сознавая вещи "рассудочно", человек лишь проделывает сознательно то же самое, что животное проделывает без сознания. Индивиды взаимно изменяют, сталкиваясь между собой, сознание друг друга. в сфере всеобщего сознания, в совокупном сознании человечества, осуществляются категории "разума". только человек, осознающий вещи с точки зрения категорий разума, и осознает их со всеобще-человеческой точки зрения. Индивида, который не владеет категориями разума, всеобщий процесс развития все-таки заставляет принять "точку зрения разума" на вещи. Сознание, которое ему навязывает общественная жизнь, поэтому всегда и расходится с тем сознанием, которое он способен выработать сам, пользуясь категориями рассудка, или, точнее, односторонне понятыми категориями "разума".
Догматизм и скептицизм. Эклектика и софистика
Догматизм ( догма- греч мнение, учение, постановление), древнегреч философы догматизмом наз философии вообще, т к она формирует опред положения. Кант Д считал всякое познание, кот не основано на предварительном исследовании, его возможностей и предпосылок. Гегель – как метофизическое рассудачное мышление. Д-зм- это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами,т.е неизменными положениями, принимаемыми на веру без докозательств, без учета конкр обстоятельств места и времи, на основе слепого подчинения авторитету.
Скептицизм – древнегреч учение, (Пиррон впервые придал систематически законченную форму распространненую в др Гр сомнениям в позновательной ценности чувственности. ) Формы- моральный и логический. Став философ учением С превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Платон последователь. Диаген- С отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рацион обоснования нравственных норм. Поздний С- резкая направленность против концепции истины, единст критерием кот он считал видимость: «Все лишь кажется», противопост друг другу ощущамое( видимое) и мыслимое. Ренесансно- просветительский С- установка на ментальное противостояние авторитета традиции,(, декарт, Вольтер Дидро , Руссо). –Философия Юма- сомнение в бытии объекта.
Софистика – учение представителей Афин, тяготевших к релятивизму. ( от греч- мудрец, термин которым тогда наз платных учетилей ораторского искусства). Софисты не стремились создать опред- цельную систему знаний, цель- научить учеников исп преобретен знания в дискуссиях и полемике, акцент- на риторику. Учили приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логич мышления, потом сосредоточиличь на разработке логич уловок, основан на внешн сходстве явлений, на том что событие извлекается из общей связи, на многозначности слов, на подмене понятий. Протагор, Антифон исслед проблемы политики, этики , гос-ва и права и языкознания. Прежние принцыпы подвергали сомнению, все истины объявили относительными. «Человек есть мера всех вещей» трансформировался в идею о том что челвек имеет свою особую истину
Экле́ктика, также эклекти́зм (др.-греч. «избранный, отборный» — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их соединении. Термин введён в употребление во II веке Потамоном. Различают искусственную эклектику (механическое соединение разнородных элементов) и противоположную ей гармоничное сочетание разнородных элементов. Эклектика — ярко выраженная реконструктивная приверженность классическим канонам и традициям в изобразительном искусстве, базирующаяся на устоявшихся стереотипах и идеалах. Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой эклектизм знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, , после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение., после Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, в александрийской философии не получает всеобщего признания. В XIX веке эклектиком был Кузен, старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл».. . Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм, следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собст системы.