Будь рядом с ним Алексей Кузнецов, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, этого никогда бы не произошло, и Россия пошла бы совсем иным путем развития.
Но — история не имеет сослагательного наклонения. Из нее лишь можно понять, насколько был принципиальным и опасным в Советском Союзе (а тем более — в современной России) «русский вопрос».
Олег Каратаев – доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Газета «Новый Петербурга, № 7 и № 8, 2003г.О.Каратаев «Еврейский блюз», Санкт-Петербург 2004 г.
Листовка «Славянского Культурного Центра», Вилючинск, ул. Гусарова, 51-71. Тираж 999 экз. Май 2004 г.
О. Г. Каратаев -профессор, доктор технических наук, доктор юридических наук, академик, старший советник юстиции, декан юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета Водных Коммуникаций
Константин Душенов
ПОЧЕМУ РУССКИЕ ЛЮБЯТ СТАЛИНА,
И СТАЛИНА ЛИ ОНИ ЛЮБЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Часть первая: Сияющий миф и жестокая правда
Каким человеком был Иосиф Джугашвили, спорить бессмысленно. Это знает один Бог-сердцеведец. А для современной России, для нынешнего поколения русских людей Сталин уже давно перестал быть реальным человеком, реальным историческим персонажем. Он – символ. Живое олицетворение эпохи ‑ великой и страшной, трагичной и героической. Для одних – символ державной мощи и беспощадной воли к победе, решительности и бескорыстия. Для других – синоним жестоких репрессий и массовых казней, презрения к людям и тотального подавления «инакомыслящих». Для одних – герой. Для других – злодей. Но в любом случае Сталин ‑ фигура колоссального исторического масштаба. И потому памятник Генералиссимусу должен, конечно, стоять в самом сердце Москвы, рядом с Кремлём.
ВЕТЕР ИСТОРИИ
В 1943 году Сталин сказал Молотову: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметёт его». Так оно и вышло. После смерти Вождя либеральная чернь марала его имя отчаянно и самозабвенно. Стаи шакалов остервенело рвали мёртвого льва, мстя ему за свой липкий страх, за бессонные ночи, за собственную трусость, подлость и враньё. Местечковые обличители «культа личности» сладострастно вздыхали и тихо млели, безнаказанно пиная того, чьё имя ещё недавно наводило на них смертный ужас, чьи портреты они вешали в изголовье, чьи сапоги вылизывали до зеркального блеска, суетясь и отпихивая друг друга.
Умер Хозяин! Холёные кремлёвские идеологи, пожилые троцкистские недобитки и пейсатые хасидские раввины в едином порыве ринулись на его надгробье, празднуя освобождение: Хозяин умер! Румяные партаппаратчики и интеллигентные евреи лихо отплясывали Хава нагилу, норовя попасть поверженному Вождю каблуком прямо в лицо, а вороньё помельче мельтешило вокруг, хрипло грая: «Хозяин умер-р-р, умер-р-р, умер-р-р..»
«Братья» пели и плясали, а их Хозяин лежал в мавзолее, рядом с нарумяненным трупом своего революционного «учителя», богоборческое учение которого он перекроил до неузнаваемости, чтобы положить в основание построенной им Красной империи. Лежал, пресыщенный битвами и победами, властью и кровью, славой и лестью. Безразличный ко всему. Усталый, седой, неживой…
Потом они вытащили его из мавзолея и закопали рядом, у стены.
Но страх и ненависть его бывших соратников, бывших его рабов были столь велики, что даже после этого, даже когда от страшного всесильного Хозяина осталась лишь горсть пепла, щепотка золы – они не могли ничего забыть и простить. Даже по прошествии лет и десятилетий не могли успокоиться. Но эта тревога, ‑ «а навсегда, навсегда ли умер Хозяин?» ‑ всё-таки не помешала им устроиться в постсталинской «совдепии» вполне прилично. А потом настала «демократия». И тогда они сказали:
«Мы поселились в твоём социализме. Мы поделили страну, созданную тобой. Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было.
Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени…
Мы не желаем быть благодарными тебе за свою жизнь и жизнь своего рода, усатая сука.
Но втайне мы знаем: если б не было тебя – не было бы нас. Поэтому мы желаем обставить дело так, что мы как бы и не брали у тебя взаймы, а заработали сами. Чтоб избавиться от тебя, мы придумываем всё новые и новые истории в жанре альтернативной истории, в жанре мухлежа и шулерства, в жанре тупого вранья, в жанре восхитительной и подлой демагогии…
Ты стоял во главе страны, победившей в самой страшной войне за всю историю человечества. Ненависть к тебе соразмерна только твоим делам. Ненавидят тех, кто делает. К тем, кто ничего не делает, нет никаких претензий.
Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда – самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе.
Кому всё это может понравиться?
Мы очень стараемся, и всё никак не сумеем растратить и пустить по ветру твое наследство, твоё имя, заменить светлую память о твоих великих свершениях ‑ чёрной памятью о твоих, да, реальных, и, да, чудовищных преступлениях.
Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят»[1].
Но Хозяин не отозвался даже на этот наглый вызов. Его набальзамированный труп в парадном мундире генералиссимуса давно истлел у кремлёвской стены. А его страна, растерзанная крючконосой сволочью, распятая на кресте их вселенской злобы, умирала страшной, медленной смертью, отдавая последние свои соки, последние жизненные силы свои ‑ туче алчных жужжащих паразитов, туче маленьких пучеглазых кровососов, вкачивавших в её гигантский трепещущий организм свой гнилостный трупный яд в обмен на остатки жизненной силы, остатки живой тёплой крови, которую они пили жадно, захлёбываясь и урча, постанывая от невыносимого палаческого наслаждения.
Всё. Казалось, всё. Допьют, нагадят на труп и – полетят искать себе новое логово…
Но вдруг… Вдруг…
Твоя воля, Господи!
ГОЛОСА ИЗДАЛЕКА
Из давнего прошлого, из навсегда, казалось бы, затоптанной и заплёванной эпохи «кровавой сталинщины», к нам доносятся голоса… И сытая, насосавшаяся, разомлевшая хевра содрогается, читая в них, едва слышных, далёких, свой смертный приговор:
«Народ ваш – народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий Русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингисхана, Тамерлана, Карла XII, Наполеона пытались завладеть Русской землей и поработить ее народ, не раз орошалась православная земля кровью ее верных сынов, но все это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов. Все эти попытки поработить Русский народ, навязать ему другие государственные идеи, другую веру, ни к чему не привели.
Гитлер со всеми своими полчищами, наемниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. Под гениальным водительством своего верховного вождя Иосифа Виссарионовича Сталина и его доблестных генералов, народ-исполин разгромил германские полчища, изгнал врага из пределов своей Родины и, усеяв вражьими трупами бесконечные российские просторы, – водрузил победоносное Русское знамя в самом сердце германской столицы – на рейхстаге!
И в данном случае вера в Бога поддержала многострадальный Русский народ на его кровавом крестном пути. И ваше доблестное правительство отметило блестящую и полезную работу духовенства в самые тяжелые часы военной страды.
Я считаю себя счастливым, находясь в Москве – наследнице Православия, полученного от Византии. Да! Я счастлив! И это не удивительно!
Наши предки, взирая на великие и славные деяния Русского народа, – всегда восхищались ими… Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина – достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета.
Мы твердо верим, что ваша Святая Церковь наслаждается полным миром и спокойствием, с каждым днем развивая все более и более свою многополезную деятельность на церковно-общественной ниве. И все это она может делать, благодаря чуткому, внимательному отношению к ней со стороны Советского Правительства. А посему мы будем молить Всевышнего, дабы Он сохранил это Правительство и его Главу ‑ Иосифа Виссарионовича Сталина, а также весь богоспасаемый Русский народ на многие, многие и многие лета!!!»[2]
Эту замечательную речь произнес осенью 1947 года митрополит Гор Ливанских Илия (в миру ‑ Салим Насиф Карам). Его история сегодня хорошо известна православным русским людям. Когда началась Великая Отечественная война, митрополит решил уйти в затвор и просить Матерь Божию открыть ему, чем можно помочь России.
Через трое суток ему в огненном столпе явилась Пресвятая Богородица и объявила, что нужно сделать для победы. «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. – повелела Она – Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка передал всё, что ему было открыто, представителям Русской Церкви и советского правительства. После победы, осенью 1947 года, по официальному приглашению властей митрополит Илия прибыл в Советский Союз. После литургии 23 ноября он сказал, обращаясь к москвичам: «Я много слышал о великом верующем Русском народе, но только теперь своими собственными глазами убедился, как велика вера у Русского народа, как он любит Бога, с каким он усердием молится в Церкви. Я много знал о великом Русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является величайшей Церковью Православия. Я буду просить Господа Бога, чтобы он благословлял и в дальнейшем Русский народ. Господь Бог благословляет Русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой Земли и землю русскую можно сравнить со Святой Палестинской Землей». [3]
Митрополит Илия отошел ко Господу 27 июня 1979 года в возрасте 97 лет. После его кончины долгое время никто из церковных иерархов не решался высказываться на эту запретную тему. Но крушение СССР и последовавший затем шабаш либеральных русофобов и богоборцев заставил-таки лучших представителей русского духовенства вернуться к обсуждению проблем «православного сталинизма».
«У нас в России подвергаются осуждению те, кто имеет государственное направление, ‑ заявил в 1995 году известнейший диссидент брежневской эпохи, священник Дмитрий Дудко. ‑ Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Так же осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и надолго удержавшего разброд России.
Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо – государственность! Как ни кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас ‑ безнаказанно, безвестно? Ни в какое сравнение не идет та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи!
Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а я скажу – с духовной, поскольку я священник. Начну сразу с вопроса. Что лучше – «деспотизм» сталинских времен или демократия нашего времени? Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, когда было больше обездоленных, заключенных, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати? Когда еще, в какие времена, весь народ, за исключением немногих, сидел па голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?
Но как сообразовать сталинизм с христианскими понятиями, спросят у меня? Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду. Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм – это дверь к Богу с черного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими.
Я никогда не забуду, как один высокопоставленный коммунист мне сказал, что, хотя он и атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которую не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории? Ведь она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!
Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, такие, как крупный ученый и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, ее боятся хваленые капиталистические страны.
Есть у Сталина такое выражение: «прошлое принадлежит Богу». Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. «Чур, перекрестись...» – да, я это слышу. Кому кланяешься, мол, не антихристу ли?
А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, по Евангелию: один сказал «пойду» и не пошёл, другой сказал: «не пойду», но пошёл.
Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, вечную память. Не случайно он учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему её приобрести. А мы этого не понимаем... Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым..»[4]
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
И всё-таки мучительно хочется узнать, понять – кем он был, Сталин? Человек, приложивший руку к разрушению великой Белой империи, владевшей полумиром, и воздвигший на её руинах империю Красную, ещё более великую и страшную, добавившую к прежним владениям Рюриковичей-Романовых огромный кусок вассальных земель в Германии, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Монголии, Китае, Корее… Превзошедший своими завоеваниями Александра Македонского и Чингисхана, Наполеона и Гитлера… Утвердивший свою власть на гекатомбах русских трупов, бестрепетно заливший русской кровью остолбеневшую от ужаса Европу…
И… и… И спасший русское сердце от вражьего плена, вернувший ему жажду всемирного служения, возвративший Кремлю его мессианскую волю и стать.
О, глубина и величие недомыслимых судеб Божиих!..
Что же до сих пор так пугает либералов в Сталине? А в русской любви к Сталину? Кажется, знаю. Одних ‑ расслабленных, робких и безвольных, разменявших величие своих славных предков на душное благополучие современной бесполой Европы, пугает сама мысль о том, что история творится железом и кровью, подвигом и жертвой, самоотверженностью и бескомпромиссной готовностью к борьбе. Что для того, чтобы жить, надо бороться. Воевать. Жертвовать. Умирать. Сама эта мысль, очевидная для любого сталиниста, невыносима для гламурной, педрильной, пресыщенной «цивилизации потребления», осоловевшей и окончательно отупевшей от своего заёмного благополучия.
А других – тех, кто поумнее, кто понимает, что почём, кто ловко дёргает этих безвольных зажравшихся кукол за верёвочки, стоя за кулисами и кипя многовековой фанатической ненавистью к ним и к их умирающему «постхристианскому» миру – в сталинизме пугает воля к борьбе и победе. Живая причастность к Истории во всём многообразии её манящих и отталкивающих форм. Дерзкая сила, неумолимая, бесшабашная и жестокая. Молодая упрямая жажда подмять под себя, перекроить, перенаправить течение исторических потоков, возмутить их размеренный неспешный ход. Нерастраченная энергия, жаркая вера, готовность к борьбе и жертве. Невероятное терпение и упорство. Но главное ‑ беспощадная политическая воля, готовая равно умереть или убить, но непременно добиться поставленной цели…
Короче: они боятся пробуждения тех замечательных качеств Русской души, благодаря которым Россия, по милости Божией, на протяжении долгих веков любое поражение в конце концов обращает в свою победу!
Мертвечина всегда опасается жизни. Нежить боится солнца. Трупоедов пугает дневной свет! И для того, чтобы погубить, задушить, затоптать, замучить эту непокорную Русскую Жизнь, Русскую Волю, они готовы на всё. И реальный, исторический Сталин, Сталин-человек, со всеми своими просчётами, слабостями и грехами, давно истлевший в казённой могиле у кремлёвской стены, им не опасен. Но безмерно опасен Сталин-миф, Сталин-сказка, Сталин-символ, вобравший в себя всю горечь русских унижений последнего столетия, всю народную надежду на освобождение от постылого хазарского ига, всю священную ярость, весь праведный русский гнев против поработителей нашей Отчизны, врагов Бога и Святой Руси…
А настоящий Иосиф Джугашвили с течением времени имеет к этому Сталину – грозному, сияющему, непреклонному, беспощадному, великому ‑ всё меньшее и меньшее отношение.
Да и был ли он на самом деле, этот мальчик Иосиф, маленький, худенький Сосо?
Говорят, был…
СКАЗКИ ПОДРУГИ КЭКЭ
Столетняя Хана Мошиашвили, грузинская еврейка, подруга Кэкэ (матери Сталина), переехавшая в 1972 году в Израиль, поведала миру, как однажды в детстве Сосо и его друзья запустили в синагогу свинью. Православный священник отругал их. А потом, обращаясь к своим прихожанам, сказал: «Имеются заблудшие овцы, которые несколько дней назад совершили богохульство в одном из домов Бога». А маленький Сосо никак не мог понять: какой же это дом Бога? Это ж иудейское капище! Да и вообще, как можно защищать людей чужой веры, враждебных вере твоих предков, ненавистников твоего Бога и Спасителя?![5]
Такие вот байки – имеющие скорее литературную, а не историческую ценность ‑ лежат в основании множества мифов и легенд, окружающих сегодня Сталина и практически полностью скрывающих его реальную фигуру от глаз наших современников. Например, мифа об антисемитизме Сталина. Или легенды о его любви к русскому народу…
* * *
Начнём с антисемитизма.
Много лет спустя после истории со свиньёй в синагоге, в 1905 году, уже будучи атеистом и революционером, Сталин скажет, выступая перед рабочими Батума: «Ленин возмущен, что Бог послал ему таких товарищей, как меньшевики! В самом деле, что это за народ! Мартов, Дан, Аксельрод – жиды обрезанные. Да старая баба Засулич. Поди и работай с ними. Ни на борьбу с ними не пойдешь, ни на пиру не повеселишься. Трусы и торгаши!»[6]
А в 1907 году, вернувшись с Лондонского съезда и анализируя национальный состав партийного руководства, он писал: «Статистика показала, что большинство меньшевистской фракции составляют евреи, далее идут грузины, потом русские. Зато громадное большинство большевистской фракции составляют русские, далее идут евреи, затем грузины и т.д. По этому поводу кто-то из большевиков заметил шутя, что меньшевики – еврейская фракция, большевики – истинно русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром».
Именно такой «погром» и устроил Сталин местечковым революционерам-русофобам в 1937 году. Этого-то погрома и не может ему до сих пор простить прожидовленная «либеральная интеллигенция». Не может и не хочет. Несмотря на то, что антисемитом Вождь никогда не был. 12 января 1931 года, отвечая на вопросЕврейского телеграфного агентства из Америки, Сталин сказал:
«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».
И евреи до сих пор помнят это. «Сталин не был юдофобом, ‑ пишет современный исследователь «тайн сталинизма» Михаил Хейфец в обширной статье «Неизвестный Сталин»,[7] ‑ Да, был хамом, да, мог по-уличному оскорбить не понравившихся ему евреев, назвав «жидами». Но ‑ выдвигал преданного Мехлиса или работящего, как паровой молот, Кагановича и многих-многих других. Антисемитизм, который справедливо наблюдают в политике Сталина последних примерно шестнадцати лет правления, имел источником не неприязнь к евреям, тем более - не разочарование в позиции Израиля на мировой политической карте, как предполагают некоторые политологи. Антиеврейские тенденции стали обозначаться в его политике, в том числе кадровой, по-видимому, с 1936-37 гг., т. е. задолго до союза с Гитлером и тем паче до появления Израиля».
Вот так! И это правда. «Антисемитизм» Сталина расцвёл тогда, когда он, столкнувшись с необходимостью быстро модернизировать СССР в преддверии Мировой войны, вдруг обнаружил, что «ленинская гвардия», составлявшая на тот момент элиту страны и состоявшая процентов на 80 из евреев, патологически неспособна к созидательному труду. Крушить Россию – да! Резать русских – пожалуйста! Душить попов – с удовольствием! Но созидать, строить, возрождать – категорически непригодны. Руки заточены не под это!..
Вот тогда-то Сталин и запустил политические механизмы, приведшие к масштабным кадровым чисткам 1937-38 годов. Сохранив даже в эти страшные дни тех евреев-руководителей, которые сумели-таки вписаться в новую политическую реальность…
С той поры и до последнего своего вздоха Сталин жестоко подавлял любую попытку еврейского лобби в СССР влиять на его государственную политику в узко-национальных еврейских интересах. Отсюда и процесс против «сионистских агентов» из Еврейского антифашистского комитета, и пресловутое «дело врачей»… В домашних условиях Сталин не раз озабоченно говорил дочке Светлане: «сионизмом заражено всё старшее поколение, а они молодежь учат»...[8] И накануне смерти Вождя, весной 1953 года, эшелоны Гулага уже стояли на подъездных путях в Подмосковье, готовые вывезти сионизированную столичную верхушку то ли в Сибирь, то ли в Биробиджан, который Вождь создал, будто в насмешку над сионистами, на границе с Китаем, чтобы учредить требуемый ими «национальный очаг» евреев на территории СССР…
ИМПЕРИЯ UBER ALLES!
И русским патриотом, а уж тем более – русским националистом, реальный, исторический Сталин тоже никогда не был. Зато всегда был жёстким прагматиком, реалистом. И, как реалист, понимал, что без опоры на русский народ в Советском Союзе нельзя решить ни одного серьёзного вопроса. Ни индустриализацию провести, ни – уж тем более! – войну выиграть. Однако в случае необходимости он легко жертвовал своим русофильством в угоду политической конъюнктуре.
Но главной его целью, ‑ той, ради которой он сражался за власть, наступал на горло собственной песне в угоду политической выгоде момента, ради которой сажал и расстреливал, награждал и ублажал, низвергал и возносил, ради которой был готов в любой момент пожертвовать всем остальным, ‑ всегда была КРАСНАЯ ИМПЕРИЯ!
В 1935 году, беседуя с французским писателем Ролланом, Сталин сказал, что когда человек решает заниматься политикой, то он всё делает уже «не для себя, а для государства, которое требует безжалостности».
Сказано – сделано! И вот уже секретарям обкомов, крайкомов партии, начальникам управлений НКВД летит сталинская шифрограмма: «ЦК ВКП стало известно, что секретари обкомов-крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным, как нечто преступное. ЦК ВКП разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с разрешения ЦК ВКП в отношении врагов народа, которые, используя гуманный метод допроса, нагло отказываются выдать заговорщиков, месяцами не дают показаний, стараются затормозить разоблачение оставшихся на воле заговорщиков, — следовательно, продолжают борьбу с Советской властью также и в тюрьме.
Опыт показал, что такая установка дала свои результаты, намного ускорив дело разоблачения врагов народа. (…) ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, как совершенно правильный и целесообразный метод. ЦК ВКП требует от секретарей обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартии, чтобы они при проверке работников НКВД руководствовались настоящим разъяснением.
Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин»[9]
А 7 ноября 1937 года, на торжественном обеде по случаю 20-й годовщины революции, Вождь произнес знаменательный тост, многое объясняющий в его мировоззрении и понимании своей миссии:
«Русские цари сделали много плохого. Они грабили и порабощали народ. Они вели войны и захватывали территории в интересах помещиков. Но они сделали одно хорошее дело ‑ сколотили огромное государство ‑ до Камчатки. Мы получили в наследство это государство. Мы, большевики, сплотили и укрепили это государство, как единое неделимое целое. Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу.
Каждый, кто пытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, он враг, заклятый враг государства, народов СССР. И мы будем уничтожать каждого такого врага, был бы он хоть старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями (да, и мыслями), покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать. За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода!»[10]
В этом тосте – весь Сталин. Люди его интересуют мало, мало стоят в его глазах. Другое дело – Красная Империя, этот библейский «сияющий град на горе»! Она, в отличие от людей с их мелкими проблемами и страстями, для Сталина – абсолютная, вечная ценность… «Не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже вжигают светильник и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть.» (Мф. гл. 5).
Не может великое дело всей его жизни обойтись без вражьих нападок! Но укрепляя Империю, удерживая мир от хаоса, он относительно малой кровью спасает человечество от многих иных страшных зол. Таким максималистом, похоже, Сталин был с юных лет. Таким неизменно оставался до самой смерти. Менялись средства достижения цели, но сама она – великая, сияющая, прекрасная – оставалась непоколебимой, неизменной, вечной…
Неудивительно, что и его отношение к русским не раз менялось в зависимости от того, как оценивал Вождь и Учитель полезность «русского фактора» в данный момент для своего главного дела ‑ дела державного, имперского строительства «сияющего града».
Было время, когда именно в «великорусском шовинизме» Сталин видел главную опасность для построения своей империи: «Основная сила, тормозящая дело объединения республик в единый союз,— это великорусский шовинизм.‑ говорил он в 1923 году. ‑ Основная опасность состоит в том, что в связи с нэпом у нас растёт не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, старающийся стереть всё нерусское, собрать все нити управления вокруг русского начала и придавить нерусское. При такой политике мы рискуем потерять то доверие к русским пролетариям со стороны бывших угнетённых народов, которое приобрели в Октябрьские дни, когда русские пролетарии поставили национальный вопрос на совершенно новые основы. То доверие, которое мы тогда приобрели, мы можем растерять до последних остатков, если мы все не вооружимся против великорусского шовинизма, который наступает и ползёт, капля за каплей впитываясь в уши и в глаза, шаг за шагом разлагая наших работников. Иначе нам грозит допустить трещину в системе нашей диктатуры»[11].
Вскоре, однако, Сталин понял, что «бывшие угнетённые народы» сами по себе, без русского руководства, на диктатуру и державное строительство не очень-то способны. И тон его высказываний тут же изменился: «Говорят нам, что нельзя обижать националов. Это совершенно правильно, я согласен с этим,— не надо их обижать. Но создавать из этого новую теорию о том, что надо поставить великорусский пролетариат в положение неравноправного в отношении бывших угнетённых наций, — это значит сказать несообразность»[12].
Но только после Победы 45-го, когда уже всему миру стало ясно, кто является народом-героем, народом-победителем ‑ строителем, хранителем и державным стержнем Советской империи, распространившей своё влияние на большую часть земного шара, Сталин тоже признал эти очевидные факты, заявив в своём знаменитом тосте:
«Я пью за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
Спасибо ему, русскому народу, за доверие! За здоровье русского народа!»
ВЫВОДЫ:
1. Есть Сталин-миф и Сталин-человек. Сталин-миф сегодня безусловно полезен для возрождения нашего национального сознания, для мобилизации в русском народе державной воли к борьбе и победе. Что касается Сталина-человека… Каким был Иосиф Джугашвили, сказать в точности сегодня не может (и никогда уже не сможет) никто. Да это, по большому счёту, не имеет никакого значения. Бог ему судья…
2. В сталинизме как в мировоззрении и политической практике, современных врагов русского народа пугает прежде всего сочетание воли и веры. Веры в своё великое предназначение, в русскую мессианскую судьбу, в свой долг, в высший смысл народного бытия. И воля, ‑ непреклонная, беспощадная, железная воля к осуществлению этой судьбы, к политической реализации высшего смысла существования Российской Империи. Готовность на жертвы и лишения. Аскетизм, презрение к богатству и мирским благам… Именно эти качества сегодня смертельно опасны для тех, кто оккупировал нашу страну под лозунгами «демократии» и «прав человека».
3. Сталин не был ни антисемитом, ни русофилом. Он был империалистом. Империя, красная державная государственность представляла для него самостоятельную, высшую ценность. Если существованию этой Империи угрожали евреи – он уничтожал евреев. Угрожали бы китайцы – уничтожал бы китайцев. Что касается «русского вопроса», то после Победы 1945-го года Сталин прекрасно понимал, что в условия второй половины ХХ века ни один другой народ, кроме русских, уже не способен к построению и поддержанию имперской государственности. В русских он видел своих союзников, строителей и защитников Империи. В остальном они его, похоже, мало интересовали.
POST SCRIPTUM.
ДОТОШНОМУ ЧИТАТЕЛЮ.
‑ А Бог-то? Бог-то как? С Богом-то у Сталина как складывались отношения? А с Церковью нашей? – спросит внимательный православный читатель. И будет, конечно, прав. Это важнейший вопрос, не ответив на который, нельзя понять ни самого Сталина, ни его эпоху, ни её значение для нас, сегодняшних, для современной России. Для нашего Русского дела.
Но столь серьёзная тема требует отдельного разговора.
Пока скажу вкратце, что думаю.
Сталин не был закоренелым богоборцем, но и тайным христианином он тоже, скорее всего, не был. Был ли он материалистом? Сложно сказать. Таинственный, мистический, сакральный смысл Русской имперской государственности был ему, думаю, понятен и близок. Слишком много крови он пролил, слишком много смертей пережил. В таких условиях трудно остаться материалистом.
Религиозный пафос сталинского социалистического мессианства, его красного империализма, не прошёл мимо внимательных исследователей. «Сам поработив миллионы людей, по справедливости войдя в ряд самых крупных диктаторов в истории, Сталин, видимо, искренно верил, что его миссия, может быть, даже мессианская роль — освобождение трудящихся от власти капиталистов. – пишет Михаил Лобанов, один из патриархов нашей патриотической журналистики. ‑ И то, что он сделал — не в теории, а на практике — не просто бросив вызов, а противопоставив всю мощь возглавляемой им мировой державы Западу, американскому финансовому капиталу — навсегда останется в истории и придет еще время для этого наследия».[13]
Одно несомненно: для России и нашего народа Сталин был орудием Промысла Божия. И, судя по всему, чувствовал это. Так, например, за две с половиной тысячи лет до него чувствовал на себе Божью десницу вавилонский тиран Навуходоносор, повелевший всем подвластным ему народам под страхом жестокой смерти кланяться идолу, но при этом почтенный от Бога даром пророческих снов и возвестивший своим подданным «знамения и чудеса, яже сотвори Бог вышний» (Дан. 3, 99-100)…
[2] Обращение Митрополита Ливанского Илии к Святейшему Патриарху Алексию, русскому православному духовенству и всему русскому народу во главе с его Правительством. «Журнал Московской патриархии», 1948, №1.
[3] Весьма показательно, с каким ожесточением пытаются сегодня либералы очернить образ митрополита Илии. Чего-чего только не плетут! Вот, например, измышления неизвестных авторов в «Википедии» (с сокращениями, конечно, чтобы не утомлять читателей):
«13 января 1945 года хиротонисан в митрополита Библа и Ботриса (епархия Жбейля и аль-Батруна) в кафедральном соборе Дамаска. В ходе Второй мировой войны «переориентировался» на безоговорочную поддержку Московской Патриархии и немало способствовал созданию имиджа СССР как страны, где никогда не было и не могло быть религиозных гонений.
Первая поездка митрополита Илии в СССР, согласно имеющимся документам, состоялась в ноябре-декабре 1947, по приглашению Московского Патриархата. Гость служил во многих храмах Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы; получил в дар лично от Патриарха Алексия I, приходов, священников и прихожан множество ценных икон, многие в дорогих окладах. Патриарх писал о госте своей сестре: «Он едет, обремененный подарками. В частности, я ему дал: облачение, митру, белый клобук и икону в жемчугах, большой портрет в раме, чашу, дискос и весь прибор. Кроме того, на нем моя шуба (беличья)». 20 ноября Илия посетил мавзолей В.И.Ленина.
Последний визит — в 1963 году, во Псков. Поскольку в это время РПЦ подвергалась форменному разгрому (храмы закрывали сотнями и тысячами, а монастыри — десятками), в СССР могли пустить только самого проверенного «свидетеля», который затем бы на весь мир возвещал о «свободе и процветании» религии в правление Н.С.Хрущёва. Старейший клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий Ермаков († 3 февраля 2007), бывший очевидцем приезда Илии Карама в Ленинград, отзывался о нём как о «проходимце, собиравшем и увозившем русское национальное достояние».
Воспоминания митрополита Питирима (Нечаева): «Сейчас, говоря о той эпохе, часто упоминают митрополита Гор Ливанских Илию Карама — что он был молитвенником, большим другом России и т. д. Может быть, конечно, и так, только у нас полушутя называли его «грабителем». Увидит икону на аналое: «О, Матерь Божия! Матерь Божия!» — бросается к ней, целует, что-то бормочет на своём языке, — содержание речи сводится к тому, чтобы ему отдали икону. И не откажешь… В Одессе митрополит — уж на что умный человек — а имел неосторожность пригласить его к себе в келью — так потом пришлось чуть не все иконы со стенки дарить.».
Стоит ли говорить, что при внимательном рассмотрении оказывается: тут всё – враньё? И про «имидж» СССР. И посещение ленинского мавзолея ничем не подтверждено. И отзыв о.Василия Ермакова просто выдуман известным бесстыдником, дьяконом Кураевым. И никаких заявлений «о свободе и процветании религии в правление Хрущёва» митрополит Илия не делал. И «воспоминания» митрополита Питирима оказываются воспоминаниями вовсе не его, а каких-то двух кумушек, пересказывающих досужие сплетни. Но либеральным обличителям не до того. Когда надо затоптать такого видного «сталиниста», уже не до тонкостей. Всякая дрянь идёт в дело!
[4] Священник Дмитрий Дудко родился в 1922 году в семье крестьянина. Отец — Сергей Ермолаевич Дудко — был арестован в 1937 году за отказ вступить в колхоз. Мать — Елизавета Никаноровна Дудко — воспитывала 4 детей: Дмитрия, Владимира, Николая и Матрёну. В 1941-43 годах находился на оккупированной территории. В 1943 г. был призван в Красную армию, воевал. В 1944 году был комиссован после ранения и перенесённой болезни (тифа).
В 1945 году поступил в Московскую духовную семинарию. После её окончания переведён в духовную академию. 20 января 1948 года был арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по ст. 58—10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропагада). В 1956 году освобождён. Был восстановлен в академии, окончил её в 1960 году и рукоположен в священники. Служил в Московском храме Петра и Павла. В 1963 году храм был закрыт и взорван. Дмитрий Дудко был переведён служить в храм святителя Николая на Преображенском кладбище.
В 1973 году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее за его проповеди, о. Дмитрию запретили служить. Через четыре месяца запрещение было снято, а о. Дмитрий направлен священником в Московскую область. 15 января 1980 года о. Дмитрий был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1981 году уголовное дело против о. Дмитрия было закрыто. В статье «Запад ищет сенсаций», опубликованной в газете «Известия», о. Дмитрий заявил, что никогда не выступал против советской власти, а как священник лишь вёл борьбу с безбожием. Скончался 28 июня 2004 года.
[5] Рассказ этот любит вспоминать вездесущий Э.Радзинский, поместивший его в своей книге «Сталин». М.: ВАГРИУС, 1997, 2000
[6] Воспоминания видного меньшевика Р.Арсенидзе
[7] Заметки по еврейской истории. http://berkovich-zametki.com/Nomer49/Hejfec1.htm
[8] Аллилуева С. Двадцать писем к другу. М. 1990. С. 149.
[9] АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 145—146. Подлинник. Машинопись.
[10] Из дневника Г.М. Димитрова. Источник: Невежин В.А. Застольные разговоры Сталина. М., 2003. С. 148.
[11] Доклад Сталина на XII съезде РКП(б)
[12] Сталин. Сочинения, т. 5, с. 265.
[13] Михаил Лобанов. Великий государственник.
Предпринимательство и рыночные сектора экономики при Сталине. Негосударственные сектора экономики при Сталине.
"Наверное, если бы я сам прочитал лет пять-шесть назад такой заголовок, то сразу решил бы, что речь идет о ликвидации предпринимателей, как класса, перевоспитании на Беломорканале, наказаниях в ГУЛАГе и прочем «кошмарении малого бизнеса». Ну, как же может быть иначе – Сталин, строительство социализма, НЭП давно прикрыт, плановое хозяйство – какое тут может быть частное предпринимательство? А оказалось – могло быть. И очень даже мощно развивалось это предпринимательство при товарище Сталине, пока Хрущев в 1956 году не прикрыл и ликвидировал этот сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками (которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара).
Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч – в процессе производства, материалов для производства снарядов – столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство – производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве!
Мое детство прошло в хрущевское время, поэтому отношение к артелям было, как обычно в те времена, пренебрежительное: «Подумаешь, ширпотреб, подумаешь, артель «Красная синька», чепуха какая!». Вот государственное предприятие – это серьезно! А после прочтения этого рапорта начал интересоваться и старался понять – а каким же оно было, советское, сталинское предпринимательство, артельное производство?
Первым делом вспомнилось – по прочитанным мемуарам оружейников-конструкторов и производственников – что в осажденном Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией. Потом начал искать сведения об артелях – и узнал удивительные вещи. Оказалось, что при Сталине предпринимательство – в форме производственных и промысловых артелей – всячески и всемерно поддерживалось. Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «дали по рукам» ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием – единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13% (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было). А чтобы у чиновников соблазна «прижать» артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны… В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Я читал воспоминания своего ровесника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью – он стал «начальником транспортного цеха». Другой раскопал под развалинами сатуратор – устройство для газирования воды – и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе. Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев – в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией – и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать – артель росла и развивалась. А через несколько лет ее председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался – оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почетен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации».
И какое же наследство оставил стране товарищ Сталин в виде предпринимательского сектора экономики? Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи – в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».
Вот как развивалось предпринимательство при Сталине. Предпринимательство настоящее, производительное, а не спекулятивное. Предпринимательство со светлой головой и трудовыми руками, которое открывало полный простор инициативе и творчеству, и которое делало экономику сильнее, шло на пользу стране и народу. Предпринимательство, которое находилось под опекой и защитой государства – о таких реалиях «демократии», как рэкет, «крышевание», коррупция, в сталинские времена и не слыхал никто. И в этих условиях предпринимательство росло и крепло. Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» - у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха – десятки тысяч.
Сталин и его команда решительно выступали против попыток огосударствить предпринимательский сектор. Во всесоюзной экономической дискуссии в 1951 году Д.Т. Шепилов, А.Н. Косыгин отстаивали и приусадебное хозяйство колхозников, и свободу артельного предпринимательства. Об этом же писал Сталин в своей последней – 1952 года – работе «Экономические проблемы социализма в СССР».
Но Сталин умер, на высший государственный пост пролез хитрый прощелыга, «оттепельщик» Хрущев. Вылил потоки грязи на Сталина, злопамятно припомнил Шепилову его выступления против хрущевских идиотических идеек (старшее поколение помнит хрущевскую формулу «и примкнувший к ним Шепилов»). И за пять лет разорил, растоптал и уничтожил то, что десятками лет заботливо, мудро и последовательно выращивал Сталин. В 1956 году он постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия – исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Упомянутый выше «Радист» стал госзаводом. «Металлист» - Ремонтно-механическим заводом. «Красный партизан» - Канифольным заводом. «Юпитер» превратился в государственный завод «Буревестник». Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату.
Не вызывает сомнений справедливая национализация, проведенная после революции – все, что построено народом за века его ограбления и эксплуатации, при мерзкой и несправедливой системе распределения благ, безусловно должно было быть передано тому, кому все это принадлежит по праву – трудовому народу. Все, что нажито спекуляцией, ростовщичеством, обманом, аферами, финансовым или полицейским принуждением – должно быть возвращено народу и использоваться во благо всего народа.
Но собственность артелей, созданная и накопленная в советское время, в полном соответствии со справедливыми законами, собственность материальная, трудовая, не бумажные «ваучеры», «акции» и прочие бумажонки, являющиеся средствами и инструментами обмана и присвоения – собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились артельщиками – это собственность честная. Это собственность, которая служит не эксплуатации одного человека другим, а созиданию благ для всех – и ее отнимать, как отнял Хрущев, нельзя.
И сейчас, перед выборами, когда пропагандистская машина демиков беспощадно промывает мозги всем предпринимателям насчет того, что «придут злые сталинисты и все отберут», надо помнить, что именно Сталин сформировал и вырастил великолепно работающую систему предпринимательства – честного, производственного, не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил ее как от злоупотреблений и коррупции чиновников, так и от ростовщического, живущего на проценты, хищного капитала. Не смог только защитить от глупого и злобного Хрущева, горе-реформатора, предтечи нынешнего коррупционного режима, не отправил его вовремя в тот самый ГУЛАГ."
Источник
ПОСЛЕДНИЙ УДАР СТАЛИНА…
Последний удар Сталина Ибраев Геннадий Рис. Сталинский план преобразования природы. 8 государственных полос, которые пройдут: 1) по обоим берегам р. Волги от Саратова до Астрахани - две полосы шириной по 100 м и протяженностью 900 км; 2) по водоразделу pp. Хопра и Медведица, Калитвы и Березовой в направлении Пенза - Екатериновка - Каменск (на Северском Донце) - три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 600 км; 3) по водоразделу pp. Иловли и Волги в направлении Камышин - Сталинград - три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 170 км; 4) по левобережью р. Волги от Чапаевска до Владимировы - четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 580 км; 5) от Сталинграда к югу на Степной - Черкесск - четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 570 км; 6) по берегам р. Урала в направлении гора Вишневая - Чкалов - Уральск - Каспийское море - шесть полос (три по правому и три по левому берегу) шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 200 м и протяженностью 1080 км; 7) по обоим берегам р. Дона от Воронежа до Ростова - две полосы шириной по 60 м и протяженностью 920 км; 8) по обоим берегам р. Северского Донца от Белгорода до р. Дона - две полосы шириной по 30 м и протяженностью 500 км.
В 1948г. Когда Европа еще восстанавливала хозяйство от последствий разрушительной войны, в СССР по инициативе Сталина вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 20 октября 1948 года "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР". В печати указанный документ назвали "Сталинским планом преобразования природы". Не имеющая аналогов в мировой практике пятнадцатилетняя программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов. Согласно плану преобразования природы, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов. Сила этого плана была в единой воле, комплексности и масштабности. План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам. По этому, величественному плану за 15 лет будет создано 8 крупных государственных лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5.300 километров, на полях колхозов и совхозов будут созданы защитные лесонасаждения общей площадью 5.709 тысяч гектаров и уже к 1955 году в колхозах и совхозах будет построено 44.228 прудов и водоемов. Все это в соединении с передовой советской агротехникой обеспечит высокие, устойчивые, независящие от капризов погоды урожаи на площади свыше 120 миллионов гектаров. Урожая собранного с этой площади посевов, хватит, чтобы прокормить половину жителей Земли. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение. Газета "Вашингтон пост" в 1948г. приводит слова генерального директора ООН по делам продовольствия и сельского хозяйства Бойд Орр, который заявил: "Темпы истощения плодородной почвы в США вызывают тревогу. Примерно одна четверть площади, первоначально занятой пахотными землями уже опустошена. Каждый год в этой стране уничтожается три миллиона тонн верхних плодородных слоев почвы". Далее газета признается откровенно: "Если холодная война превратиться в длительный конфликт, то достижения в отношении мелиорации могут решить вопрос о том, кто будет победителем". Мало кто знает, что подготовка к принятию этого масштабного проекта предшествовала 20-летняя практика в Астраханской полупустыне, где буквально, на голом месте, в 1928г. была заложена исследовательская станция Всесоюзного института агролесомелиорации, под названием Богдинского опорного пункта. В этой умирающей степи, преодолев большие трудности, ученые и лесоводы своими руками посадили первые гектары молодых деревьев. Именно здесь из сотен разновидностей деревьев и кустарников были выбраны породы деревьев удовлетворяющие научным разработкам Докучаева и Костычева, для природных условий России. И лес вырос! Если в открытой степи жара достигает 53 градуса, то в тени деревьев на 20% прохладнее, испарение почвы уменьшается на 20%. Наблюдения в Бузулукском лесничестве зимой 28-29гг, показали, что сосна высотой 7,5метра собрала в эту зиму 106 кг инея и изморози. Это значит, что небольшая роща способна "добыть" из осадков влаги несколько десятков тонн. На основании научных знаний и опытных работ и был принят этот грандиозный план. Одним из ученых был и Высоцкий Г.Н. академик ВАСХНИЛ, который изучал влияние леса на гидрологический режим. Впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем, исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей. И внёс существенный вклад в степное лесоразведение Колхозники и работники лесхозов заготовили 6000 тонн семян древесных и кустарниковых пород. Интересен состав пород, предложенный советскими учеными: первый ряд - тополь канадский, липа; второй ряд - ясень, клен татарский; третий ряд - дуб, желтая акация; четвертый ряд - ясень, клен остролистый; пятый ряд - тополь канадский, липа; шестой ряд - ясень, клен татарский; седьмой ряд - дуб, желтая акация… и так далее в зависимости от ширины полосы, из кустарников - малина и смородина, что позволит привлечь птиц для борьбы с вредителями лесонасаждений. Для оказания помощи колхозам в оплате стоимости работ по лесоразведению принято постановление: обязать Министерство финансов СССР предоставлять колхозам долгосрочный кредит сроком на 10 лет с погашением, начиная с пятого года. Целью данного плана было предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь путём строительства водоёмов, посадки лесозащитных насаждений и внедрения травопольных севооборотов в южных районах СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина). Всего планировалось высадить более 4 млн. га леса, и восстановить леса уничтоженные последней войной и нерадивым хозяйствованием. Государственные полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев. Помимо государственных лесных защитных полос высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления). Помимо этого внедрялись более прогрессивные методы обработки полей: применение чёрных паров, зяби и лущения стерни; правильная система применения органических и минеральных удобрений; посев отборных семян высокоурожайных сортов, приспособленных к местным условиям. План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия, разработанной выдающимися русскими учеными В. В. Докучаевым, П. А. Костычевым и В. Р. Вильямсом. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами. Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв. План предусматривал не только абсолютное продовольственное само обеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерно- и мясопродуктов. Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев. Большую помощь при отводе трасс под государственные защитные полосы, при составлении технических проектов по развертыванию лесонасаждений в колхозах и совхозах, а также по созданию промышленных дубрав на юго-востоке оказали ученые. В этой работе, организованной под общим руководством Академии наук СССР, приняли участие научные работники свыше 10 научных учреждений самой Академии наук СССР, Московского и Ленинградского университетов, 4-5 ведомственных научно-исследовательских институтов, более 10 специальных лесных и сельскохозяйственных учебных заведений Москвы, Ленинграда, Саратова, Воронежа, Киева, Новочеркасска. В целях обеспечения широкой механизации полевых и лесозащитных работ и повышения их качества в плане было: обязать Министерство сельскохозяйственного машиностроения, Министерство автомобильной и тракторной промышленности, Министерство транспортного машиностроения, Министерство строительного и дорожного машиностроения и другие промышленные министерства, выполняющие заказы для сельского хозяйства, обеспечить безусловное выполнение установленного плана производства сельскохозяйственных машин, высокое их качество и более быстрое освоение новых усовершенствованных сельскохозяйственных машин и орудий. Были разработаны машины для одновременной семи полосной посадки деревьев, вместо культиваторов с конным приводом, впервые, были начаты работы по созданию мини тракторов для работ на лесосеках (так называемый - пешеходный трактор "ТОП", с двигателем 3 л.с.). Для полива овощных культур - дождевальные установки КДУ с автономным двигателем. Уже проходили испытания отечественные комбайны - для уборки зерна, хлопка, льна, свеклы и картофеля Для проработки и реализации плана был создан институт "Агролеспроект" (ныне институт Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России. Выполнение поставленных задач стало делом всего народа. Одновременно с полезащитным лесоразведением надо было принять меры по сохранению и улучшению особо ценных лесных массивов, в том числе Шипова леса, Хреновского бора, Борисоглебского лесного массива, Тульских засек, Чёрного леса в Херсонской области, Великоанадольского леса, Бузулукского бора. Восстанавливались насаждения, уничтоженные во время войны, разрушенные парки. Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. Они позволили бы резко улучшить окружающую среду, построить большую систему водных путей, урегулировать сток множества рек, получать огромное количество дешёвой электроэнергии, использовать накопленную воду для орошения полей и садов. Для решения проблем, связанных с осуществлением пятилетнего плана мелиоративных работ, был привлечен Институт инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса. Однако, со смертью Сталина в 1953 году, выполнение плана было свёрнуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов, которые предназначались для разведения рыб, были заброшены, созданные в 1949-1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы по указанию Н. С. Хрущёва. Главлит быстренько изъял книги о Плане, Совмин СССР - 29 апреля 1953 г. спецпостановлением приказал остановить работы по созданию лесных полос, их планирование и выращивание посадочного материала (ЦГАВО Украины. - Ф. 2, оп. 8, д. 7743, л. 149-150) Одним из последствий свёртывания данного плана и внедрения экстенсивных методов увеличения пашни, было то, что в 1962-1963 гг. произошла экологическая катастрофа, связанная с эрозией почв на целине, и в СССР разразился продовольственный кризис. Осенью 1963 года с прилавков магазинов исчезли хлеб и мука, начались перебои