Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретическая реконструкция феномена деловой женщины



Исследование опиралось на теоретическую конструкцию, со­ставленную из разрозненных фактов и эмпирических данных, соб­ранных на большом исследовательском поле «женщина и работа» В эту конструкцию вошли данные о женском лидерстве, личност­ной сфере работающих женщин, особенностях совмещения работы с семейно-бытовой сферой и других блоках, составляющих, по нашей гипотезе, сложный социально-психологический феномен деловой женщины.

При анализе иотивационной сферы деловых женщин прихо­дится опираться на мотивационные характеристики работающих женщин, которые нельзя назвать хорошо изученными, и на общие теории мотивации В применении к деловым женщинам это, без­условно, феномен мотивации достижений, понятия прямых и за-

мещающих достижений, страха успеха, иерархии мотивов. Моти­вация достижений свойственна деловым женщинам в большей степени, чем женщинам вообще, но, по отношению к мужчинам, женская мотивационная сфера имеет специфические особенности, наличие которых отмечал, в том числе, и автор одной из теорий мотивации достижений .W Atknson.

Эти особенности заключаются в том, что социокультурные ограничения на женскую активность в общественной сфере за­ставляют женщин бессознательно отказываться от прямых дости­жений, которые трансформируются в т.н. замещающие достиже­ния (т.е. достижения в сферах семьи, отношений, успеха значимых других и т д.), а также отказываться от собственных успехов во из­бежание их отрицательных последствий для личной жизни [15, 18 и др.]. Последнее и характеризует феномен страха успеха, который вызвал обширную полемику в зарубежной психологической лите­ратуре (врожденная/приобретенная природа страха успеха), и уже обращает на себя внимание отечественных психологов [6, 9]. Мы склонны придерживаться социокультурного объяснения природы страха успеха. Относительно его наличия у российских деловых женщин наши данные показывают следующее: в максимальной степени этот феномен присущ женщинам, имеющим выраженную ориентацию на достижения, но занимающим средние, менеджер­ские позиции на карьерной лестнице. Те женщины, которые зани­мают более высокие позтщи, научились в процессе их достиже­ния компенсировать страх успеха (или вообще не переживали его), демонстрируя, таким образом, результат «естественного отбора» А женщины, находящиеся ниже на карьерной лестнице, являются потенциальными носителями феномена, не проявляющегося в си­лу исполнительского характера работы. Предполагаем, что ис­пользование проективных методик, традиционно применяющихся для изучения страха успеха в исследованиях зарубежных психоло­гов, дало бы более четкие результаты.

О специфике мотивационной пирамиды женщин-предприни­мателей, как наиболее ярких представителей деловых женщин, можно сказать следующее: выше, чем у мужчин, в их иерархии мотивов стоят самореализация, интерес к содержанию работы, за­бота о близких, а ниже - желание руководить, влиять на общест­венные процессы [3, 19]. Другая особенность женской мотиваци­онной сферы - колебания мотивации достижения в течение жиз-

ненного цикла: возрастание в добрачный период, снижение в пе­риод активного выполнения брачных и материнских функций [13]

Женское лидерство, проявляющееся как в деловой, так и в межличностной сферах, представляется нам весомой составляю­щей феномена деловой женщины. Лидерство женщин в деловой сфере (качества руководителя и стили руководства, взаимоотно­шения с подчиненными пр.) изучалось активно, правда, по мнению многих критиков, при недостаточном учете специфики объекта (распространение полоролевых установок экспертов и опрашивае­мых на результаты опроса, экстраполяция данных по общей вы­борке женщин на женщин-руководителей и т.д.). Тем не менее, общая картина женского лидерства достаточно ясна. Женщины могут быть не менее, а в ряде случаев и более эффективными ли­дерами, чем мужчины (особенно, на средних уровнях руководства, в ситуациях четко поставленной задачи и рутинной работы). В глазах подчиненных высшую оценку получают те женщины-руководители, которые придерживаются «женского» стиля пове­дения, т.е. конгруэнтны своему полу [21]. «Женские» стили ли­дерства, в противоположность традиционному убеждению, не ха­рактеризуются чрезмерной ориентацией на отношения в ущерб ориентации на задачу. Напротив, выделяются две противополож­ные тенденции в женском руководстве: а) координация группового процесса, продвижение подчиненных; б) нежелание делегировать полномочия, сверхконтроль за подчиненными [19]. Значительное влияние на процесс и результат женского лидерства оказывают полоролевые стереотипы, порождающие негативную оценку этого явления у окружающих и внутриличностные конфликты у самой женщины-лидера. Женщины, занимающие высокие руководящие посты, особенно, в нетрадиционных для женщин сферах деятель­ности, демонстрируют высокую тревожность и амбивалентность в оценке полезности женских качеств в характере руководителя /5/ В целом, теоретики лидерства сходятся в том, что будущее за ли­дерством, сочетающим «женские» технологии руководства с «муж­ской» целеориентированностью, и носителями этого стиля с равной эффективностью могут быть как мужчины, так и женщины [19].

Особенности социализации деловых женщин трудно подда­ются изучению - слишком много факторов оказывают влияние на этот процесс, и характер влияния невозможно оценить однозначно. Поэтому корреляции тех или иных параметров социализации с ха-

ракггерисгиками феномена можно рассматривать лишь как допол­нительную информацию. Наиболее часто в зарубежных работах встречаются ссылки на старшинство деловых женщин среди детей в семье или на то, что они являлись единственными детьми; на то, что они имели теплые эмоциональные отношения с родителями, которые являли собой пример образованных и часто деловых лю­дей с либеральными полоролевыми установками (либо таковым примером был кто-то из старшего окружения). Признают исследо­ватели также влияние удовлетворенности матери и ее рабочего статуса на карьерный выбор женщин (наибольшая мотивация дос­тижения развивается у тех женщин, чьи матери работали и были удовлетворены работой). Формирующиеся в процессе ранней со­циализации установки на такие важные составляющие жизни как супружество, работа, дети, выливаются в устойчивые поведенче­ские паттерны, коррелирующие с реальными жизненными обстоя­тельствами (например, при паттерне «только карьера» женщины с меньшей вероятностью создают семью) [16].

К этому же направлению следует отнести исследования поло-ролевых установок и их влияния на карьерное становление и пси­хологическое самочувствие деловых женщин. Обнаружено, что работающие женщины с традиционной полоролевой ориентацией имеют большее количество ролевых конфликтов и более склонны к депрессиям, чем женщины с андрогинной и маскулинной поло-ролевой ориентацией. Исследования собственно полоролевых сте­реотипов имеют давнюю историю, и основной вывод из большого количества исследований таков: функции пояоролевых стереоти­пов - поддержание тендерного неравенства в обществе [1 и др.]

В профессиональной сфере психологические эффекты действия полоролевых стереотипов проявляются, прежде всего, в половом соотношении: когда женщины как низкостатусные члены группы оказываются в группе в меньшинстве, их ошибки более заметны и менее прощаемы; в этих условиях женщина должна либо уподо­биться мужчинам, становясь «своим парнем», либо остаться в изо­ляции. В любом случае, женщины оцениваются не как личности, а как носители стереотипного образа, подвергаясь давлению к соот­ветствию ему [17]. На стыке психологии и социологии лежат вопро­сы дискриминации женщин при найме на работу и продвижении по карьерной лестнице (эффект «стеклянного потолка»), половой сег­регации профессий, неравной оплаты за равный труд и т.д.

Совмещение сфер работы и семьи деловыми женщинами редко становилось тфедметом изучения, что вполне объяснимо как сложностью объекта, так и неоднозначностью предмета. Не оста­навливаясь на теориях и гипотезах, проанализируем немногочис­ленные эмпирические данные.

Влияние работы на семейную жизнь женщины состоит в рас­тущем чувстве компетентности и силы в браке; если заработная плата женщины превышает таковую у мужчины, происходит не­гласное перераспределение властных полномочий, которое женщи­ны, в большинстве случаев, замалчивают, поддерживая традицион­ный сценарий, в этой ситуации, однако, возрастает вероятность раз­вода [20 и др.]. Работа улучшает психологическое самочувствие женщин, за исключением случаев с паттерном «только работа» Большинство работающих женщин отмечает скорее положительное, чем отрицательное влияние работы на семью, а в семейной сфере работа затрагивает скорее отношения с ребенком, чем с мужем. Ра­бота не сказывается на качестве детско-родительских отношений, что в ряде исследований бьшо подтверждено мнением детей рабо­тающих женщин. Однако, карьера, напротив, оказывает большее влияние на брачные отношения, но модальность этого влияния, в большинстве случаев, положительная [19].

Реальной проблемой, с которой приходится сталкиваться всем работающим женщинам - двойная занятость на работе и дома и вытекающая из этого ролевая перегрузка. Из стратегий преодоле­ния ролевой перегрузки наиболее эффективной как в сфере рабо­ты, так и в сфере семьи является стратегия управления временем (планирования), тогда как наиболее популярна среди деловых женщин стратегия суперженщины (завышенные стандарты, фор­сирование собственных усилий, чтобы их достичь). Часто (не все­гда осознанно) деловые женщины прибегают к стратегии редуци­рования ролей, примером которой может служить отказ от рожде­ния детей (феномен сознательной бездетности).

Большинство деловых женщин встречает понимание со сто­роны своего семейного окружения и пользуется его поддержкой в преодолении ролевой перегрузки. Однако, существенное за­мечание состоит в том, что деловые женщины в своем воспри- | ятии преувеличивают те неудобства, которые причиняют близ­ким людям своей занятостью, и склонны завышать свои стан- ( дарты в деловой и домашней сферах [2, 7, 8, 10]. '

8L

Проанализировав основные тематические блоки, входящие, по нашему мнению, в «конструкцию» феномена деловой женщины, мы получили достаточно пеструю картину. Линейный анализ не дает представления о месте каждого из этих разнопорядковых блоков в целостном феномене. Однако, структурный анализ, про­веденный в ходе нашего эмпирического исследования, в некоторой степени прояснил картину данного феномена.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.