Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В условиях раннего экономического образования



Для оценки ценностных ориентации младших школьников ис­пользована методика, разработанная Н А. Волковой и модифици­рованная ТВ Дробышевой, Она представляет собой опросник, со­стоящий из 64 качеств и умений Опросник характеризует 8 типов ценностных ориентации: соматических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, материальных, культурных, ориентации на людей и общество. Каждый тип ЦО содержит в се­бе по 8 частных ценностей. Например, к интеллектуальным ценно­стям относятся' умение быстро и легко решать задачи, понимать принципы работы сложных машин и механизмов, разбираться в компьютерах, ум, совершенствование интеллекта и т.п.

При работе с опросником было выявлено, что его описание не содержит полного набора ключей, позволяющих дифференци­ровать все 64 ценности по 8 типам. С целью последующего ис­пользования опросника в исследовании была проведена работа с группой студентов магистратуры ГУГН и учителями младших классов общеобразовательной школы (всего 30 чел.). Каждому из них предлагалось заполнить таблицу, состоящую из 8 разделов, выбирая из прилагаемого списка 64-х ценностных ориентации те, которые, с их точки зрения, наиболее соответствуют каждому типу ЦО. Результаты обрабатывались методом подсчета часто встречающихся ЦО в каждом из 8 разделов таблицы. В качестве дополнительной проверки использовались содержательные ха­рактеристики различных видов ценностей и ценностных ориен­тации, опубликованные в «Советском энциклопедическом слова­ре» (1987). Кроме того, 25-ти учащимся 9-летнего возраста, не участвующим в исследовании, был предложен опросный лист с инструкцией, содержащей следующую просьбу: «Каждый чело­век имеет в жизни много важных и менее важных знаний, ка-

честв, умений Напиши, в порядке убывания значимости, что для тебя* 1)Самое важное в жизни, 2) Очень важное, 3) Важное, 4) Важное, но не очень, 5) Не важное» Ответы детей использова­лись для модификации опросника.

В результате были изменены или дополнены следующие ут­верждения. №8 - «иметь дома цветной телевизор» дополнили «компьютер, музыкальный центр», №27 - вместо «разбираться в радиоэлектронике» - «разбираться в компьютерах», №34 - вместо «уметь починить велосипед» - «уметь починить магнитофон», №60 - «участвовать в художественной самодеятельности» замени­ли на «участвовать во внеучебных мероприятиях класса». В итоге частные ценности распределились следующим образом

* соматические быть здоровым, быть красивым, быть фи­зически развитым, быть сильным; любить подвижные игры; вы­глядеть старше своих лет, иметь крепкий организм, закалка,

* волевые- уверенность, целеустремленность, решитель­ность, настойчивость; инициативность, самостоятельность; воспи­тание сильной воли, доводить начатое дело до конца,

* эмоциональные эмоциональность, серьезно относиться к своим чувствам, впечатлительность, испытывать эмоциональные нагрузки, напряжения, непосредственность, импульсивность, не давать волю слезам, умение сдерживаться, хорошее настроение, быть бодрым; хладнокровие,

* интеллектуальные сообразительность, умение легко и быстро решать задачи, понимать принципы работы сложных машин и механизмов, ум, разбираться в компьютерах, совер­шенствование интеллекта, уметь починить магнитофон; изобре­тательность ума,

* нравственные- чуткость; иметь хорошие отношения с ро­дителями, быть справедливым, чувство ответственности, самокри­тичность, чувство товарищества, постоянство; иметь идеалы;

* материальные, иметь дома цветной телевизор, компьютер, музыкальный центр; хорошо одеваться, следовать моде, иметь до­ма современную мебель, коллекционировать что-либо, много за­рабатывать, иметь возможность тратить деньги; самоограничение потребностей, копить деньги,

* культурные, обслуживать себя самому, интересоваться последними достижениями современной науки, планирование дея­тельности, знать много о жизни животных и растений, ухаживать

за ними; способность наслаждаться произведениями искусства, воспитание чувств; соблюдать правила приличия; много читать;

* ориентация на общество и людей: нравиться мальчикам (девочкам); разбираться в каких-либо областях науки лучше, чем твои товарищи; быть дисциплинированным в школе; принимать участие в общественной жизни; быть на хорошем счету у учите­лей; иметь много знакомых ребят во дворе; уметь драться; участ­вовать во внеучебных мероприятиях класса.

Процедура опроса носила строго индивидуальный характер. Детям последовательно предлагались инструкция и опросный лист Экспериментатор зачитывал каждую позицию опросника и уточнял, все ли понял испытуемый После чего ответ заносился в протокол

Каждый ответ ребенка оценивался в баллах: максимальный

- 5, минимальный - 1. Сумма баллов по каждому типу ценност­ных ориентации варьировалась от 8 (минимальная) до 40 (мак­симальная).

С целью выявления побочных факторов влияния на ценност­ные ориентации детей, был проведен опрос среди учителей. На ос­новании заданных критериев педагогам предлагалось определить уровень общественной активности и уровень успеваемости уча­щихся. Для дифференциации учащихся по их общественной ак­тивности учителя должны были оценить каждого ребенка сле­дующим образом:

1-й уровень: активно участвует во всех мероприятиях;

2-й уровень: активно участвует, но не во всех мероприятиях, а только там, где нравится;

3-й уровень: участвует не активно, скорее по принуждению со стороны, либо совсем не участвует.

Оценка успеваемости определялась как среднее значение сум­мы отметок по пяти одним и тем же основным предметам за полу­годие: 1-й уровень - от 5 до 4,5 баллов включительно; 2-й уровень

- от 4,5 до 4 баллов включительно; 3-й уровень - ниже 4 баллов.

Для исследования влияния родителей на ценностные ориента­ции детей была составлена программа (см. приложение 2), при по­мощи которого оценивались следующие факторы: пол, возраст, состав семьи (полная/неполная, количество членов семьи), образо­вание (высшее, среднее специальное, среднее), наличие экономи­ческого образования и представления родителей о раннем эконо-

мическом образовании, отношение к «карманным» деньгам детей и т.д. Ответить на поставленные вопросы предложили одному из родителей каждого ученика. Ответ оценивался баллами' несогла­сие - 0, согласие - от 1 до 5.

Для выявления характеристик распределений переменных ис­пользовался дескриптивный статистический анализ, а для опреде­ления нормальности распределения - критерий Колмогорова-Смирнова.

Для выявления различий между экспериментальной и кон­трольной группами использовалась медиана и два метода ран­жирования по средним значениям- 1) с опорой на критерий зна­ков для определения общего направления сдвига и 2) прямое ранжирование.

Для оценки влияния побочных переменных на зависимые ис­пользовался однофакторный дисперсионный анализ.

Для анализа влияния независимой переменной на зависи­мые переменные применялся дискримивантный анализ, кото­рый позволил оценить коэффициенты линейной модели, вклю­чающей набор зависимых переменных, и который наилучшим образом позволил расклассифицировать группы объектов в со­ответствии со значениями дихотомической независимой пере­менной. В качестве группирующей переменной использовалась принадлежность к экспериментальной и контрольным группам. В качестве зависимых переменных использовались суммарные оценки по типам ЦО, оценки учителями уровня материального благосостояния семей учащихся, уровня их успеваемости и общественной активности. Предполагалось, что использование процедуры дискриминантного анализа с последовательным ис­ключением зависимых переменных, включение которых в мо­дель не приводят к ее улучшению, покажет тот минимальный их набор, позволяющий эффективно различить эксперимен­тальную и контрольную группы. Из модели исключались пе­ременные, связь которых была выше пороговой (коэффициент корреляции больше 0,5).

Все вычисления осуществлялись на BM PC Pentum П с ис­пользованием пакета программ SPSS.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.